Амортизированный гравиметр

Изобретение относится к гравиметрам для определения ускорения силы тяжести. Сущность: устройство содержит гравиметрический датчик, установленный в гироплатформу для гироскопической стабилизации датчика, помещенную на амортизирующее устройство. Ось чувствительности гравиметрического датчика направлена вертикально и перпендикулярна плоскости гироплатформы. Центр жесткости упругой системы амортизирующего устройства совпадает с центром масс гироплатформы и гравиметрического датчика. При этом собственные частоты упругой системы амортизирующего устройства при поступательных движениях по трем ортогональным направлениям равны. Технический результат: снижение чувствительности гравиметра к внешним инерционным ускорениям, повышение производительности гравиметрической съемки. 3 ил.

 

Изобретение относится к области геофизического приборостроения, в частности, к устройствам для измерения силы тяжести на борту подвижного объекта, и может быть использовано для определения параметров гравитационного поля Земли.

Известны гравиметры для определения ускорения силы тяжести в процессе морской гравиметрической съемки [В.Г. Пешехонов, А.В. Соколов, Л.К. Железняк, А.Д. Береза, А.А. Краснов. Вклад навигационных технологий в создание мобильных гравиметров // Гироскопия и навигация. 2019. Т. 27. №4. С. 162-180]. При наземной съемке определение относительных значений ускорения силы тяжести производится с использованием переносных гравиметров [ГОСТ 13017-83. Гравиметры наземные. Общие технические условия].

Конструкции морских и наземных гравиметров не рассчитаны на применение на борту подвижного объекта, перемещающегося со значительной скоростью и подвергающегося интенсивным ударам и вибрации, например, самолета, вертолета или автомобиля. Для уменьшения влияния наклонов и качки на борту подвижных объектов чувствительный элемент гравиметрического датчика размещают в кардановом подвесе гироплатформы, при этом ось чувствительности гравиметрического датчика направлена вертикально и перпендикулярна плоскости гироплатформы. Гироплатформа предназначена для обеспечения угловой гироскопической стабилизации гравиметрического датчика. Для уменьшения воздействия вибрации и ударов на чувствительный элемент гироплатформу с гравиметрическим датчиком размещают на амортизирующее устройство, имеющее сравнительно низкую собственную частоту упругой системы (3-20 Гц) и высокое демпфирование, что позволяет эффективно снижать инерционные воздействия.

Известна конструкция аэрогравиметра GT-2A для измерения силы тяжести (http:/aerogeo.ru/resursy/oborudovanie/aerogravimetr-gt-2a/), содержащего гравиметрический датчик, установленный на гироплатформу для гиростабилизации датчика, при этом ось чувствительности гравиметрического датчика направлена вертикально и перпендикулярна плоскости гироплатформы, а гироплатформа с гравиметрическим датчиком помещена на амортизирующее устройство, содержащее ортогонально расположенные демпферы и упругие элементы в виде спиральных пружин. Само амортизирующее устройство размещено под гироплатформой и обеспечивает уменьшение воздействия поступательной вибрации, особенно вертикальной.

Недостатком данной конструкции является смещение вверх центра масс гироплатформы с гравиметрическим датчиком относительно центра жесткости амортизирующего устройства, что создает механическую структуру в виде верхнего маятника. Вследствие этого при горизонтальной поступательной вибрации объекта возникают существенные смещения центра масс из-за низкой собственной частоты упругой системы амортизирующего устройства, что приводит к угловым колебаниям гироплатформы с гравиметрическим датчиком, затрудняющим работу системы гироскопической стабилизации гравиметрического датчика, и создает значительные погрешности гравиметра при использовании его на подвижном объекте.

В качестве прототипа по наибольшему числу общих существенных признаков принят гравиметр из состава аэрогравиметрического комплекса [Патент RU 2090911], содержащий гравиметрический датчик, установленный в гироплатформу для гироскопической стабилизации датчика, при этом ось чувствительности гравиметрического датчика направлена вертикально и перпендикулярна плоскости платформы, а сама гироплатформа помещена в амортизирующее устройство. Гироплатформа с гравиметрическим датчиком размещена в контейнере, который снабжен узлами крепления упругих и демпфирующих элементов амортизирующего устройства, причем узлы крепления расположены симметрично в горизонтальной плоскости, в которой находится центр масс контейнера с содержимым, и симметрично вертикальной оси, проходящей через центр масс. Приближение узлов крепления к плоскости, в которой расположен центр масс системы, значительно снижает угловые колебания гироплатформы с гравиметрическим датчиком под воздействием инерционных ускорений (вибраций и ударов).

