Способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя

Изобретение относится к области контроля технического состояния асинхронных электродвигателей и может быть использовано для обнаружения обрывов стержней в короткозамкнутой обмотке роторов асинхронных электродвигателей. Сущность: регистрируют ток статора при пуске асинхронного двигателя. Разбивают оцифрованный сигнал на интервалы продолжительностью ΔT, удовлетворяющей условию

ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна; Тn - время пуска асинхронного двигателя, с; fc - частота питающего напряжения, Гц. Формируют частотно-временной спектр зарегистрированного сигнала с помощью оконного преобразования Фурье. Определяют наличие в спектре гармонической составляющей от фиктивной обмотки ротора на нижней боковой частоте, порядок которой совпадает с числом пар полюсов асинхронного двигателя. Формируют заключение о наличии оборванных стержней в обмотке ротора. При обнаружении этой гармонической составляющей асинхронный двигатель подключают к преобразователю частоты. Предварительно формируют математическую модель процесса пуска асинхронного двигателя. На математической модели определяют при fc равной 50 Гц, диапазон значений напряжения Upacч на выходе преобразователя частоты, удовлетворяющий условию Upacч.min<Upacч<Uрасч.max, где Upacч.min - минимальное действующее значение напряжения, при котором двигатель сможет запуститься, В; Uрасч.mах - максимальное действующее значение напряжения, при котором время пуска будет более 0,8 с, В. Из полученного диапазона Upacч выбирают Uпуск. Устанавливают выходное напряжение преобразователя частоты равным Uпуск и частоту выходного напряжения равной 50 Гц. Пуск асинхронного двигателя осуществляют через преобразователь частоты. Технический результат: повышение достоверности выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке роторов асинхронных электродвигателей с продолжительностью пуска менее 0,8 секунд. 2 ил.

 

Изобретение относится к области контроля технического состояния асинхронных электродвигателей и может быть использовано для обнаружения обрывов стержней в короткозамкнутой обмотке роторов асинхронных электродвигателей.

Известен «Способ диагностики повреждения короткозамкнутой обмотки ротора асинхронного двигателя» (патент РФ №2644576 МПК G01R31/34, 2018), основанный на контроле электродвижущей силы на выводах обмотки статора в режиме выбега и формировании сигнала о результатах диагностики. Согласно способу из контролируемой электродвижущей силы выделяется среднеквадратичная величина дополнительных гармонических с частотами fv.n=fc(v±n/p) и сравнивается с ее эталонной величиной, и если среднеквадратичная величина этих дополнительных гармонических превысит эталонную величину, то формируют сигнал о повреждении обмотки короткозамкнутого ротора, где fc=f1(1-s); f1 - частота сети; s - скольжение ротора; n=1÷(p-1), v - номер гармоники сети, р - число пар полюсов асинхронного двигателя.

Недостатками указанного способа являются необходимость использования дорогостоящего оборудования и сложность его подключения для проведения контроля электродвижущей силы, повышение вероятности незапланированного отключения электродвигателя по причине отказа понижающего трансформатора, устанавливаемого в цепи обмотки статора.

Известен способ контроля состояния обмотки ротора асинхронного электродвигателя (авторское свидетельство СССР №1121633, МПК G01R 31/34, 1984 г.), заключающийся в подключении обмотки статора к сети, в приведении ротора во вращение и в измерении тока статора, из тока статора выделяют третью гармонику измеряют пульсацию ее амплитуды и по уровню пульсации судят о наличии обрыва стержней обмотки ротора.

Недостатком указанного способа является низкая чувствительность при обрыве малого числа стержней обмотки ротора и влияние на результаты измерений различных эксплуатационных факторов (например, постоянно изменяющаяся нагрузка на валу электродвигателя).

Известен «Способ определения повреждения стержней беличьей клетки роторов асинхронных электродвигателей» (авторское свидетельство СССР №800906, МПК G01R 31/06, 1981 г.), включающий регистрацию тока статора при пуске асинхронного двигателя, сравнение амплитудного значения тока статора за каждый период после затухания апериодической составляющей, выделение разности амплитудных значений тока статора, определение степени повреждения беличьей клетки ротора по величине разности амплитудных значений тока статора.

