Мобильный комплект заправки летательных аппаратов



B67D7/02 - Устройства для разлива, отпуска или переливания жидкостей, не отнесенные к другим подклассам (чистка труб или трубок или систем труб или трубок B08B 9/02; способы и устройства для наполнения или опорожнения бутылок, банок, кувшинов, бочек или подобных сосудов, не отнесенные к другим рубрикам B67C; водоснабжение E03; трубопроводы F17D; системы горячего водоснабжения жилых зданий F24D; измерение объема расхода или уровня жидкости; объемное измерение G01F; монетные или подобные автоматы G07F)

Владельцы патента RU 2792456:

Федеральное автономное учреждение "25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Министерства обороны Российской Федерации" (RU)

Изобретение относится к заправке летательных аппаратов топливом на стоянке. Мобильный комплект заправки летательных аппаратов содержит два мобильных стандартных контейнера (1, 2), связанных между собой трубопроводной обвязкой. В контейнерах размещены отстойная (4) и расходные (3) емкости, технологические трубопроводы, индивидуальные унифицированные функциональные блоки приема, перекачки и выдачи топлива, блоки дозированного ввода ПВКЖ в поток топлива, выдаваемого в бак летательного аппарата, блок электрооборудования и системы автоматики (47). Достигается повышение компактности, мобильности и автономности энергопотребления без подключения к стационарной электросети. 8 ил.

 

Изобретение относится к устройствам для заправки летательных аппаратов топливом на стоянке, в частности, к мобильным комплектам заправки летательных аппаратов и может найти применение в Вооруженных Силах Российской Федерации и различных областях народного хозяйства, где необходима заправка летательных аппаратов: на посадочных площадках, вертодромах, стационарных аэродромах государственной и экспериментальной авиации, а также аэродромах армейской авиации и аэродромах совместного базирования.

Как показала практика, эксплуатация вертолетов при значительном удалении от объектов инфраструктуры, например, при тушении пожаров в лесах, степях, обеспечении экспедиций в горной местности, выполнении авиационно-химических работ на удаленных территориях, а также мероприятий по обеспечению безопасности государства в различных условиях военно-политической обстановки и пр. обусловливает потребность в автономных мобильных заправочных комплексах.

Перед авторами стояла задача разработать компактное устройство - мобильный комплект заправки летательных аппаратов, обладающее возможностью автономной (независимой от внешних источников электроэнергии) эксплуатации без снижения производительности и периодически являющееся мобильным складом модульного типа.

Известен групповой заправщик самолетов топливом, содержащий последовательно связанные между собой участками магистрального трубопровода емкости с топливом, насосные установки, фильтры-сепараторы, распределительные гребенки, регуляторы давления, заправочные агрегаты и гасители гидроударов, выполненные в виде вертикальных отводов и размещенные на участках трубопроводов между насосными установками и фильтрами-сепараторами, между фильтрами-сепараторами и распределительной гребенкой, при этом каждый гаситель гидроудара снабжен поворотной перегородкой с центральным отверстием, установленной на входе в соответствующий отвод, и воздушным клапаном, установленным в верхней части отвода (Патент РФ №2118601, B64F 1/28, B64D 39/00, 1998).

Недостатком группового заправщика является невозможность автономной эксплуатации и низкая мобильность, обусловленная необходимостью применения специальной погрузочной техники для его погрузки-разгрузки на средства транспортирования, а также необходимость постоянного контроля за функциональными операциями заправщика.

Известен топливозаправщик, содержащий транспортное средство, несущее топливную цистерну с дыхательным клапаном и сливно-наливным патрубком, подключенным через мембранный клапан к приемному трубопроводу с клапаном на входе и системе выдачи топлива с топливным фильтром, счетчиком и раздаточными штуцерами для подачи топлива к потребителю, насосный агрегат. В верхней части цистерны установлен чувствительный элемент газоанализатора концентрации паров углеводородов в цистерне, соединенный с входом блока управления последовательностью операций, соединенного входами с датчиками уровней цистерны и информационным выходом мембранного клапана и выходами подключенного к приводу насоса и управляющим входам электромагнитных клапанов, один из которых сообщает полости мембранного клапана с атмосферой или с трубопроводом подачи газа, который сообщен другим электромагнитным клапаном со сливо-наливным патрубком (Патент РФ №2158208, В60Р 3/22, B60S 5/02, B67D 5/32, 2000).

Недостатком данного топливозаправщика является отсутствие возможности заправлять летательные аппараты топливом с дозированным вводом противоводокристаллизационной жидкости (далее - ПВКЖ) ввиду отсутствия в системе технологических трубопроводов дозатора ПВКЖ в поток топлива.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и взятым за прототип является автоматизированная система централизованной заправки самолетов, которая содержит насосы, фильтр грубой очистки, фильтры-сепараторы, резервуары для топлива, пульт управления, расходомер-регулятор, заправочный агрегат, заправочный наконечник, регулятор расхода, бак с ПВКЖ и счетчик-дозатор (Рыбаков К.В., Алпатов А.С., Рожков А.Ф. Заправка самолетов горюче-смазочными материалами. -М.: Транспорт, 1975. -С. 135-138).

Недостатком прототипа является громоздкость конструкции, ввиду размещения ее составных частей на большой площади, низкая мобильность, обусловленная необходимостью использования специальной погрузочной техники на средства транспортирования и длительностью процесса разбора основных узлов для их дальнейшей транспортировки.

