Стабилизатор пламени фронтового устройства малоэмиссионной одномодульной камеры сгорания

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного применения и может быть использовано для сжигания предварительно перемешанных газообразных топливовоздушных смесей в камерах сгорания газотурбинных двигателей и газотурбинных установок. В стабилизаторе пламени фронтового устройства камеры сгорания газотурбинного двигателя коническая поверхность выполнена с наружной и внутренней сторонами, дополнительно реализовано охлаждение стабилизатора с наружной стороны конической поверхности и полых П-образных лепестков, при этом наружная сторона конической поверхности и полые П-образные лепестки стабилизатора пламени охлаждаются топливовоздушной смесью, поступающей из смесительного канала в отверстия охлаждения, диаметр отверстий охлаждения наружной конической поверхности и полых П-образных лепестков выполнен в диапазоне 0,6 до 1,5 мм, отверстия подачи пилотного газообразного топлива равнорасположены на торце конической поверхности стабилизатора, а их количество равно 2N, где N - количество лепестков стабилизатора. Изобретение позволяет обеспечить высокую полноту сгорания топлива в широком диапазоне режимов работы ГТД, а также обеспечить ресурсные характеристики стабилизатора. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного применения и может быть использовано для сжигания предварительно перемешанных газообразных топливовоздушных смесей в камерах сгорания газотурбинных двигателей и газотурбинных установок.

Известна камера сгорания с фронтовым устройством (RU №2527011, МПК F23R 3/36, опубл. 27.08.2014) содержащая горелку с камерой смешения и стабилизатор пламени с продольными волнистыми складками (лепестками стабилизатора) -образного профиля, расположенными по окружности стабилизатора пламени группами. Изобретение позволяет снизить уровень дымления и эмиссию вредных веществ в продуктах сгорания топлив, исключив перегрев локальных зон жаровой трубы и реализовать устойчивый процесс горения топливовоздушной смеси с подавлением режимов виброгорения. Недостатком данной конструкции является расположение продольных волнистых складок группами, а также П-образный профиль складок, что огранивает возможность обеспечения стабильной работы камеры сгорания и высокой полноты сгорания во всем диапазоне режимов.

Наиболее близким аналогом по технической сущности и принятой за прототип является камера сгорания с фронтовым устройством (RU №185201, МПК F23R 3/36, опубл. 20.11.2018), содержащая горелочный модуль с продольной осью, соосной с осью жаровой трубы, смесительный канал горелочного модуля, на входе в который расположены каналы подачи топлива с выходными отверстиями, на выходе из смесительного канала располагается стабилизатор пламени с лепестками. Лепестки пустотелые, равнорасположены по окружности стабилизатора пламени и закреплены каждая нижним основанием складки на конусообразной поверхности стабилизатора пламени, торцевые стенки складок размещены радиально в плоскости торца конусообразного стабилизатора пламени, при этом лепестки имеют П-образный профиль в поперечном сечении, продольный профиль лепестков выполнен криволинейным с расположением конечного участка профиля, контактирующего с торцевой стенкой лепестка, параллельно поверхности диффузора жаровой трубы, а дополнительные отверстия газообразного топлива расположены посередине между продольных линий симметрии лепестков.

Недостатком данной конструкции является расположение дополнительных отверстий газообразного топлива посередине между продольных линий симметрии лепестков, что снижает и огранивает возможность обеспечения стабильной работы камеры сгорания и высокой полноты сгорания во всем диапазоне режимов. Также в стабилизаторе используются пустотелые П-образные лепестки, для которых отсутствуют мероприятия по обеспечению охлаждения лепестков, а также внутренней конической поверхности стабилизатора пламени, что не позволяет использовать предложенную конструкцию в камере сгорания газотурбинного двигателя в связи с необеспечением ресурсных характеристик.