Недостатком указанного способа является низкая чувствительность к обрыву одного стержня. Способ пригоден для выявления обрыва одного стержня лишь для асинхронных двигателей с числом стержней не превышающим 80, в противном случае способ пригоден для выявления обрывов только двух и более стержней.

Известен «Способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя» (патент на изобретение РФ №2724988, МПК G01R 31/34, 2020 г. ), принятый за прототип, включающий регистрацию тока статора при пуске асинхронного двигателя, оцифровывание сигнала, разбивку сигнала на интервалы продолжительностью ΔT, удовлетворяющей условию

где

ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна;

Tn - время пуска асинхронного двигателя, с;

fc - частота сети, Гц,

формирование частотно-временного спектра зарегистрированного сигнала с помощью оконного преобразования Фурье, определение наличия в спектре гармонической составляющей от фиктивной обмотки ротора на нижней боковой частоте, порядок которой совпадает с числом пар полюсов асинхронного двигателя, формирование заключения о наличии оборванных стержней в обмотке ротора асинхронного двигателя при выявлении этой гармонической составляющей.

Недостатком способа-прототипа является низкая достоверность результатов при диагностике двигателей с быстрым пуском, продолжительностью менее 0,8 секунд.

Техническим результатом предлагаемого способа является повышение достоверности выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке роторов асинхронных электродвигателей с продолжительностью пуска менее 0,8 секунд.

Технический результат достигается тем, что в способе выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя, включающем регистрацию тока статора при пуске асинхронного двигателя, оцифровку зарегистрированного сигнала, разбивку оцифрованного сигнала на интервалы продолжительностью AT, удовлетворяющую условию:

где

ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна;

Tn - время пуска асинхронного двигателя, с;

fc - частота питающего напряжения, Гц, формирование частотно-временного спектра зарегистрированного сигнала с помощью оконного преобразования Фурье, определение наличия в спектре гармонической составляющей от фиктивной обмотки ротора на нижней боковой частоте, порядок которой совпадает с числом пар полюсов асинхронного двигателя, формирование заключения о наличии оборванных стержней в обмотке ротора асинхронного двигателя, при обнаружении указанной выше гармонической составляющей, асинхронный двигатель подключают к преобразователю частоты, предварительно формируют математическую модель процесса пуска асинхронного двигателя, на метаматематической модели определяют при fc равной 50 Гц диапазон значений напряжения Upacч. на выходе преобразователя частоты, удовлетворяющий условию:

Uрасч.min<Uрасч<Uрасч.max, где

Uрасч.min - минимальное действующее значение напряжения, при котором двигатель сможет запуститься, В;

Uрасч.max - максимальное действующее значение напряжения, при котором время пуска будет более 0,8 с, В,

из полученного диапазона Upacч выбирают U пуск устанавливают выходное напряжение преобразователя частоты равным Uпуск и частоту выходного напряжения равной 50 Гц, пуск асинхронного двигателя осуществляют через преобразователь частоты.

Сущность изобретения поясняют графические иллюстрации.

На фиг. 1 приведен частотно-временной спектр диагностического сигнала при исправной обмотке ротора двигателя АИР-71А6.

На фиг. 2 приведен частотно-временной спектр диагностического сигнала при обрыве 1-го стержня в обмотке ротора двигателя АИР-71А6.

Сущность способа заключается в следующем.

Одним из эффективных диагностических признаков наличия повреждений обмотки ротора асинхронного двигателя может служить появление в спектре гармоники от фиктивной обмотки ротора (ФОР) порядка р на нижней боковой частоте. Указанная гармоника может быть определена по выражению:

где fc - частота сети, 50 Гц;

s(t) - скольжение двигателя, о.е.;

р - число пар полюсов двигателя;

- нижняя боковая частота гармоники от ФОР р-го порядка, Гц. («Анализ спектра магнитного поля в зазоре асинхронного двигателя при повреждении обмотки ротора», автор - Скоробогатов Л.Л. (Вестник ИГЭУ. - вып.2. - Иваново: ИГЭУ, 2006. С. 75-78)).

Эту гармонику можно обнаружить в спектре путем регистрации сигнала тока статора с вторичных цепей при пуске асинхронного двигателя. Характерной особенностью этой гармоники будет отражение в спектре от оси времени при скольжении, равном 0,5 о.е.

