Способ определения октановых чисел смешения газообразных компонентов автобензинов

Изобретение относится к нефтехимии, к способам определения эксплуатационных характеристик нефтепродуктов, в частности октановых чисел газообразных углеводородов, вовлекаемых в качестве компонентов в автомобильные топлива для двигателей внутреннего сгорания. Способ определения октановых чисел смешения газообразных компонентов автомобильных бензинов заключается в определении октановых чисел моторным и исследовательским методом и расчете на основании полученных данных значений по формуле:

,

где ОЧсм - октановое число смешения газообразного компонента (ИОЧсм либо МОЧсм); ОЧБК(БТ) - октановое число БК (БТ), определенное по исследовательскому или моторному методу (ИОЧБК(БТ) либо МОЧБК(БТ)); ОЧБК(БТ)+ГК - октановое число смеси БК (БТ) и газообразного компонента, определенное по исследовательскому или моторному методу (ИОЧБК(БТ)+ГК либо МОЧБК(БТ)+ГК); ω - доля соответствующего компонента (газообразного компонента, БК (БТ)), при этом дополнительно проводят пробоподготовку газообразных компонентов методом барботирования в базовые компоненты (БК) бензинов или базовое топливо (БТ) и получают значения октановых чисел смешения для газообразных компонентов автобензинов по моторному методу (МОЧсм) и октановые числа смешения для газообразных компонентов автобензинов по исследовательскому методу (ИОЧсм). Техническим результатом является разработка способа определения октанового числа смешения по исследовательскому и моторному методам газообразных компонентов при вовлечении в автомобильные бензины. 3 табл.

 

Изобретение относится к области нефтепереработки и нефтехимии, к способам определения эксплуатационных характеристик нефтепродуктов, в частности октановых чисел газообразных углеводородов, вовлекаемых в качестве компонентов в автомобильные топлива для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием.

Правильное и быстрое определение эксплуатационных характеристик вещества, основанное на результатах прямого измерения, резко сокращает время технических расчетов; делает возможным создание продуктов с заданными свойствами. Определение эксплуатационных характеристик моторных топлив, основанное на полученных ранее проверенных данных, может быть эффективно использовано в компьютерных моделях производств нефтепереработки, нефтехимии и химической технологии.

В литературных источниках известны способы определения октанового числа (ОЧ) компонентов автобензинов, путем измерения их различных физико-химических параметров. В способе [RU №2577290, МПК G01N 33/22, G01N27/76, опубликовано 10.03.2016] проводят определение октанового числа н-алканов исследовательским методом. Сущность способа основана на измерение такого информационного параметра, как удельная магнитная восприимчивость и выполняют последующий расчет соответствующего значения октанового числа по эмпирической зависимости. Описанный в патенте [RU №2085920 МПК G01N 24/08, опубликовано 27.07.1997] способ определения ОЧ компонентов моторного топлива заключается в регистрации спектра ЯМР1Н компонентов моторного топлива, с дальнейшим определением октанового числа согласно калибровочной зависимости химического сдвига компонента и октанового числа модельных смесей.

Общими признаками является то, что рассмотренные способы относятся к области определения эксплуатационных характеристик веществ и материалов, в частности октановых чисел углеводородов.

Недостаток данных способов заключается в использование сложных в эксплуатации и дорогостоящих магнитных резонаторов, ЯМР спектрометров, специальных и дорогостоящих расходных материалов - жидкий азот, дейтерированные растворители. Октановые числа газообразных компонентов топлив этим методом не определяли.

Известен также способ оценки детонационной стойкости газомоторного топлива [RU №2412438, МПК G01N 33/22, опубликовано 20.02.2011]. Изобретение относится к способам исследования газомоторного топлива (компримированного природного газа - КПГ, и/или сжиженного природного газа - СПГ) в дорожных условиях. Способ включает определение информативных параметров детонационной стойкости эталонного и анализируемого топлив на реальном двигателе при доведении работы двигателя на этих топливах до детонационного режима, а детонационную стойкость испытуемого топлива сравнивают с детонационной стойкостью эталонного топлива путем сравнения их информативных параметров детонационной стойкости. В качестве реального двигателя используют газовый двигатель мобильной лаборатории, при этом сначала определяют информативные параметры детонационной стойкости эталонного топлива, а затем анализируемого топлива, в качестве эталонного топлива используют газомоторное топливо с октановым числом, равным 105 ОЧ, в качестве анализируемого топлива используют газомоторное топливо.

Общими признаками является то, что в данном изобретении оценивается детонационная стойкость топлива в газообразном состоянии.