Технической проблемой, решение которой обеспечивается при осуществлении предлагаемого технического решения и не может быть реализовано при использовании прототипа, является ограниченность в части обеспечения широкого диапазона беспульсационной работы камеры сгорания, недостаточные характеристики по обеспечению стабилизации пламени при малоэмиссионном горении, а также неработоспособность конструкций в реальных условиях газотурбинного двигателя, в связи с отсутствием защиты от воздействия высоких температур поверхности деталей стабилизатора.

Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в обеспечении широкого диапазона стабильного и беспульсационного малоэмиссионного горения в камере сгорания при изменении режима работы двигателя и температуры окружающего воздуха, а также в повышении ресурса деталей стабилизатора в условиях работы газотурбинного двигателя.

Решение технической задачи достигается тем, что в стабилизаторе пламени фронтового устройства камеры сгорания газотурбинного двигателя, соосным с осью жаровой трубы, располагающемся на выходе из смесительного канала горелочного модуля, содержащем коническую поверхность с отверстиями подачи пилотного газообразного топлива и полыми лепестками, равнорасположенными по окружности стабилизатора пламени и закрепленными каждый одной стороной треугольника на наружной конической поверхности стабилизатора пламени, причем торцы лепестков размещены радиально в плоскости торца стабилизатора пламени, согласно изобретению, коническая поверхность выполнена с П-образными лепестками с наружной стороны и складчатой с внутренней стороны, дополнительно реализовано охлаждение стабилизатора с наружной стороны конической поверхности и полых П-образных лепестков, при этом, наружная сторона конической поверхности и полые П-образные лепестки стабилизатора пламени охлаждаются топливовоздушной смесью, поступающей из смесительного канала в отверстия охлаждения, диаметр отверстий охлаждения наружной конической поверхности и полых П-образных лепестков выполнен в диапазоне 0,6 до 1,5 мм, отверстия подачи пилотного газообразного топлива равнорасположены на торце конической поверхности стабилизатора, а их количество равно 2N, где N - количество лепестков стабилизатора,

В предлагаемом изобретении в отличие от прототипа:

Выполнение наружной стороны конической поверхности и П-образных лепестков с отверстиями охлаждения позволяет реализовать эффективное охлаждение наружной поверхности стабилизатора. Так, охлаждение наружной стороны конической поверхности и П-образных лепестков топливовоздушной смесью позволяет снизить неравномерность распределения тепла по поверхности стабилизатора, возникающей в результате горения топливовоздушной смеси в камере сгорания, а также существенно снизить температуру металла стабилизатора в областях контакта с горячими газами при сохранении эпюры концентраций топлива на срезе стабилизатора, диаметр отверстий подвода топливовоздушной смеси для охлаждения наружной конической поверхности и полых П-образных лепестков выполнен в диапазоне 0,6 до 1,5 мм. При выборе диапазона диаметра отверстий менее 0,6 мм увеличивается риск их засорения в эксплуатации, а при превышении 1,5 мм снижается эффективность теплосъема с поверхности лепестков. Выполнение конической поверхности с внутренней складчатой стороной стабилизатора позволяет снизить напряжения в конструкции при неравномерном нагреве.

Выполнение отверстий подачи пилотного газообразного топлива равнорасположенных на торце конической поверхности стабилизатора в количестве 2N, где N - количество лепестков стабилизатора позволяет обеспечить равномерную подачу пилотного топлива в зону горения топливовоздушной смеси, что позволяет достичь более устойчивого и стабильного горения в камере сгорания ГТД на всех режимах его работы.

На фиг. 1 - представлено изображение стабилизатора пламени в составе фронтового устройства камеры сгорания;

На фиг. 2 - изометрическое изображение стабилизатора пламени с П-образными лепестками и схематичным изображением отверстиями охлаждения П-образных лепестков;

На фиг. 3 - изображен вид стабилизатора с лепестками стабилизации и схематичное изображение отверстий охлаждения лепестков;

На фиг. 4 - сечение лепестка стабилизатора пламени;

На фиг. 5 - сечение А-А стабилизатора пламени.