В процессе пуска гармонический состав спектра тока статора двигателя существенно изменяется и применение метода быстрого преобразования Фурье невозможно. В качестве метода, который позволяет обрабатывать нестационарные сигналы и строить их частотно-временные спектры, используют оконное преобразование Фурье. При применении окна Флэттоп минимальная продолжительность пуска, при котором возможна корректная обработка пускового сигнала, составляет 0,8 секунды.

Переходный процесс изменения частоты вращения ротора асинхронного двигателя с короткозамкнутой обмоткой в режиме пуска описывается уравнением движения:

где Мдв(t) - электромагнитный момент, развиваемый двигателем, Н⋅м;

Мст(t) - суммарный нагрузочный момент, приложенный к валу двигателя, Н⋅м;

J - суммарный момент инерции вала двигателя и соединенного с ним механизма, приведенный к валу двигателя, кг⋅м2;

ω - угловая частота вращения вала двигателя, рад/с;

t - время, с.

В заявляемом способе увеличение времени пуска обеспечивается за счет уменьшения электромагнитного момента двигателя путем регулирования частоты и действующего значения подводимого к двигателю напряжения. При этом уменьшение напряжения приводит к уменьшению электромагнитного момента, а уменьшение частоты - к увеличению.

Применение при пуске преобразователя частоты позволяет задавать как действующее значение, так и частоту переменного напряжения, подводимого к двигателю. При настройке преобразователя частоты учитывают, что одному значению частоты не может соответствовать два различных значения напряжения. Настройку преобразователя частоты производят из условия получения электромагнитного момента асинхронного двигателя, позволяющего добиться времени пуска в соответствии с требуемым условием:

где ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна (для окна Флэттоп ΔF=5), о.е.;

fn - частота напряжения на выходе преобразователя частоты в течение пуска, Гц;

Tn.min - время пуска асинхронного электродвигателя, с. (патент на изобретение РФ №2724988, МПК G01R 31/34, 2020 г )

Частоту питающего напряжения выбирают равной 50 Гц, чтобы исключить увеличение электромагнитного момента. Для указанной частоты определяют диапазон значений напряжения Upaсч. на выходе преобразователя частоты от минимального действующего значение напряжения, при котором двигатель сможет запуститься до максимального действующего значения напряжения, при котором время пуска будет более 0,8 с.

После настройки преобразователя частоты с заданным действующим значением переменного напряжения, подводимого к двигателю из диапазона Upaсч, и частотой выходного переменного напряжения 50 Гц осуществляют пуск асинхронного двигателя и регистрируют ток статора. При наличии обрыва стержня ротора в частотно-временном спектре тока статора будет присутствовать гармоника от фиктивной обмотки ротора на нижней боковой частоте (1).

Способ реализуется следующим образом:

Предварительно формируют математическую модель процесса пуска асинхронного двигателя, на метаматематической модели определяют при частоте питающего напряжения /с равной 50 Гц диапазон значений напряжения fрасч на выходе преобразователя частоты, удовлетворяющих условию:

Uрасч.min<Uрасч<Uрасч.max, где

Uрасч.min _ минимальное действующее значение напряжения, при котором двигатель сможет запуститься, В;

Uрасч.max _ максимальное действующее значение напряжения, при котором время пуска будет более 0,8 с, В,

из полученного диапазона Upacч. выбирают Unyск.

Асинхронный двигатель подключают к преобразователю частоты, устанавливают fc равной 50 Гц, а выходное напряжение преобразователя частоты равным Uпуск. Пуск асинхронного двигателя осуществляют через преобразователь частоты. Регистрируют ток статора при пуске асинхронного двигателя. Оцифровывают зарегистрированный сигнал, разбивают оцифрованный сигнал на интервалы продолжительностью ДТ, удовлетворяющей условию:

ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна;

Tn - время пуска асинхронного двигателя, с;

f c - частота питающего напряжения, Гц,

Формируют частотно-временного спектр зарегистрированного сигнала с помощью оконного преобразования Фурье. Определяют наличие в спектре гармонической составляющей от фиктивной обмотки ротора на нижней боковой частоте, порядок которой совпадает с числом пар полюсов асинхронного двигателя. При наличии этой гармонической составляющей делают заключение о присутствии оборванных стержней в обмотке ротора асинхронного двигателя.