Технический результат изобретения - повышение компактности комплекта, мобильности за счет создания возможности погрузки-разгрузки на средства транспортирования без применения специальных погрузочных средств с одновременным повышением автономности энергопотребления без подключения к стационарной электросети.

Указанный технический результат достигается тем, что мобильный комплект заправки летательных аппаратов, содержащий отстойную и раздаточные емкости, технологические трубопроводы, связывающие индивидуальные унифицированные функциональные блоки приема, перекачки и выдачи топлива, блоки дозированного ввода ПВКЖ в поток топлива, выдаваемого в бак летательного аппарата, блок электрооборудования и системы автоматики, согласно изобретению, индивидуальные унифицированные функциональные блоки размещены в двух мобильных стандартных контейнерах с условием разделения на основной и вспомогательный модули, связанные между собой размещенной на крыше каждого модуля трубопроводной обвязкой с запорными кранами, причем каждый модуль состоит из установленного на раму контейнера металлического корпуса с встроенными в основном модуле двумя, а во вспомогательном модуле одной двустенными емкостями с имеющими уклон к центру днищами, межстенное пространство которых содержит разреженную среду, контролируемую вакуумметрами, верхний люк каждой емкости в основном и вспомогательном модулях снабжен дополнительной пломбируемой крышкой, образующей с люком нишу, в которой размещены унифицированные функциональные блоки технологического оборудования отстойной емкости во вспомогательном модуле и расходных емкостей в основном модуле, в торцевых стенках которого выполнены ниши для унифицированных блоков выдачи топлива и для унифицированного блока дозированного ввода ПВКЖ в поток выдаваемого в летательный аппарат топлива, а в боковых стенках основного модуля выполнены с одной стороны ниша энергетическая для установки блока электрооборудования, дополнительно введенного дизель-генератора автономного питания и блока системы автоматики, а с другой стороны в боковой стенке основного модуля - ниша для функционального блока приема топлива от внешнего источника или перекачки топлива между расходными емкостями основного модуля, или перекачки топлива в расходные емкости основного модуля из отстойной емкости вспомогательного модуля, в торцевой стенке которого выполнена технологическая ниша для быстроразъемных соединений трубопроводов наполнения, слива отстоя из отстойной емкости и выдачи топлива, минуя основной модуль, при этом, ниши с унифицированными блоками выдачи топлива основного модуля оснащены запираемыми и пломбируемыми дверцами, с внутренней стороны которых размещены баки разной вместимости для слива отстоя и остатков топлива с ПВКЖ из раздаточных рукавов, кроме того, входной и выходной патрубки отстойной емкости вспомогательного модуля соединены трубопроводами с индивидуальными быстроразъемными соединениями, расположенными на крыше этого модуля, а к каждому из образующихся участков трубопроводов входа и выхода из этой емкости в нише унифицированных функциональных блоков технологического оборудования отстойной емкости подключены соответствующие индивидуальные линии наполнения и выдачи топлива, минуя основной модуль, которые соединены с быстроразъемными соединениями, расположенными в технологической нише для быстроразъемных соединений трубопроводов наполнения, слива отстоя из отстойной емкости и выдачи топлива, минуя основной модуль, вместе с тем, к быстроразъемным соединениям вспомогательного модуля, расположенным на крыше этого модуля, подключены напорно-всасывающие рукава, связанные с быстроразъемными соединениями, расположенными на крыше основного модуля и соединенные трубопроводной обвязкой с нишей для функционального блока приема топлива от внешнего источника или перекачки топлива между расходными емкостями основного модуля, или перекачки топлива в расходные емкости, каждая из которых в нишах для унифицированных функциональных блоков технологического оборудования расходных емкостей соединена трубопроводом с нишами для унифицированных блоков выдачи топлива основного модуля.

На фиг. 1 представлен мобильный комплект заправки летательных аппаратов (общий вид);

фиг. 2 - то же (вид сверху);

фиг. 3 - основной модуль (3а - вид с одной боковой стороны, 3б - вид с противоположной боковой стороны);

фиг. 4 - вспомогательный модуль (4а - вид с одной боковой стороны, 4б - вид с противоположной боковой стороны);

фиг. 5 - ниша для функционального блока приема топлива от внешнего источника или перекачки топлива между расходными емкостями основного модуля, или перекачки топлива в расходные емкости основного модуля из отстойной емкости вспомогательного модуля (вид сбоку основного модуля);

фиг. 6 - ниша энергетическая для установки блока электрооборудования, дополнительно введенного дизель-генератора автономного питания и блока системы автоматики (вид с другого бока основного модуля);

фиг. 7 - ниша для унифицированных блоков выдачи топлива и для унифицированного блока дозированного ввода ПВКЖ в поток выдаваемого в летательный аппарат топлива (вид с каждой из торцевых сторон основного модуля) (2 шт.);

фиг. 8 - технологическая ниша для быстроразъемных соединений трубопроводов наполнения, слива отстоя из отстойной емкости и выдачи топлива, минуя основной модуль (вид с одной из торцевых сторон вспомогательного модуля).