Недостаток рассматриваемого прототипа состоит в том, что в приборе не регламентируется положение центра жесткости упругой системы амортизирующего устройства. При несовпадении центра масс и центра жесткости в системе под воздействием внешних сил возникают крутильные колебания. В конструкции прототипа каждый амортизатор амортизирующего устройства выполнен в виде отдельных ортогонально расположенных упругих элементов и демпферов (в описании упоминается только одна вертикально расположенная пружина и три демпфирующих элемента), что дополнительно осложняет обеспечение требуемого положения центра жесткости. Кроме того, отсутствие требований к значениям жесткостей и собственных частот упругой системы амортизирующего устройства по различным поступательным направлениям приводит к угловым колебаниям гравиметрического датчика вследствие неравножесткости упругой системы, т.е. смещения центра масс по направлению, не совпадающему с направлением действия внешней силы.

Решаемая техническая проблема - снижение чувствительности гравиметра к внешним инерционным ускорениям и повышение его эксплуатационных характеристик.

Достигаемый технический результат - повышение производительности наземной гравиметрической съемки за счет обеспечения возможности ее выполнения с борта автомобиля.

Согласно изобретению, указанная проблема решается тем, что в амортизированном гравиметре гравиметрический датчик устанавливается в гироплатформу для его гироскопической стабилизации, при этом ось чувствительности гравиметрического датчика направлена вертикально и перпендикулярна плоскости гироплатформы, а сама гироплатформа помещена на амортизирующее устройство, причем центр жесткости упругой системы амортизирующего устройства совпадает с центром масс гироплатформы и гравиметрического датчика. Амортизирующее устройство, на котором установлена гироплатформа с гравиметрическим датчиком, имеет одинаковые собственные частоты по поступательным направлениям, что обеспечивает отсутствие моментов от неравножесткости упругой системы. Это позволяет избежать угловых колебаний гравиметрического датчика, вызванных воздействием вибрации и ударов, и повысить эксплуатационные характеристики гравиметра.

Сущность и функционирование изобретения поясняется следующими чертежами: фиг. 1 - общий вид амортизированного гравиметра; фиг. 2 - сечение амортизированного гравиметра (вырезана четверть); фиг. 3 - общий вид амортизирующего устройства.

На фиг. 1-3 введены следующие обозначения:

1 - наружная горизонтальная ось амортизирующего устройства,

2 - внутренняя горизонтальная ось амортизирующего устройства,

3 - вертикальная ось амортизирующего устройства,

4 - амортизирующее устройство,

5 - гироплатформа,

6 - гравиметрический датчик,

7 - центр масс гироплатформы и гравиметрического датчика, совпадающий с центром жесткости амортизирующего устройства,

8 - карданов подвес гироплатформы,

9 - гироскоп,

10 - акселерометр,

11 - пакет плоских пружин,

12 - угловой кронштейн,

13 - планка,

14 - лапа,

15 - П-образный кронштейн,

16 - направляющая,

17 - установочная плита,

18 - пружина,

19 - демпфер,

20 - тяга

Амортизированный гравиметр содержит гироплатформу 5 с гравиметрическим датчиком 6, которая размещена в амортизирующем устройстве 4. Центр масс гироплатформы 5 и гравиметрического датчика 6 расположен в центре упругого подвеса амортизирующего устройства 4 и совпадает с центром жесткости, представляющим собой точку приложения внутренних сил упругости подвеса амортизирующего устройства 4. Амортизирующее устройство 4 обеспечивает возможность поступательного перемещения гироплатформы 5 с гравиметрическим датчиком 6 по трем ортогональным направлениям, обозначенным осями 1, 2, 3.

Гироплатформа 5 содержит карданов подвес 8, в котором размещен гравиметрический датчик, ось чувствительности гравиметрического датчика направлена вертикально вверх по оси 3 и перпендикулярна плоскости гироплатформы. На гироплатформе 5 установлены гироскопы 9 и акселерометры 10 для обеспечения гироскопической стабилизации гравиметрического датчика.

Амортизирующее устройство 4 представляет собой конструкцию, в которой гироплатформа 5 с гравиметрическим датчиком 6 соединена с корпусом подвижного объекта (автомобиля) посредством упругого подвеса (далее - подвеса).