Стабилизатор пламени 7 фронтового устройства камеры сгорания газотурбинного двигателя находится на выходе из смесительного канала 3 и состоит из полых П-образных лепестков стабилизации пламени 8, имеющих гладкий внутренний профиль 14, равнорасположенных равномерно в окружном направлении на наружной конической поверхности и образующих наружную поверхность стабилизатора пламени 7, а также конической поверхности 6 с отверстиями подачи пилотного газообразного топлива 10, образующей внутреннюю поверхность стабилизатора, коническая поверхность выполнена с наружной и внутренней складчатой (складками) 11 сторонами.

Через группу отверстий 9, расположенных по периметру и в основании полых П-образных лепестков 8 на наружной конической поверхности из смесительного канала 3 за счет набегающего потока подается топливовоздушная смесь, которая формирует защитную пелену для стенок полых П-образных лепестков 8. Диаметры отверстий 9 охлаждения полых П-образных лепестков 8, для обеспечения эффективной защитной пелены и теплосъема с поверхности стабилизатора пламени 7 находятся в диапазоне от 0,6 до 1,5 мм. Складки 11 внутренней конической поверхности 6 выполнены с вогнутыми и выпуклыми элементами, огибают каналы подачи топлива 12 и находятся под основаниями стенок полых П-образных лепестков 8. Через каналы подачи пилотного газообразного топлива 12, располагающиеся внутри конической поверхности 6 стабилизатора пламени 7 в отверстия 10 одинакового диаметра, расположенные на торце конической поверхности 6 стабилизатора пламени 7, подается пилотное топливо, количество отверстий 10 подачи топлива равно 2N, где N - количество лепестков 8 стабилизатора пламени 7, для более равномерного распределения струй пилотного топлива в окружном направлении, при этом отверстия 10 равномерно распределены в окружном направлении торцу конической поверхности 6 стабилизатора 7 между стенками полых П-образных лепестков 8.

Принцип работы стабилизатора заключается в следующем: На вход во фронтовое устройство, где расположены лопатки осерадиального завихрителя 2, через топливные отверстия 1, расположенные в лопатках, подается топливо, которое сносится потоком воздуха, набегающего на лопатки. Формирующаяся закрученная топливовоздушная смесь поступает вниз по потоку в смесительный канал 3, образованный наружной стенкой 4 и внутренней стенкой 5. Смесительный канал 3 имеет гладкий аэродинамический профиль для обеспечения отсутствия отрывных течений внутри него и обеспечения отсутствия условий стабилизации пламени внутри канала 3. На выходе из смесительного канала 3 находится стабилизатор пламени 7, состоящий из наружной конической поверхности и полых П-образных лепестков 8 стабилизации пламени, имеющих гладкий внутренний профиль 14, равнорасположенных в окружном направлении, которые образуют наружную поверхность стабилизатора, и складчатой конической поверхности 6, образующей внутреннюю поверхность стабилизатора. Топливовоздушная смесь проходит между и над П-образными лепестками 8 стабилизатора 7. При этом сами лепестки 8 стабилизатора 7 сообщают дополнительную закрутку топливовоздушной смеси для стабилизации фронта пламени в объеме жаровой трубы камеры сгорания. Вниз по потоку за лепестками 8 стабилизатора 7 происходит формирование рециркуляционных зон I и III, обеспечивающих подвод тепла к еще несгоревшей топливовоздушной смеси и стабилизацию фронта пламени, в полости каждого лепестка 8 формируется рециркуляционная зона II.

Подвод горячих газов к металлическим поверхностям стабилизатора 7 за счет рециркуляционного движения вызывает их неравномерный прогрев, а в местах контакта с пламенем может приводить к оплавлению или температурной эрозии стабилизатора. Для обеспечения снижения тепловой нагрузки на лепестки 8 стабилизатора 7, а также выравнивания температуры по периметру лепестков 8 через группу отверстий 9, расположенных по периметру лепестков 8 стабилизатора 7 и отверстий 13 в основании лепестков из смесительного канала 3 подается топливовоздушная смесь, которая формирует защитную пелену для лепестков, после чего смесь поступает в зону горения.