Для понимания работы мобильного комплекта заправки летательных аппаратов введены обозначения позиций:

1 - основной модуль (фиг. 1, 2, 3а, 3б);

2 - вспомогательный модуль (фиг. 1, 2, 4а, 4б);

3 - расходные емкости в основном модуле 1 (2 шт.) (фиг. 1, 2, 3а, 3б);

4 - отстойная емкость во вспомогательном модуле 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б);

5 - ниши унифицированных функциональных блоков технологического оборудования расходных емкостей 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) (2 шт.);

6 - ниша унифицированных функциональных блоков технологического оборудования отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б);

7 - ниши с унифицированными блоками выдачи топлива и унифицированным блоком дозированного ввода ПВКЖ в поток выдаваемого в летательный аппарат топлива (2 шт.) (фиг. 1, 3а, 3б, 7);

8 - ниша с функциональным блоком приема топлива от внешнего источника или перекачки топлива между расходными емкостями 3 основного модуля 1, или перекачки топлива в расходные емкости 3 (фиг. 1, 3б, 5);

9 - ниша энергетическая с установленным блоком электрооборудования - дополнительно введенного дизель-генератора автономного питания и блока системы автоматики (фиг. 3а, 6);

10 - технологическая ниша с быстроразъемными соединенями трубопроводов наполнения, слива отстоя из отстойной емкости и выдачи топлива, минуя основной модуль 1 (фиг. 1, 4а, 4б, 8);

11 - быстроразъемное соединение основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 6);

12 - участок трубопровода перекачки топлива от основного модуля 1 к вспомогательному модулю 2 (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5);

13 - напорно-всасывающий рукав для перекачки топлива от основного модуля 1 во вспомогательный модуль 2 (фиг. 1, 2);

14-быстроразъемное соединение вспомогательного модуля 2 (2 шт.) (фиг. 1, 2, 4а, 4б);

15 - участок трубопровода перекачки топлива в отстойную емкость 4 вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б);

16- быстроразъемное соединение основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 6);

17- участок трубопровода перекачки топлива от вспомогательного модуля 2 к основному модулю 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5);

18 - напорно-всасывающий рукав для перекачки топлива от вспомогательного модуля 2 к основному модулю 1 (фиг. 1, 2);

19 - быстроразъемное соединение вспомогательного модуля 2 (2 шт.) (фиг. 1, 2, 4а, 4б);

20 - участок трубопровода перекачки топлива из отстойной емкости 4 вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б);

21 - напорная линия насосного агрегата 42 ниши 8 (фиг. 5);

22 - всасывающая линия насосного агрегата 42 ниши 8 (фиг. 5);

23 - участок трубопровода прямого приема топлива (минуя основной модуль 1) (фиг. 1, 2, 4а, 4б, 8);

24 - участок трубопровода прямой выдачи топлива (минуя основной модуль 1) (фиг. 1, 2, 4а, 4б, 8);

25 - участок трубопровода с патрубком входа в отстойную емкость 4 (фиг. 2, 4б);

26 - участок трубопровода с патрубком выхода из отстойной емкости 4 (фиг. 2,4б);

27 - заборная труба с патрубком выхода из расходной емкости 3 (2 шт.) (фиг. 2);

28 - участок трубопровода выхода из расходной емкости 3 (2 шт.) (фиг. 2, 3а, 3б, 7);

29 - участок трубопровода перекачки топлива из расходных емкостей 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5, 6);

30 - участок трубопровод перекачки топлива от расходных емкостей 3 к нише 8 (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5);

31 - бак для слива отстоя (фиг. 1, 3а, 3б, 7);

32 - бак для слива отстоя (фиг. 1, 3а, 3б, 7);

33 - насосный агрегат ниши 7 (фиг. 7);

34 - барабан топливный (фиг. 3а, 7);

35 - счетчик жидкости с возможностью дозированного ввода ПВКЖ (фиг. 1, 3а, 3б, 7);

36 - фильтр-водоотделитель ниши 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7);

37 - бак системы дозированного ввода ПВКЖ (фиг. 7);

38 - фильтр сетчатый линии приема ПВКЖ (фиг. 7);

39 - фильтр сетчатый линии выдачи ПВКЖ (фиг. 7);

40 - муфта сливная ниши 7 (фиг. 7);

41 - пульт управления ниши 7 (фиг. 7);

42 - насосный агрегат ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5);

43 - счетчик жидкости ниши 8 (фиг. 5);

44-топливный фильтр ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5);

45 - дизель-генератор (фиг. 3а, 6);

46 - щит управления и защиты (фиг. 3а, 6);

47 - блок автоматики (фиг. 6);

48 - муфта сливная линии прямого приема топлива (минуя основной модуль 1) (фиг. 1, 4а, 4б, 8);

49 - муфта сливная линии прямой выдачи топлива (минуя основной модуль 1) (фиг. 1, 4б, 8).

Мобильный комплект заправки летательных аппаратов (далее -комплект) состоит из основного 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и вспомогательного 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) модулей, каждый из которых представляет собой стандартный контейнер по ГОСТ Р 53350-2009, как вариант, длиной 6058 мм, шириной 2438 мм и высотой 2438 мм.

Основной модуль 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) комплекта состоит из двух двустенных расходных емкостей 3 (фиг. 1, 2, 3а, 36), как вариант, объемом по 6 500 л, размещенных внутри металлического корпуса контейнера.

Каждая расходная емкость 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) имеет дополнительную крышку (без. поз.), образующую на крыше основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) нишу 5 (фиг. 1, 2, 3а, 3б), в которой размещены унифицированные функциональные блоки технологического оборудования.

В каждом из торцов металлического корпуса контейнера основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) выполнены ниши 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7), в которых размещены унифицированные блоки выдачи топлива и унифицированный блок дозированного ввода ПВКЖ в поток выдаваемого в летательный аппарат топлива.

В боковой стенке металлического корпуса контейнера основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) выполнена ниша 8 (фиг. 1, 3б, 5), в которой размещен функциональный блок приема топлива от внешнего источника или перекачки топлива между расходными емкостями 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б), или перекачки топлива в расходные емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б).

