Устройство для уплотнения вращающегося вала
Ф
Ф
3!2099
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВНДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскиа
Социалистических
Республнн ф+ Яф %
Зависимое от авт. свидетельства №
МПК F 16j 15/54
Заявлено 06Л1 1970 (М 1404200/40-23) с присоединением заявки М
Приоритет
Опубликовано 1О.Н11,1071. Бюллетень № 25
Дата oróáëèкования описания 12.Х.1971
Комитет по лелем иаобретений и OTNpblTNA при Совете Министров
СССР
УДК 621-762.84(088.8) Авторы изобретения Г. И. Воронин, А. М, Горбунов, H. М. Федосеев и А. К. Магии
Заявитель
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПЛОТКЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ВАЛА
Изобретение относится к контактным уплотнениям вращающихся валов бортовых турбохолодильников в системе кондиционирования воздуха летательных аппаратов, а также других машин, механизмов и аппаратов.
Известны контактные уплотнения манжетного типа, содержащие одно или несколько разрезных колец с надетым на них пружинящим элементом, прижимающим кольца к валу. Однако в таких уплотнениях для предотвращения утечки среды через разрезы колец применяют дополнительные уплотняющие элементы, например, из специально подобранных по коэффициенту термического расширения материалов, а в канавке корпуса, где размещены разрезные кольца, делают карманы. Это значительно усложняет конструкцию уплотняющего узла и снижает надежность его работы. Кроме того, такие уплотняющие узлы нельзя использовать для работы в различных средах при резко различающихся температурах и скоростях вращения вала.
Цель изобретения — повысить надежность работы в условиях вибрации устройства.
Это достигается тем, что уплотняющая манжета в предлагаемом устройстве выполнена в виде подпружиненной в осевом и радиальном направлениях, разрезанной по спирали втулки из антифрикционного материала, витки которой в рабочем положении плотно прижаты один к другому, На чертеже схематично изображено описываемое устройство, общий вид и разрез по з А — А.
В корпусе 1 устройства размещена уплотняющая манжета 2, подпружиненная в осевом направлении ".срез промежуточную шайбу 8 пластинчатой пружиной 4, а в радиаль10 ном направлении — витой проволочной пружиной 5, растянутой до требуемой длины с помощью тяг б, 7. Фланец манжеты жестко закреплен (зажат) в корпусе крышкой 8.
Пластинчатая пружина 4 поджата крышкой
15 9. Фланец манжеты выполнен с зазором относительно вращающегося вала 10, обеспечивающим температурную компенсацию при изменении объема материала манжеты в заданном интервале температур.
20 При выполнении манжеты из самосмазывающего материала, например на основе фторопласта-4 с наполнителями или без них, описываемое устройство пригодно для длительной работы в агрессивных средах или ва2 кууме при температурах от — 200 до +280 С.
Изменение геометрических размеров (например, длины) уплотняющей спирали манжеты при изменении температуры ее нагрева в процессе работы устройства автоматически
30 компенсируется за счет самопроизвольного за312099
Составитель В. Ферапонтов
Техред T. П. Курилко
Редактор В. П. Борисова
Корректоры: В. Петрова и А. Абрамова
Заказ 2764/15 Изд. № 1144 Тираж 473 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 кручивания или раскручивания витков спирали без нарушения плотности прижатия манжеты к уплотняемой поверхности вала.
Предмет изобретения
Устройство для уплотнения вращающегося вала, преимущественно в авиационных турбохолодильниках, содержащее охватывающую вал манжету, имеющую фланец для крепления ее в корпусе, и пружину в виде спирали, надетую на наружную поверхность манжеты, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы в условиях вибрации, манжета выполнена в виде разрезанной по спирали втулки из антифрикционного материала, витки которой в рабочем положении плотно прижаты один к другому при помощи установленной соосно с ней пружины.