Однако недостатком является то, что определяют октановое число газомоторного топлива, а не отдельно газообразных компонентов.

Наиболее близким по технической сущности является способ расчета октанового числа с использованием данных анализа компонентного состава сжиженных углеводородных газов по ГОСТ EN 5891 (1 ГОСТ EN589-2014 Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Газы углеводородные сжиженные. Технические требования и методы испытаний). Предлагаемый способ реализуется следующим образом: проводится определение углеводородного состава сжиженных углеводородных газов методом газовой хроматографии. Октановое число пробы рассчитывают по октановым числам компонентов, входящих в состав сжиженных углеводородных газов, с учетом их концентрации, определенной при анализе.

Общими признаками является то, что рассмотренный способ заключается в определении октанового числа сжиженных углеводородных газов.

Основным недостатком представленного способа является то, что рассмотренная методика позволяет рассчитать октановые числа моторным методом, определение октанового числа по исследовательскому методу невозможно. Отсутствует обоснование отнесения приведенных значений ОЧ к моторному методу. Отсутствует возможность определения ОЧ смешения.

Цель изобретения - разработка способа определения октанового числа смешения газообразных компонентов при вовлечении в автомобильные бензины.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в разработке способа определения октанового числа смешения по исследовательскому и моторному методам газообразных компонентов (ГК) при вовлечении в автомобильные бензины.

Раскрытие сущности изобретения:

Указанный технический результат заключается в определении октановых чисел смешения по моторному и исследовательскому методу газообразных компонентов автобензинов на основании расчетов формулы:

,

где ОЧсм - октановое число смешения газообразного компонента (ИОЧсм либо МОЧсм);

ОЧБК(БТ) - октановое число БК (БТ), определенное по исследовательскому или моторному методу (ИОЧБК(БТ) либо МОЧБК(БТ));

ОЧБК(БТ)+ГК - октановое число смеси БК (БТ) и газообразного компонента, определенное по исследовательскому или моторному методу (ИОЧБК(БТ)+ГК либо МОЧБК(БТ)+ГК);

ω - доля соответствующего компонента (газообразного компонента, БК (БТ)),

дополнительно проводят пробоподготовку газообразных компонентов методом барботирования в базовые компоненты (БК) бензинов или базовое топливо (БТ) и получают значения октановых чисел смешения для газообразных компонентов автобензинов по моторному методу (МОЧсм) и октановые числа смешения для газообразных компонентов автобензинов по исследовательскому методу (ИОЧсм).

Заявляемый способ определения позволяет определять МОЧсм и ИОЧсм для газообразных компонентов, используемых при приготовлении автомобильных бензинов для двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием, согласно изобретению. Способ эффективен и прост в исполнении, не требует специального оборудования, больших энергетических затрат и дорогостоящих реагентов.

Заявленный технический результат реализуется следующим образом: для проведения определений ОЧсм газообразных компонентов проводят отбор образцов ГК в металлические пробоотборные устройства типа ПГО для сжиженных газов. Из пробоотборников ГК вводят методом барботирования в БК бензинов или БТ в количестве 3.0 мас. % и 8.0 мас. % (минимальное и максимальное вовлечение в топливо, которое обусловлено сохранением эксплуатационных характеристик) при температуре 10°С, определяют МОЧ и ИОЧ смеси, с использованием методов по ГОСТ 511 и ГОСТ 8226. При этом ωБК(БТ) - доля БК (БТ) равна 0.97 (0.92), а согк - доля ГК равна 0.03 (0.08). Полученные значения подставляют в формулу (1) и рассчитывают МОЧсм и ИОЧсм для каждого ГК.

Для подтверждения возможности осуществления изобретения и получения заявленного результата по определению ОЧсм ГК были проведены лабораторные испытания. В качестве объектов исследования нами были выбраны следующие ГК автобензинов:

1. фракция углеводородов С4 производства метил-трет-бутилового эфира (РС4);

2. фракция пентан-амиленовая газофракционирующей установки (ПАФ).

Вариант А: в качестве базовых компонентов (БК) использовали основные компоненты автомобильных бензинов, доля вовлечения которых (D) в товарный бензин, D (марка бензина)≥20 мас. %:

БК 1 - легкая фракция бензина каталитического крекинга (НК-130°С), D(AH-92-K2)≥60 мас. %;

- БК 2 - тяжелая фракция бензина каталитического крекинга (130°С-КК), D(AM-92-K2)≥20 мас. %;

- БК 3 - риформат легкой прямогонной нафты (РЛПН), D (АИ-92-К5, АИ-95-К5 и АИ-98-К5)≥30 мас. %;

- БК 4 - тяжелый риформат (TP), D (АИ-92-К5, АИ-95-К5 и АИ-98-К5)≥50 мас. %

Вариант Б: в качестве базового топлива (БТ) использовали смесь компонентов, которые используются для приготовления автомобильных бензинов марок АИ-92-К5 и АИ-92-К2 (см. табл. 1).