В противоположной боковой стенке металлического корпуса контейнера основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) выполнена ниша 9 (фиг. 3а, 6), в которой установлен блок электрооборудования, дополнительно введенный дизель-генератор автономного питания и блок системы автоматики.

Таким образом, в металлическом корпусе контейнера основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) размещены две двустенные расходные емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и выполнены две ниши 5 (фиг. 1, 2, 3а, 3б), две ниши 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7), ниша 8 (фиг. 1, 3б, 5) и ниша 9 (фиг. 3а, 6).

Вспомогательный модуль 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) комплекта состоит из одной двустенной отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б), как вариант, объемом 20000 л, размещенной внутри металлического корпуса контейнера.

Отстойная емкость 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) имеет дополнительную крышку (без. поз.), образующую на крыше вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) нишу 6 (фиг. 1, 2, 4а, 4б), в которой размещены унифицированные функциональные блоки технологического оборудования.

В одном из торцов металлического корпуса контейнера вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) выполнена ниша 10 (фиг. 1, 4а, 4б, 8), в которой размещены быстроразъемные соединения трубопроводов наполнения, слива отстоя из отстойной емкости и выдачи топлива, минуя основной модуль.

В противоположном торце металлического корпуса контейнера вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) выполнена ниша для хранения запасных частей, инструментов и принадлежностей (далее - ЗИП) (без поз.).

Таким образом, в металлическом корпусе контейнера вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) размещена одна двустенная отстойная емкость 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) и выполнены ниша 6 (фиг. 1, 2, 4а, 4б), ниша 10 (фиг. 1, 4а, 4б, 8) и ниша для хранения ЗИП (без поз.).

Ниши 5 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и 6 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) основного 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и вспомогательного 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) модулей содержат запираемые крышки (без поз.), люк-лаз (зачистной), например, ЛЛ600 (без поз.), контрольный люк, например, ЛЗ-150 (без поз.), патрубок с крышкой для залива системы обесшламливания при первом запуске (без поз.), аварийный (реверсивный клапан), например, ППР-40 (без поз.), уровнемер, например, ПМП-062 (без поз.), автоматизированную систему контроля наличия и движения горюче-смазочных материалов (не показана), содержащую информационно-вычислительный комплекс с коммутационным блоком, состоящим из терминала управления, блока передачи информации, уровнемера и контроллера (Патент РФ №2739370, B67D 7/04, B67D 7/32, B60S 5/02, В60Р 3/22, G05D 11/00, 2020), метршток, например, МШТм-2,6 (не показан), трубопроводы линии выдачи (приема) топлива и линии обесшламливания с запорной арматурой (без поз.).

Ниши 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7) оснащены запираемыми дверцами (без поз.), с внутренней стороны которых установлены баки 31, 32 (фиг. 1, 3а, 3б, 7) разной вместимости для слива отстоя, и содержат насосный агрегат 33 (фиг. 7), например, насос ПН-30 с электродвигателем, барабан 34 топливный (фиг. 3а, 7) с раздаточным рукавом, например, ОРТ 38-20 по ТУ 38-105620-86, быстроразъемным соединением типа «Камлок» и раздаточным пистолетом, например, РП-40Г (на фигурах не показаны), счетчик 35 жидкости (фиг. 1, 3а, 3б, 7) с возможностью дозированного ввода ПВКЖ, например, МКА-800, фильтр-водоотделитель 36 (фиг. 1, 3а, 3б, 7), например, ФВВк-30, с манометрами и пробоотборниками, ручной насос для слива отстоя и подтоварной воды, например, РК-2 (без поз.), бак 37 (фиг. 7) для системы дозированного ввода ПВКЖ, ручной насос для закачки ПВКЖ в бак, например, РК-2 (без поз.), фильтр 38 сетчатый (фиг. 7) линии приема ПВКЖ, фильтр 39 сетчатый (фиг. 7) линии выдачи ПВКЖ, расходно-контрольный резервуар ПВКЖ (без поз.), автоматическую систему пожаротушения, например, МГП «Заря» (без поз.), светильник светодиодный, например, LTN-Street-AL-5P (без поз.), трубопроводы линии выдачи топлива и линии обесшламливания с шаровыми кранами, муфту 40 (фиг. 7) сливную, например, МС-80, пульт 41 управления (фиг. 7), огнетушитель, например, МИГ ОП-5 (без поз.).

Ниша 8 (фиг. 1, 3б, 5) оснащена запираемой дверцей (без поз.) и содержит насосный агрегат 42 (фиг. 1, 3б, 5), например, насос ПН-55 с электродвигателем, счетчик 43 жидкости (фиг. 5), например, СЖ-ППО-40, топливный фильтр 44 (фиг. 1, 3б, 5), например, ФГк(у)-40 Т с манометрами и пробоотборниками, трубопроводы линии приема и перекачки с шаровыми кранами, муфту сливную, например, МС-80 с сетчатым фильтром (без поз.), автоматическую систему пожаротушения, например, МГП «Заря» (без поз.), светильник светодиодный, например, LTN-Street-AL-5P (без поз.), пульт управления (без поз.), катушку выравнивания потенциалов, например, БЗ-1 (без поз.), огнетушитель, например, МИГ ОП-5 (без поз.).