Для поддержания стабильного горения на переменных режимах работы газотурбинного двигателя, а также процесса горения в камере сгорания на малоэмиссионных режимах и на режимах запуска через каналы 12, располагающиеся внутри конической поверхности 6 стабилизатора 7 в отверстия 10 на торцевой поверхности стабилизатора 7 подается пилотное газообразное топливо. Пилотное топливо, выходящее из отверстий 10, сгорает в диффузионном режиме и обеспечивает локальное увеличение температуры газов, захватываемых зоной рециркуляции III, для обеспечения стабильного горения в камере сгорания.

В результате воздействия горячих газов, заносимых зоной рециркуляции I, возникает нагрев внутренней поверхности стабилизатора 7, при этом нагрев неравномерный. Для обеспечения релаксации напряжений, возникающих в результате температурных градиентов, воздействующих на материал стабилизатора 7 в ходе его работы, внутренняя коническая поверхность 6 выполнена складчатой. Складки 11 огибают каналы подачи топлива 12 и находятся под основаниями стенок лепестков 8. Таким образом, предложенные решения позволяют обеспечить высокую полноту сгорания топлива в широком диапазоне режимов работы ГТД, а также обеспечить ресурсные характеристики стабилизатора.

1. Стабилизатор пламени фронтового устройства камеры сгорания газотурбинного двигателя, располагающийся на выходе из смесительного канала горелочного модуля, содержащий коническую поверхность с отверстиями подачи пилотного газообразного топлива, образующую внутреннюю поверхность стабилизатора пламени и полые П-образные лепестки стабилизации пламени, равнорасположенные по окружности стабилизатора пламени и образующие наружную поверхность стабилизатора пламени, отличающийся тем, что коническая поверхность выполнена с наружной и внутренней сторонами, внутренняя сторона выполнена складчатой, отверстия подачи пилотного газообразного топлива равнорасположены на торце конической поверхности стабилизатора, при этом их количество равно 2N, где N - количество лепестков стабилизатора, дополнительно организовано охлаждение полых П-образных лепестков стабилизации пламени и конической поверхности, причем наружная сторона конической поверхности и полые П-образные лепестки стабилизатора пламени охлаждаются через отверстия топливовоздушной смесью, диаметр отверстий подвода топливовоздушной смеси для охлаждения наружной конической поверхности и полых П-образных лепестков выполнен в диапазоне от 0,6 до 1,5 мм.

2. Стабилизатор пламени по п. 1, отличающийся тем, что внутренняя складчатая поверхность содержит выпуклый и вогнутый элементы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к газотурбинным двигателям наземного применения и может быть использовано для сжигания предварительно перемешанных газообразных топливовоздушных смесей в камерах сгорания газотурбинных двигателей и газотурбинных установок. Фронтовое устройство камеры сгорания газотурбинного двигателя содержит горелочный модуль с продольной осью, соосной с осью жаровой трубы, смесительный канал горелочного модуля, каналы подачи топлива с выходными отверстиями подачи топлива, на выходе из смесительного канала располагается стабилизатор пламени с лепестками, лепестки равнорасположены по окружности стабилизатора пламени и закреплены каждый одной стороной треугольника на наружной поверхности стабилизатора пламени, причем торцы боковых граней лепестков размещены радиально в плоскости торца стабилизатора пламени.

Изобретение относится к способам и устройствам воспламенения топливно-воздушной смеси и стабилизации горения в энергетических установках. Изобретение может найти применение в камерах сгорания энергетических установок, в частности в системах воспламенения топливно-воздушной смеси и стабилизации горения воздушно-реактивных двигателей.

Форсажная камера сгорания турбореактивного двухконтурного двигателя содержит корпус с установленным в нем теплозащитным экраном с образованием между ними канала охлаждения, диффузор, фронтовое устройство. Диффузор образован корпусом камеры и затурбинным коком.