Упругие элементы подвеса амортизирующего устройства 4, которые обеспечивают при действии динамических нагрузок возможность перемещения гироплатформы 5 в горизонтальной плоскости по осям 1 и 2, представляют собой четыре пакета плоских пружин 11, расположенных вдоль сторон квадрата, плоскость которого параллельна горизонтальной плоскости. В углах квадрата пакеты плоских пружин 11 соединены угловыми кронштейнами 12 и фиксируются специальными заклепками со сферическими головками в конусных гнездах планок 13, образуя безлюфтовое соединение.

Плоские пружины из пакета 11 выполнены из стальной ленты и собраны в пакет из 5 листов (фиг. 3). Таким образом, каждая сторона квадрата представляет собой многолистовую рессору, известную своей эффективностью и позволяющую расположить центр жесткости подвеса в центре квадрата.

В середине одной пары параллельных пакетов плоских пружин 11 с наружной стороны крепятся лапы 14, с помощью которых амортизирующее устройство устанавливается внутри кабины автомобиля. В середине другой пары параллельных пакетов плоских пружин 11 с внутренней стороны крепится П-образный кронштейн 15, в котором закреплены две вертикальные направляющие 16, по которым на линейных шарикоподшипниках перемещается установочная плита 17 для гироплатформы 5 с гравиметрическим датчиком 6, поддерживаемая винтовыми цилиндрическими пружинами 18 и демпферами 19.

Для предотвращения потери устойчивости пакетов плоских пружин 11 и исключения возникновения крутильных колебаний угловые кронштейны 12 имеют удлинения, которые попарно по диагонали связаны тягами 20.

Функционирование заявленного подвеса амортизирующего устройства обеспечивает возможность поступательных перемещений гироплатформы 5 с гравиметрическим датчиком 6 по трем ортогональным осям 1, 2 и 3, при этом центр масс 7 гироплатформы и датчика совпадает с центром жесткости амортизирующего устройства 4, что исключает возникновение крутильных колебаний при воздействии вибраций и ударов. При совпадении собственных частот упругой системы амортизирующего основания при поступательных движениях по трем ортогональным направлениям исключено возникновение моментов от неравножесткости.

Технико-экономические преимущества изобретения по сравнению с прототипом, характеризующим существующий уровень техники и совпадающим в данном случае с прототипом, заключаются в уменьшении помех прибора от инерционных воздействий и повышении эксплуатационных характеристик гравиметра.

В настоящее время проведены испытания амортизированного гравиметра данной конструкции. Результаты испытаний подтвердили возможность выполнения гравиметрической съемки с борта автомобиля со среднеквадратической погрешностью менее 10-6 м/с2, что удовлетворяет современным требованиям геодезических работ. Продолжительность рейса протяженностью 120 км с 10 пунктами измерений составила 4 ч. Это примерно в 6 раз меньше, чем при использовании переносных гравиметров, что подтверждает повышение производительности наземной гравиметрической съемки.

Таким образом, заявленный технический результат достигнут.

Амортизированный гравиметр для определения ускорения силы тяжести, содержащий гравиметрический датчик, установленный в гироплатформу для гироскопической стабилизации датчика, при этом ось чувствительности гравиметрического датчика направлена вертикально и перпендикулярна плоскости гироплатформы, а сама гироплатформа помещена на амортизирующее устройство, отличающийся тем, что центр жесткости упругой системы амортизирующего устройства совпадает с центром масс гироплатформы и гравиметрического датчика, при этом собственные частоты упругой системы амортизирующего устройства при поступательных движениях по трем ортогональным направлениям равны.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способам измерения параметров гравитационного поля Земли (ГПЗ). Сущность: принимают на борту космического аппарата (КА) сигналы от навигационных КА (НКА) глобальных навигационных спутниковых систем.

Изобретение относится к области спутникового геодезического нивелирования и может быть использовано для определения параметров глобальной модели внешнего гравитационного поля Земли (ВГПЗ). Сущность: определяют координаты низкоорбитального космического аппарата относительно положения центра масс Земли в инерциальной геодезической системе координат и поверхности геоида.

Изобретение относится к средствам определения параметров гравитационного поля Земли. Сущность: проводят взаимную калибровку шкал времени стационарных атомных часов и мобильных атомных часов.

Группа изобретений относится к области морской гравиметрической съемки. Сущность: гравиметрическими датчиками, размещенными на подвижном носителе, измеряют параметры гравитационного поля Земли при перемещении подвижного носителя по системе профилей, покрывающих площадь съемки.