Ниша 9 (фиг. 3а, 6) оснащена запираемой дверцей (без поз.) с вентиляционными решетками для охлаждения оборудования и выпуска отработанных (выхлопных) газов и содержит дизель-генератор 45 (фиг. 3а, 6) автономного питания, например, ЛГУ-12, со щитом 46 управления и защиты (фиг. 3а, 6), блок 47 автоматики (фиг. 6), автоматическую систему пожаротушения, например, МГП «Заря» (без поз.), светильник светодиодный, например, LTN-Street-AL-5P (без поз.), счетчик времени наработки, например, СВН-2-0,5 для учета суммарной наработки комплекта (без поз.), огнетушитель, например, МИГ ОП-5 (без поз.), межстенный контроллер вакуума, например, ТВ-510Р.05 (без поз.) и ниппель с краном для откачки воздуха из межстенного пространства резервуаров (без поз.).

Ниша 10 (фиг. 1, 4а, 4б, 8) оснащена запираемой дверцей (без поз.) с вентиляционной решеткой и содержит ручной насос для слива отстоя и подтоварной воды, например, РК-2 (без поз.), катушку выравнивания потенциалов, например, БЗ-1 (без поз.), автоматическую систему пожаротушения, например, МГП «Заря» (без поз.), светильник светодиодный, например, LTN-Street-AL-5P (без поз.), трубопроводы линии выдачи топлива и линии обесшламливания с шаровыми кранами, муфту 48 сливную (фиг. 1, 4а, 4б, 8) линии прямого приема топлива (минуя основной модуль 1), например, МС-80, муфту 49 сливную (фиг. 1, 46, 8) линии прямой выдачи топлива (минуя основной модуль 1), например, МС-80, и огнетушитель, например, МИГ ОП-5 (без поз.).

Основной 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и вспомогательный 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) модули связаны следующим образом.

К основному модулю 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) через быстроразъемное соединение 11 (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 6) участка 12 трубопровода (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5) перекачки топлива от основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) к вспомогательному модулю 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) подключен напорно-всасывающий рукав 13 (фиг. 1, 2), другой конец которого через одно из быстроразъемных соединений 14 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) подключен к участку 15 трубопровода (фиг. 1, 2, 4а, 4б) перекачки топлива в отстойную емкость 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б), а через быстроразъемное соединение 16 (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 6) основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) участка 17 трубопровода (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5) перекачки топлива от вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) к основному модулю 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) подключен напорно-всасывающий рукав 18 (фиг. 1, 2), другой конец которого через одно из быстроразъемных соединений 19 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) подключен к участку 20 трубопровода (фиг. 1, 2, 4а, 4б) перекачки топлива из отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б). Участок 12 трубопровода (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5) перекачки топлива от основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) к вспомогательному модулю 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) и участок 17 трубопровода (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5) перекачки топлива от вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 46) к основному модулю 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) связаны с напорной 21 (фиг. 5) и всасывающей 22 (фиг. 5) линиями насосного агрегата 42 (фиг. 1, 3б, 5) ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5) соответственно.

Технологическая ниша 10 (фиг. 1, 4а, 4б, 8) через участки трубопроводов прямого приема 23 (фиг. 1, 2, 4а, 4б, 8) и выдачи 24 (фиг. 1,2,4а, 4б, 8) топлива связана с нишей 6 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) и участками 15 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) и 20 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) трубопроводов соответственно, установленными на крыше вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б). Участки 23 (фиг. 1, 2, 4а, 4б, 8) и 24 (фиг. 1, 2, 4а, 4б, 8) трубопроводов соединены с соответствующими сливными муфтами прямого приема 48 (фиг. 1, 4а, 4б, 8) и прямой выдачи 49 (фиг. 1, 4б, 8) топлива (минуя основной модуль 1), расположенными в технологической нише 10 (фиг. 1, 4а, 4б, 8). Кроме того, к участкам 23 (фиг. 1, 2, 4а, 4б, 8) и 24 (фиг. 1, 2, 4а, 4б, 8) трубопроводов в нише 6 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) подключены соответствующие индивидуальным участки 25 (фиг. 2, 4б) и 26 (фиг. 2, 4б) трубопроводов с патрубками входа и выхода из отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) соответственно. Через них происходит наполнение или перекачка топлива из отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б).

Расходные емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) связаны с оборудованием ниш 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7) следующим образом. Каждая расходная емкость 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) через заборную трубу 27 (фиг. 2) с патрубком выхода из этой емкости в нише 5 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) связана с участком 28 трубопровода (фиг. 2, 3а, 3б, 7), который, в свою очередь, соединен с входным патрубком насосного агрегата 33 (фиг. 7) ниши 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7), откуда происходит выдача топлива в летательный аппарат или автомобильное средство заправки и транспортирования горючего (далее - АСЗТГ).

Расходные емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) связаны с оборудованием ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5) следующим образом. В нишах 5 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) к участкам 28 трубопроводов (фиг. 2, 3а, 3б, 7) каждой расходной емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) подключен общий участок 29 трубопровода (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5, 6) перекачки топлива между расходными емкостями, расположенный на крыше основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б), к которому подключен индивидуальный участок 30 трубопровода (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5), связанный с всасывающей линией 22 (фиг. 5) насосного агрегата 42 (фиг. 1, 3б, 5) ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5).