Эффективность способа подтверждена экспериментально. Способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя был реализован на лабораторной установке, состоящей из асинхронного электродвигателя, преобразователя частоты и преобразователя аналоговых сигналов со встроенными датчиками тока.

Испытание проводились на асинхронном электродвигателе АИР71Л6 с тремя парами полюсов, время пуска для которого при действующем значение напряжения 380 В составляет 0,28 с. Способ прототип для данного двигателя непригоден.

Предварительно в программном комплексе ANSYS была сформирована математическая модель процесса пуска асинхронного двигателя АИР71А6 с тремя парами полюсов. На метаматематической модели для частоты питающего напряжения fc равной 50 Гц был определен диапазон значений напряжения Upacч. на выходе преобразователя частоты от Uрасч.min=25 В до Uрасч.max =80 В. В проведенном опыте на двигатель при пуске было подано напряжение Unycк=40 В с частотой 50 Гц.

Были проведены два пуска указанного асинхронного двигателя: с исправной обмоткой ротора и с обмоткой, содержащей один оборванный стержень.

Полученные спектры представлены на фиг. 1 и 2 соответственно. Из фиг. 2 хорошо видно, что при обрыве стержня в спектре отчетливо проявляется гармоника на нижней боковой частоте, порядок которой совпадает с числом пар полюсов электродвигателя (обозначена на фиг. 2 как ФОР 3-), которая достигает нулевого значения частоты, то есть «отражается» от оси времени. Именно появление такой гармоники и позволяет судить о наличии обрыва стержня обмотки ротора. В спектре исправного двигателя эта гармоника практически не проявляется.

Таким образом, предлагаемый способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя с применением преобразователя частоты позволяет с высокой точностью сделать вывод о наличии или отсутствии оборванных стержней в обмотке ротора.

Способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя, включающий регистрацию тока статора при пуске асинхронного двигателя, оцифровку зарегистрированного сигнала, разбивку оцифрованного сигнала на интервалы продолжительностью ΔT, удовлетворяющей условию

где ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна,

Tn - время пуска асинхронного двигателя, с,

fc - частота питающего напряжения, Гц,

формирование частотно-временного спектра зарегистрированного сигнала с помощью оконного преобразования Фурье, определение наличия в спектре гармонической составляющей от фиктивной обмотки ротора на нижней боковой частоте, порядок которой совпадает с числом пар полюсов асинхронного двигателя, формирование заключения о наличии оборванных стержней в обмотке ротора асинхронного двигателя при обнаружении указанной выше гармонической составляющей, отличающийся тем, что асинхронный двигатель подключают к преобразователю частоты, предварительно формируют математическую модель процесса пуска асинхронного двигателя, на математической модели определяют при fс равной 50 Гц, диапазон значений напряжения Uрасч на выходе преобразователя частоты, удовлетворяющий условию

Upacч.min<Upacч<Uрасч.max,

где Upacч.min - минимальное действующее значение напряжения, при котором двигатель сможет запуститься, В;

Uрасч.max - максимальное действующее значение напряжения, при котором время пуска будет более 0,8 с, В,

из полученного диапазона Upacч выбирают Uпуск, устанавливают выходное напряжение преобразователя частоты равным Uпуск и частоту выходного напряжения равной 50 Гц, пуск асинхронного двигателя осуществляют через преобразователь частоты.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизированному электроприводу и может быть использовано для построения адаптивных систем управления двигателями постоянного тока. Способ определения параметров электродвигателя постоянного тока заключается в том, что в течение пуска и работы электродвигателя одновременно измеряют мгновенные величины тока и напряжения в якорной обмотке и частоту вращения выходного вала, затем дифференцируют измеренные мгновенные величины тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, получая производные тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, выполняют две временные задержки мгновенных величин тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала и одну временную задержку производных тока в якорной обмотке и частоты вращения выходного вала, а также мгновенных величин напряжения в якорной обмотке.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к способам выявления межвитковых и иных повреждений в обмотках статора электрической машины электропривода переменного тока во время его работы. Технический результат: упрощение способа и его схемной реализации.