В каждое БТ в лабораторных условиях вводили РС4 (3 мас. % и 8 мас. %), определяли МОЧ и ИОЧ смеси и рассчитывали МОЧсм и ИОЧсм по формуле 1 (см. табл. 2).

Результаты, представленные в табл. 3, показывают сравнение прототипа и заявляемого способа, получено, что значения ОЧ, рассчитанные по углеводородному составу, не зависят от доли вовлечения ГК и природы БК (БТ), значения, полученные по заявляемому способу, позволяют учесть эти факторы, использование которых в компьютерных моделях производств делает возможным создание продуктов с заданными свойствами с минимальным запасом по качеству.

Способ определения октановых чисел смешения газообразных компонентов автомобильных бензинов, заключающийся в определении октановых чисел моторным и исследовательским методом и расчете на основании полученных данных значений по формуле:

,

где ОЧсм - октановое число смешения газообразного компонента (ИОЧсм либо МОЧсм);

ОЧБК(БТ) - октановое число БК (БТ), определенное по исследовательскому или моторному методу (ИОЧБК(БТ) либо МОЧБК(БТ));

ОЧБК(БТ)+ГК - октановое число смеси БК (БТ) и газообразного компонента, определенное по исследовательскому или моторному методу (ИОЧБК(БТ)+ГК либо МОЧБК(БТ)+ГК);

ω - доля соответствующего компонента (газообразного компонента, БК (БТ)),

отличающийся тем, что дополнительно проводят пробоподготовку газообразных компонентов методом барботирования в базовые компоненты (БК) бензинов или базовое топливо (БТ) и получают значения октановых чисел смешения для газообразных компонентов автобензинов по моторному методу (МОЧсм) и октановые числа смешения для газообразных компонентов автобензинов по исследовательскому методу (ИОЧсм).



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам контроля качества топлив, в частности к оценке пригодности флотского мазута к восстановлению качества на топливных базах и складах горюче-смазочных материалов. Способ реализуется путем определения массы мазута, качество которого планируется восстанавливать путем отстаивания при нагревании с деэмульгатором, отбором от него представительной пробы, отделения от нее 198 г и нагревания данной навески до 65°С, добавления в указанную навеску 2 г 5%-ного раствора нефтерастворимого деэмульгатора в дистиллятном топливе, перемешивания и отстаивания полученной смеси в мерном цилиндре при поддержании температуры ее нагрева, отбором из верхнего слоя смеси в цилиндре образца массой 50±2 г через 2 часа и еще четырех образцов массами 30±2 г через 4 часа отстаивания смеси в цилиндре для определения содержания в указанных образцах воды и механических примесей, а также объема свободной воды, выделенной в нижнем слое смеси в цилиндре, и расчетом массы мазута флотского, которая может быть получена из имеющейся массы некондиционного мазута, масса воды, которая может быть выделена из некондиционного мазута при его отстаивании с деэмульгатором и массы остатка, выделяемого при отстаивании некондиционного мазута с деэмульгатором.

Раскрывается система и способ для оперативного определения теплотворной способности текучих сред. Способ использует компьютер (200), имеющий процессор (210), выполненный с возможностью выполнять команды на основе данных, сохраненных в запоминающем устройстве (220), причем процессор (210) реализует этапы модуля (204) логического вывода, сохраненные в запоминающем устройстве (220), при этом способ содержит этап определения, посредством модуля (204) логического вывода, логически выводимой взаимосвязи посредством анализа взаимосвязи между известными измерениями, по меньшей мере, одной измеренной теплотворной способности, по меньшей мере, одной текучей среды и, по меньшей мере, одного соответствующего измеренного значения типа, идентичного типу, по меньшей мере, одной измеренной величины, при этом логически выводимая взаимосвязь имеет член (B) плотности, при этом, по меньшей мере, одна из измеренной величины представляет собой измеренную плотность (ρ), и член (B) плотности имеет обратную плотность (1/ρ), причем член (B) плотности представляет обратную взаимосвязь между плотностью (ρ) и логически выведенным энергосодержанием, и при этом измеренная плотность (ρ) не представляет собой плотность (ρair) воздуха.