Работа комплекта заключается в выполнении следующих операций:

а) наполнение и опорожнение расходных 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и отстойной 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) емкостей комплекта собственным и сторонним насосами;

б) кратковременное хранение топлива в расходных 3 (фиг. 1, 2, За, 36) и отстойной 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) емкостях;

в) перекачка топлива из отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) в расходные емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б);

г) перемешивание топлива в расходных 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) емкостях путем перекачивания топлива «на кольцо»;

д) прием и кратковременное хранение ПВКЖ;

е) заправка летательного аппарата топливом (выдача в АСЗТГ), очищенным от загрязнений (механических примесей и свободной воды), из расходных емкостей 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) открытым способом с одновременным учетом количества выдаваемого топлива;

ж) дозированный ввод после фильтра-водоотделителя 36 (фиг. 1, 3а, 3б, 7) учтенного количества очищенной от загрязнений (механических примесей) ПВКЖ в поток топлива при заправке летательного аппарата;

з) отбор проб для контроля качества и чистоты из расходных 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и отстойной 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) емкостей, трубопровода линии выдачи и средств очистки топлива от загрязнений;

и) слив топлива из отстойных зон расходных 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и отстойной 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) емкостей и средств очистки топлива от загрязнений;

к) выдача топлива из отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) сторонним насосом минуя средства очистки от загрязнений и средства учета.

Работа установки осуществляется следующим образом:

Пример 1. Наполнение отстойной емкости комплекта из транспортного средства (АСЗТГ) (не показано) собственным насосным агрегатом 42 (фиг. 1, 3б, 5) ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5) (операция а).

Открывают крышку ниши 6 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) и измеряют высоту взлива топлива в отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) метрштоком, а также плотность топлива и его температуру, после чего устанавливают противооткатные упорные колодки под транспортное средство (АСЗТГ) и выполняют его заземление. Затем соединяют трос для выравнивания потенциалов комплекта с АСЗТГ и открывают дверцы ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5) и снимают крышку муфты сливной, после чего соединяют рукав слива АСЗТГ с быстроразъемным соединением этой муфты. Далее оператор на пульте управления ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5) задает команду для наполнения отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б). От пульта управления сигналы поступают на блок 47 автоматики (фиг. 6), который подает сигналы на открытие необходимых шаровых кранов в системе трубопроводов основного 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и вспомогательного 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) модулей комплекта для перекачки топлива из АСЗТГ в отстойную емкость 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) и сигнал для включения насосного агрегата 42 (фиг. 1, 3б, 5) ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5), всасывающая линия 22 (фиг. 5) которого связана с муфтой сливной (без поз.), через которую топливо поступает от АСЗТГ, а напорная линия 21 (фиг. 5) связана с топливным фильтром 44 (фиг. 1, 3б, 5). Топливо перекачивается через данные функциональные узлы, после чего поступает к счетчику 43 жидкости (фиг. 5), от которого, в свою очередь, поступает к участку 12 трубопровода (фиг. 1, 2, 3а, 3б, 5). Через этот участок трубопровода и быстроразъемное соединение 11 (фиг. 1, 2, 3а, 36, 6), распложенное на крыше основного модуля 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б), топливо поступает в напорно-всасывающий рукав 13 (фиг. 1, 2), по которому через быстроразъемное соединение 14 (фиг. 1, 2, 4а, 46) вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) попадает в участок 15 трубопровода (фиг. 1, 2, 4а, 4б) перекачки топлива в отстойную емкость 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) вспомогательного модуля 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б). От участка 15 трубопровода (фиг. 1, 2, 4а, 4б) топливо поступает в участок 23 трубопровода (фиг. 1, 2, 4а, 4б, 8) прямого приема топлива, который связан с участком 25 трубопровода (фиг. 2, 4б) с патрубком входа в отстойную емкость 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) для ее наполнения.

При наполнении отстойной емкости 4 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) до уровня 95% объема автоматически срабатывает электромеханический клапан и блок 47 системы автоматики (фиг. 6), расположенный в нише энергетической 9 (фиг. 3а, 6), подает сигнал для отключения в нише 8 (фиг. 1, 3б, 5) насосного агрегата 42 (фиг. 1, 3б, 5).

При недостижении данного уровня и окончании процесса наполнения емкости оператор задает команду в блоке 47 системы автоматики (фиг. 6) ниши энергетической 9 (фиг. 3а, 6) на отключение насосного агрегата 42 (фиг. 1, 3б, 5), либо на лицевой панели пульта управления, расположенного в нише 8 (фиг. 1, 3б, 5).

После выполнения данных операций блок 47 автоматики (фиг. 6) подает сигналы на закрытие в системе трубопроводов комплекта всех шаровых кранов, после чего отсоединяют быстроразъемное соединение рукава слива АСЗТГ от муфты сливной ниши 8 (фиг. 1, 3б, 5) и закрывают крышку этой муфты. Затем отсоединяют трос выравнивания потенциалов комплекта с АСЗТГ и фиксируют количество принятого топлива в литрах через счетчик 43 (фиг. 5), расположенный в нише 8 (фиг. 1, 3б, 5). Далее закрывают крышку ниши 6 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) и двери других ниш комплекта и, при необходимости, опломбировывают их.