Изобретение относится к области электротехники, к средствам функциональной диагностики электроагрегатов с двигателями внутреннего сгорания. Устройство допускового контроля времени восстановления частоты содержит генератор 1, зажимы для подключения 2, блок масштабирования 3, диод 4, ограничитель-формирователь 5, первый 6 и второй 7 формирователи коротких импульсов, инвертор 8, первый 9, второй 10, третий 11 и четвертый 12 логические элементы И, первый 13, второй 14 и третий 15 счетчики импульсов, первый 16 и второй 17 электронные ключи, первый 18, второй 19 и третий 20 регистры памяти, первый 21, второй 22 и третий 23 числовые компараторы, вычитатель 24, первый 25 и второй 26 RS-триггеры, первый 27 и второй 28 задающие регистры, логический элемент ИЛИ 29, блок памяти 30, индикатор 31, шина ПУСК 32, генератор 33 импульсов стабильной частоты, делитель 34 импульсов, датчик 35 трехфазной активной мощности с цифровым выходом и элемент задержки 36.

Изобретение относится к области электротехники, к средствам функциональной диагностики электроагрегатов с двигателями внутреннего сгорания. Устройство допускового контроля времени восстановления частоты содержит генератор 1, зажимы для подключения 2, блок масштабирования 3, диод 4, ограничитель-формирователь 5, первый 6 и второй 7 формирователи коротких импульсов, инвертор 8, первый 9, второй 10, третий 11 и четвертый 12 логические элементы И, первый 13, второй 14 и третий 15 счетчики импульсов, первый 16 и второй 17 электронные ключи, первый 18, второй 19 и третий 20 регистры памяти, первый 21, второй 22 и третий 23 числовые компараторы, вычитатель 24, первый 25 и второй 26 RS-триггеры, первый 27 и второй 28 задающие регистры, логический элемент ИЛИ 29, блок памяти 30, индикатор 31, шина ПУСК 32, генератор 33 импульсов стабильной частоты, делитель 34 импульсов, датчик 35 трехфазной активной мощности с цифровым выходом и элемент задержки 36.

Изобретение относится к области контроля технического состояния асинхронных электродвигателей и может быть использовано для обнаружения обрывов стержней обмоток роторов высоковольтных асинхронных электродвигателей. Сущность: способ выявления оборванных стержней в короткозамкнутой обмотке ротора асинхронного электродвигателя включает цифровую регистрацию радиальной составляющей индукции внешнего магнитного поля во времени с помощью датчика магнитного поля, устанавливаемого на корпусе электродвигателя в зоне середины длины сердечника статора, разделение полученного сигнала на интервалы, проведение на каждом из этих интервалов оконного преобразования Фурье и получение частотно-временного спектра.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к определению электромагнитных параметров асинхронных машин с фазным ротором. Сущность: сначала соединяют в звезду статорные и роторные обмотки при неподвижном выходном вале.

Асинхронный электропривод для измерения момента сопротивления, создаваемого нагрузкой двигателя. Измеряют мгновенные величины токов и напряжений статора асинхронного двигателя, преобразуют трехфазные значения токов и напряжений в двухфазные составляющие токов и напряжений.

Раскрыт способ оценки вибрационного состояния электродвигателя. Способ включает в себя этапы: определение значения вибраций электродвигателя (1) путем измерения ускорения и/или скорости вибраций электродвигателя (1) с применением датчика (5) вибраций электродвигателя (1), при этом вибрации измеряются по меньшей мере в одном направлении и при этом значение вибраций представляет каждое из измеряемых по меньшей мере одного направления, определение текущей частоты (n) вращения электродвигателя, сравнение значения вибраций с опорным значением текущей частоты (n) вращения электродвигателя (1), сравнение значения вибраций с опорным значением текущей частоты вращения и определение критерия оценки для оценки вибрационного состояния электродвигателя на базе сравнения значения вибраций с опорным значением.

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для испытания электрических машин постоянного тока и механических передач. Технический результат - обеспечение возможности испытания двух электрических машин или двух механических передач с различающимися параметрами.

Изобретение относится к электротехнике и позволяет повысить точность поддержания угловой скорости в процессе испытаний и расширить функциональные возможности метода взаимного нагружения при испытаниях электрических машин постоянного тока, а именно регулировать, стабилизировать или изменять по программе угловую скорость и механический момент нагрузки машин.
Наверх