Раскрывается система и способ для оперативного определения теплотворной способности текучих сред. Способ использует компьютер (200), имеющий процессор (210), выполненный с возможностью выполнять команды на основе данных, сохраненных в запоминающем устройстве (220), причем процессор (210) реализует этапы модуля (204) логического вывода, сохраненные в запоминающем устройстве (220), при этом способ содержит этап определения, посредством модуля (204) логического вывода, логически выводимой взаимосвязи посредством анализа взаимосвязи между известными измерениями, по меньшей мере, одной измеренной теплотворной способности, по меньшей мере, одной текучей среды и, по меньшей мере, одного соответствующего измеренного значения типа, идентичного типу, по меньшей мере, одной измеренной величины, при этом логически выводимая взаимосвязь имеет член (B) плотности, при этом, по меньшей мере, одна из измеренной величины представляет собой измеренную плотность (ρ), и член (B) плотности имеет обратную плотность (1/ρ), причем член (B) плотности представляет обратную взаимосвязь между плотностью (ρ) и логически выведенным энергосодержанием, и при этом измеренная плотность (ρ) не представляет собой плотность (ρair) воздуха.

Изобретение относится к области аналитической химии, конкретно к способу определения хлорорганических соединений и органически связанного хлора в нефтепромысловых реагентах. Способ определения массовых концентраций хлорорганических соединений в химических реагентах, применяемых в процессе добычи, подготовки и транспортировки нефти, предусматривает пробоподготовку исследуемого образца химического реагента введением растворителя, экстрагированием хлорсодержащих соединений из экстракционной смеси с последующим расслоением экстракционной смеси на неполярную и полярную фазы.

Изобретение относится к области люминесцентных соединений с гетероциклическим нафто[1,8-ef]перимидиновым ядром. Предлагаемый диазапериленовый флуоресцентный химический сенсор - 12-метоксинафто[1,8-ef]перимидин является более чувствительным “turn-off” химическим сенсором на нитровзрывчатые вещества (ВВ), чем перилен, и может найти применение в качестве рабочего тела сенсорных материалов и в составе флуоресцентных детекторов ВВ в армии, на флоте и в силовых структурах.

Изобретение относится к области люминесцентных соединений с гетероциклическим нафто[1,8-ef]перимидиновым ядром. Предлагаемый диазапериленовый флуоресцентный химический сенсор - 12-метоксинафто[1,8-ef]перимидин является более чувствительным “turn-off” химическим сенсором на нитровзрывчатые вещества (ВВ), чем перилен, и может найти применение в качестве рабочего тела сенсорных материалов и в составе флуоресцентных детекторов ВВ в армии, на флоте и в силовых структурах.

Изобретение относится к аналитической химии, в частности к стандартным образцам. Предложен стандартный образец для метрологического обеспечения измерений термоокислительной стабильности топлив для реактивных двигателей в динамических условиях, содержащий химически чистый н-ундекан, характеризующийся тем, что дополнительно содержит додекан при следующем соотношении компонентов, мас.%: н-ундекан 15,0 и додекан 85,0.

Изобретение относится к испытательной технике, преимущественная область применения - взрывные камеры ударных труб взрывного действия для испытаний различных, преимущественно натурных, объектов военной и гражданской техники на стойкость к воздействию воздушной ударной волны крупномасштабных, в том числе ядерных, взрывов, пролета высокоскоростных баллистических объектов или падения метеоритов.

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к технике определения чувствительности взрывчатых веществ к механическим воздействиям, например к удару, трению или вибрации. Способ может быть использован для оценки технологической и транспортной безопасности.

Изобретение относится к способу оценки воспламеняемости моторных топлив. Предложен способ оценки воспламеняемости моторных топлив для двигателей внутреннего сгорания, характеризующийся тем, что в идентичных условиях осуществляют работу двигателя без впрыска топлива в камеру сгорания с построением развернутой индикаторной диаграммы топлива, которую совмещают с развернутой индикаторной диаграммой работы двигателя с впрыском топлива, фиксируют точку расхождения диаграмм давления цилиндровых газов после окончания периода задержки воспламенения и точку максимального давления цикла, которую соединяют линией, перпендикулярной оси координат угла поворота коленчатого вала, после чего замеряют площадь, ограниченную индикаторными диаграммами с впрыском топлива и без впрыска топлива и точками начала воспламенения, максимального давления цикла и точкой пересечения линии, перпендикулярной оси координат угла поворота коленчатого вала с индикаторной диаграммой без впрыска топлива, которую сравнивают с площадью индикаторной диаграммы, снятой на другом образце топлива в идентичных условиях работы двигателя, и по разности этих площадей делают вывод о воспламеняемости испытываемых моторных топлив.
Наверх