Пример 2. Заправка летательного аппарата из расходной емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) через насос ниши 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7) (операция е)

Открывают крышку ниши 5 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и измеряют высоту взлива топлива в расходной емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) метрштоком, а также плотность топлива и его температуру, после чего устанавливают противооткатные упорные колодки летательного аппарата. Затем открывают дверцы ниши 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7) и соединяют трос для выравнивания потенциалов комплекта с летательным аппаратом. Разматывают заправочный рукав с топливного барабана 34 (фиг. 3а, 7) и снимают колпачок со сливной трубки раздаточного пистолета, после чего уравнивают электрические потенциалы прикосновением сливной трубки раздаточного пистолета к металлической поверхности крыла летательного аппарата и вставляют раздаточный пистолет в его заправочную горловину. Далее оператор на пульте 41 управления (фиг. 7), расположенном в нише 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7), задает команду для выдачи топлива с ПВКЖ в бак летательного аппарата. От пульта 41 управления (фиг. 7) сигналы поступают на блок 47 автоматики (фиг. 6), который подает сигналы на открытие необходимых шаровых кранов в системе трубопроводов основного 1 (фиг. 1, 2, 3а, 3б) и вспомогательного 2 (фиг. 1, 2, 4а, 4б) модулей комплекта и включает насосный агрегат 33 (фиг. 7) ниши 7 (фиг. 1, 3а, 3б, 7), всасывающая линия которого связана с участком 28 трубопровода (фиг. 2, 3а, 3б, 7) выхода из расходной емкости 3 (фиг. 1, 2, 3а, 3б), а напорная линия связана с фильтром-водоотделителем 36 (фиг. 1, 3а, 3б, 7). Топливо перекачивается через данные функциональные узлы, после чего поступает к счетчику жидкости с возможностью дозирования ПВКЖ 35, где топливо смешивается с ПВКЖ, поступающей из системы подачи ПВКЖ в поток выдаваемого топлива, и по трубопроводу попадает в раздаточный рукав топливного барабана 34 (фиг. 3а, 7), от которого через раздаточный пистолет попадает в бак летательного аппарата.

Остальные операции выполняются, как в прототипе, с учетом размещения основных узлов в корпусе металлических контейнеров.

Повышение мобильности комплекта обеспечивается высокой скоростью погрузки-разгрузки на средства транспортирования при минимальных затратах человеческих ресурсов за счет применения устройства автономной погрузки-разгрузки (не показано). Данное устройство позволяет поднимать модули комплекта на средства транспортировки и опускать их на землю на месте эксплуатации без применения специальной грузоподъемной техники (крана), в том числе в полевых условиях, в разных климатических зонах. Оно представляет собой комплект быстро присоединяемых к ISO-углам разборных подъемных механизмов, которые через шестеренчатый редуктор и жесткую карданную передачу позволяют операторам (двум) поднять на кузов транспортного средства или опустить с кузова на землю модули, аналогичные по размерам 10, 20 и 40 футовым контейнерам, имеющим ISO-раму. Вес поднимаемых модулей в порожнем состоянии составляет, как вариант, до 10 тонн, а высота подъема устройством для автономной погрузки - до 1750 мм.

Данное средство автономной погрузки-разгрузки перевозится во внешних нишах модулей (без поз.) и приводится в рабочее положение в течение 3-5 минут обслуживающим комплект личным составом.

Таким образом, заявляемую совокупность существенных признаков, изложенную в формуле изобретения, авторы не выявили из известных источников информации.

Применение изобретения позволит решить задачи по оперативному хранению топлива и заправке вертолетов при значительном удалении от объектов инфраструктуры без строительства стационарных топливозаправочных комплексов и использования специализированного автотранспорта, в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, обеспечивая возможность автономной эксплуатации без подключения к электросети, а также высокую компактность и мобильность при минимальных затратах человеческих ресурсов без снижения производительности.

Мобильный комплект заправки летательных аппаратов, содержащий отстойную и расходные емкости, технологические трубопроводы, связывающие индивидуальные унифицированные функциональные блоки приема, перекачки и выдачи топлива, блоки дозированного ввода ПВКЖ в поток топлива, выдаваемого в бак летательного аппарата, блок электрооборудования и системы автоматики, отличающийся тем, что индивидуальные унифицированные функциональные блоки размещены в двух мобильных стандартных контейнерах с условием разделения на основной и вспомогательный модули, связанные между собой размещенной на крыше каждого модуля трубопроводной обвязкой с запорными кранами, причем каждый модуль состоит из установленного на раму контейнера металлического корпуса с встроенными в основном модуле двумя, а во вспомогательном модуле одной двустенными емкостями с имеющими уклон к центру днищами, межстенное пространство которых содержит разреженную среду, контролируемую вакуумметрами, верхний люк каждой емкости в основном и вспомогательном модулях снабжен дополнительной пломбируемой крышкой, образующей с люком нишу, в которой размещены унифицированные функциональные блоки технологического оборудования отстойной емкости во вспомогательном модуле и расходных емкостей в основном модуле, в торцевых стенках которого выполнены ниши для унифицированных блоков выдачи топлива и для унифицированного блока дозированного ввода ПВКЖ в поток выдаваемого в летательный аппарат топлива, а в боковых стенках основного модуля выполнены с одной стороны ниша энергетическая для установки блока электрооборудования, дополнительно введенного дизель-генератора автономного питания и блока системы автоматики, а с другой стороны в боковой стенке основного модуля - ниша для функционального блока приема топлива от внешнего источника или перекачки топлива между расходными емкостями основного модуля, или перекачки топлива в расходные емкости основного модуля из отстойной емкости вспомогательного модуля, в торцевой стенке которого выполнена технологическая ниша для быстроразъемных соединений трубопроводов наполнения, слива отстоя из отстойной емкости и выдачи топлива, минуя основной модуль, при этом ниши с унифицированными блоками выдачи топлива основного модуля оснащены запираемыми и пломбируемыми дверцами, с внутренней стороны которых размещены баки разной вместимости для слива отстоя и остатков топлива с ПВКЖ из раздаточных рукавов, кроме того, входной и выходной патрубки отстойной емкости вспомогательного модуля соединены трубопроводами с индивидуальными быстроразъемными соединениями, расположенными на крыше этого модуля, а к каждому из образующихся участков трубопроводов входа и выхода из этой емкости в нише унифицированных функциональных блоков технологического оборудования отстойной емкости подключены соответствующие индивидуальные линии наполнения и выдачи топлива, минуя основной модуль, которые соединены с быстроразъемными соединениями, расположенные в технологической нише для быстроразъемных соединений трубопроводов наполнения, слива отстоя из отстойной емкости и выдачи топлива, минуя основной модуль, вместе с тем к быстроразъемным соединениям вспомогательного модуля, расположенным на крыше этого модуля, подключены напорно-всасывающие рукава, связанные с быстроразъемными соединениями, расположенными на крыше основного модуля, и соединенные трубопроводной обвязкой с нишей для функционального блока приема топлива от внешнего источника или перекачки топлива между расходными емкостями основного модуля, или перекачки топлива в расходные емкости, каждая из которых в нишах для унифицированных функциональных блоков технологического оборудования расходных емкостей соединена трубопроводом с нишами для унифицированных блоков выдачи топлива основного модуля.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматам продажи воды путем автоматически управляемой выдачи воды в тару покупателя воды, устанавливаемую в камеру налива воды вендингового аппарата. Технической задачей предлагаемого решения является повышение надежности устройства и повышение безопасности эксплуатации.