Использование: для определения градиентов силы тяжести или вторых производных потенциала силы тяжести Земли. Сущность изобретения заключается в том, что размещают в центре масс корпуса космического аппарата вытянутой обтекаемой формы градиентометр, в котором на каждой оси x, y, z устанавливают по паре неподвижных линейных акселерометров с заданным расстоянием между ними, с помощью двигательной установки обеспечивают равномерное движение космического аппарата на заданной траектории, параметры движения космического аппарата контролируют с помощью системы GPS или ГЛОНАСС и системами слежения с Земли, солнечные батареи жестко закрепляют на корпусе космического аппарата, при этом ориентацию космического аппарата на заданной орбите обеспечивают с помощью бесплатформенного инерциального блока, для создания необходимого крутящего момента, воздействующего на корпус космического аппарата, используют электромагнитную систему.

Изобретение относится к области геофизики и может быть использовано для изучения гравитационного поля в Мировом океане в целях навигационно-гидрографического обеспечения сил флота и народного хозяйства. Заявленный способ включает проведение предварительных измерений силы тяжести посредством установленного на борту морского судна гравиметра над абиссальной равниной и создание модели гравитационного поля Земли путем комплексирования полученных данных с данными глобальной модели гравитационного поля Земли.

Изобретение относится к области геодезического приборостроения, в частности к гравиметрам, и предназначено для определения абсолютного значения силы тяжести на подвижном основании. Технический эффект, заключающийся в повышении точности измерения ускорения силы тяжести в морских условиях, достигается за счёт того, что в относительном гравиметре имеются две системы обратной связи, работающие на два двигателя, но управляемые одним датчиком положения - туннельным микроскопом.

Изобретение относится к геофизическим исследованиям и может быть использовано для нахождения небольших аномалий силы тяжести при морских измерениях. Технический эффект, заключающийся в повышении точности измерений силы тяжести на подвижном объекте, повышении производительности измерений гравитационного поля, а также в точности навигации по нему, достигается за счёт того, что два абсолютных гравиметра неподвижно устанавливают на объекте в точках с известным расстоянием между ними, в тех же точках устанавливают акселерометры с горизонтальными осями чувствительности, в сигналах гравиметров и акселерометров выделяют вторую гармонику колебаний качки объекта, по ней рассчитывают вертикальные составляющие поступательных ускорений качки, которые вычитают из сигналов гравиметров, полученные после вычитания поступательных ускорений угловой качки сигналы гравиметров складывают и вычитают, получая сигналы суммы и разности, по расстоянию между точками установки гравиметров и скорости движения объекта определяют необходимое для преодоления этого расстояния время и вычисляют возникший за это время сдвиг фазы орбитального движения, подставив сдвиг фаз в сигнал разности, рассчитывают параметры орбитального движения, вычитают сигнал ускорения орбитального движения из сигнала суммы и получают величину мгновенного ускорения силы тяжести, которую усредняют.

Изобретение относится к гравитационным измерениям с помощью движущихся объектов (летательных аппаратов) и может быть использовано для выполнения гравиметрической съемки, необходимой при поиске месторождений углеводородов в особых условиях. Изобретение представляет собой комплекс для проведения гравиметрической съемки на беспилотных летательных аппаратах (БПЛА), состоящий из серийно выпускаемого БПЛА, способного выполнять рейсы с внешней нагрузкой более 8,5 кг и длительностью рейса более 1,5 часов, движущегося за счет вращения шести пропеллеров (гексакоптер), работающего от аккумуляторных батарей, оснащенного тремя гироскопами, блока управления с тройным дублированием всех систем; серийно выпускаемой системы электронной трехосевой стабилизации гравиметра (стедикам); серийно выпускаемого относительного гравиметра CG-6 Autograv™, закрепленного на раме системы стабилизации с помощью резинового амортизатора толщиной 5 мм с модулем упругости 5-7 МПа; ветрозащитного экрана и хомута крепления системы стабилизации с гравиметром к корпусу БПЛА.

Группа изобретений относится к способам и устройствам для измерения градиента гравитации, которые могут быть использованы при разведке природных ресурсов. Сущность: градиентометр содержит: первый акселерометр для генерации первого сигнала ускорения; второй акселерометр, отстоящий от первого акселерометра и предназначенный для генерации второго сигнала ускорения; первое устройство мониторинга, имеющее известное пространственное соотношение с первым акселерометром и предназначенное для обнаружения перемещения второго акселерометра относительно первого акселерометра и генерации первого сигнала коррекции, который является представлением обнаруженного перемещения; контроллер, выполненный с возможностью модифицирования второго сигнала ускорения на основании первого сигнала коррекции так, чтобы градиент гравитации мог быть определен с использованием первого сигнала ускорения и второго сигнала ускорения.
Наверх