Способ стабилизации зоны горения в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя включает радиальную подачу в набегающий поток парных соударяющихся друг с другом топливовоздушных струй. Оси каждой пары соударяющихся струй расположены в плоскости, проходящей через ось двигателя.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для непрерывного пламенного сжигания подготовленных топливовоздушных смесей газообразного углеводородного топлива в камерах сгорания газотурбинных установок. Двухконтурная горелка для камеры сгорания газотурбинной установки содержит корпус с каналом подвода воздуха, каналом подвода вспомогательного топлива, двумя коллекторами основного газообразного топлива, подключенными к каналам подвода основного газообразного топлива, и цилиндрическим насадком с форсунками, расположенными в торцевой части насадка и подключенными к каналу подвода вспомогательного топлива, кожух с коническим раструбом, расположенный коаксиально цилиндрическому насадку с образованием между ними кольцевой полости, и кольцевую тонкостенную перегородку, установленную в кольцевой полости с образованием двух смесительных камер, сообщенных с каналом подвода воздуха, причем в каждой смесительной камере установлены топливоподающие трубки с калиброванными отверстиями, расположенные перпендикулярно направлению потока воздуха и сообщенные с одним из коллекторов основного газообразного топлива, а также средства воздействия на поток топливовоздушной смеси.

Топка содержит набор трубок, стабилизатор потока, радиальный канал, проходящий через указанный стабилизатор потока, и кольцевой вкладыш. Набор трубок расположен с образованием пучка трубок, поддерживаемых по меньшей мере одной пластиной, проходящей в радиальном направлении внутри топки.

Кольцевая камера сгорания турбомашины содержит две коаксиальные круговые стенки - внутреннюю и внешнюю, - соединенные своими расположенными выше по потоку концами посредством кольцевой стенки дна камеры, содержащей отверстия для установки систем впрыска. Каждая из систем впрыска содержит форсунку и по меньшей мере один спиральный элемент, предназначенный для образования вращающегося потока воздуха, смешивающегося ниже по потоку с топливом, поступающим из форсунки, и по меньшей мере одну свечу зажигания, установленную в отверстии внешней круговой стенки ниже по потоку от систем впрыска.

Изобретение относится к области авиационной техники. Электрохимический генератор низкотемпературной плазмы для поджига, стабилизации и оптимизации работы сверхзвуковой камеры сгорания содержит термохимический реактор со штуцером для подвода газа с химически активным компонентом.

Изобретение относится к области авиационной техники. Сверхзвуковой плазмохимический стабилизатор горения для прямоточной камеры сгорания состоит из установленных в проточной части камеры сгорания двух последовательно расположенных по потоку электродов, выполненных в виде обтекаемых пилонов с симметричными аэродинамическими профилями, один из которых - анод, электрически изолирован от металлической стенки камеры сгорания и оборудован трубкой для подвода топлива и инжекторами для впрыска топлива в поток, при этом анод имеет излом так, что корневая часть анода имеет отрицательную стреловидность относительно направления потока, а концевая - нулевую стреловидность, а второй электрод - катод расположен в следе за первым и непосредственно закреплен на стенке камеры сгорания, в анод дополнительно встроены трубка и инжекторы для впрыска в поток одновременно с топливом химически активных добавок, торец концевой части анода со стороны набегающего потока имеет выступ в виде тонкой прямоугольной пластины, расположенной в плоскости симметрии пилона, задняя кромка пластины скошена и имеет скругления в угловых точках, при этом угол между торцевой поверхностью и задней кромкой анода также скруглен.

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при создании и модернизации энергетических газотурбинных установок, потребляющих в качестве энергетического газотурбинного топлива природный газ и другие виды газообразного топлива. Способ сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки заключается в том, что топливо предварительно смешивают с воздухом в определенном соотношении компонентов.
Наверх