Группа изобретений относится к стенке (1) резервуара. Стенка включает в себя теплоизолирующий барьер (2) и герметизированную мембрану (3), опирающуюся на теплоизолирующий барьер (2).

Изобретение относится к устройству системы аварийного разъединения трубопровода для текучих сред. Устройство (10) аварийного разъединения имеет первый и второй подмодули (20, 30), зажимное устройство (40), которое в закрытом состоянии удерживает вместе два подмодуля (20, 30) и в открытом состоянии позволяет отделить подмодули (20, 30), а также исполнительное устройство (50).

Изобретение относится к автономным системам с рециркуляцией для очистки жидкости и/или обессоливания жидкости, преимущественно воды из различных источников, и предназначено для использования в бытовых условиях, офисах, заведениях общественного питания, муниципальных и других учреждениях, на дачных и садовых участках.

Изобретение относится к системе (1) для передачи сжиженного газа между первой установкой и второй установкой, причем упомянутая система (1) передачи содержит: шарнирно-сочлененную стрелу (2), включающую в себя первую ближнюю часть (6), предназначенную для установки таким образом, чтобы она могла вращаться на первой установке вокруг первой вертикальной оси (A), вторую среднюю часть (7), установленную с возможностью поворота на первой ближней части (6), и третью дальнюю часть (8), установленную с возможностью поворота на второй средней части (7); и по меньшей мере одну линию (3, 4, 5) передачи, предназначенную для передачи сжиженного газа между первой установкой и второй установкой и включающую в себя гибкий первый ближний участок (15), предназначенный для соединения с резервуаром для хранения сжиженного газа первой установки; жесткий второй средний участок (16), прикрепленный ко второй средней части (7) шарнирно-сочлененной стрелы (2), и третий дальний участок (17), подвешенный к третьей дальней части (8) шарнирно-сочлененной стрелы (2) и имеющий конец, предназначенный для соединения с коллектором второй установки, причем второй средний участок (16) снабжен клапаном (22).

Изобретение относится к аквавендинговым аппаратам, т.е. к автоматам продажи воды путём автоматически управляемой выдачи воды из общего резервуара в тару покупателя воды, устанавливаемую в камеру налива воды аквавендингового аппарата.

Изобретение относится к аквавендинговым аппаратам, т.е. к автоматам продажи воды путем автоматически управляемой выдачи воды в тару покупателя воды, устанавливаемую в камеру налива воды аквавендингового аппарата.

Изобретение относится к устройству для заправки летательных аппаратов (ЛА), а также к способам заправки ЛА с помощью такого устройства. Устройство для заправки летательного аппарата содержит трубопровод для подачи топлива, на дальнем конце которого установлен крыльевой разъем для соединения трубопровода с входным отверстием топливного бака летательного аппарата, содержащий корпус и передний клапан, установленный с возможностью перемещения относительно корпуса.

Изобретение относится к области трубопроводного транспортирования нефти, нефтепродуктов, жидких химических продуктов, сжиженного природного газа (СПГ), газового конденсата и других жидких, газообразных и текучих продуктов. Используется в составе стендеров, загрузочных, погрузочных, перегрузочных рукавов, шарнирно-сочленённых трубопроводов и манипуляторов, загрузочных рычагов для использования на нефтяных, химических, газовых терминалах морских и речных портов, в море между плавсредствами, а также применяется в установках слива – налива железнодорожных цистерн и автоцистерн, шланговых установках налива, бункеровочных установках для заправки морских и речных судов, в установках заправки космических ракет, пожарных брандспойтах, а также в установках отгрузки пищевой текучей продукции и коннекторах.

Изобретение относится к заправке летательного аппарата. Устройство для заправки летательного аппарата содержит деформируемую трубу (40) для передачи топлива, на дальнем конце (43) которой установлено устройство (42) присоединения к крылу, предназначенное для ее соединения с входным отверстием топливного бака летательного аппарата.

Изобретение относится к устройству для заправки летательных аппаратов (ЛА), а также к способам заправки ЛА с помощью такого устройства. Устройство для заправки летательного аппарата содержит трубопровод для подачи топлива, на дальнем конце которого установлен крыльевой разъем для соединения трубопровода с входным отверстием топливного бака летательного аппарата, содержащий корпус и передний клапан, установленный с возможностью перемещения относительно корпуса.
Наверх