Пластичная смазка для механизмов с резиновыми деталями

 

340682

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

N АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Со:оз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 06.Ч11,1970 (№ 1457075. 23-4) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 05.V1.1972. Бюллетень ¹ 18

Дата опубликования описания 23.Ч1.1972

М. Кл. С 10m 5, 12

С 10m 7!24

Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

УДК 621.892 (088.8) Авторы изобретения

Б. Л, Бабицкий, В. В, Васильева, В. С. Демина, И. Г. Цуркан и С. Г. Горбачева

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта

Заявитель

ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ МЕХАНИЗМОВ

С РЕЗИНОВЬ1МИ ДЕТАЛЯМИ

Изобретение относится к пластичным смазкам для использования на транопорте, в нефтеперерабатывающей, машиностроительной и других отраслях промышленности.

Известно большое количество различных пластичных смазок (на основе минерального масла, синтетического углеводорода или полисилоксана, загустителя и приса док), применяемых в приборах и механизмах с резиновыми деталями.

При этом в каждом .конкретном случае подбирают смазку., вызьсвающую допустимое (желательно минимальное) изменение веса и объема резиновых деталей, контактирующих со смазкой при эк сплуатаци и и,хранении соответствующего механизма, считая, что в такой смазке не будут изменяться свойства деталей.

Однако малое изменение (и даже ста бильность) веса и объема резиновых деталей, как показали исследования, не равнозначно стабильности их состава и свойств прои контакте со смазкой. Зто объясняется тем, что между резиной и смазкой происходит взаимный обмен компонентами до наступления равновесия, зависящего от соотношения растворимости каждого компонента в резине и смазке. При определенном подборе состава смазки и резины количестве компонентов смазки, проникших в рсзипу и вызывающих ее набухание, может равняться количеству ингредиентов, экстрагируемых из резины смазкой. В результате, хотя суммарный вес и объем резины остаются постоянными, состав ее, а следовательно, |и свойства изменяется. Особенно это проявляется на специфических свойствах резины, придаваемых сй специально вводимыми интредиентами, замещение которых компонентами смазчики сразу сказывается на соответствующих показателях резиновых деталей.

10 Так прои контакте смазки 5КТКЗ-65 (на основе велосита и мыльного загустителя) с уплотнителями автотормозов из резин на основе нитрильных каучуков происходит резкое .падение морозостойкости уплотнителей и эла15 стичностп,при температурах вы ше 0 С при незначительном изменении их веса вследствие замещения в резине пластификаторов (дпбутилфталата и дибутилсеба ц ината), придающих резине морозостойкость. Аналогичное яв20 ление наблюдается и при контакте резин, содержащих пластификаторы, с другими смазками.

Целью изобретения является создание пла25 стичной смазки для механизмов с резиновыми деталями, не вызывающей изменения свойств последних при эксплуатации. Для этого предлагастся в состав смазки вводить .пластифнкатор, одноименный с содержащимся в рези30 не. B качестве пластификатора желательно

340682

Предмет изобретения

Составитель Е. Пономарева

Те хр ед 3. Та ра неико

Корректор Т. Китаева

Редактор О. Кузнецова

Заказ 1843/10 Изд. № 824 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 вводить дибутилфталат или дибутилсебацинат, или их смесь в количестве 7 — 10 вес. % .

Смазка состоит из основы — минерального масла, синтетического эфира, полисилоксана или их смеси, †инертн по отношению к каучуковому веществу резины или вызывающей минимальное набухание его; одного или нескольких пластификаторов, содержащихся в резине и придающих ей опецифические свойст ва, пластификаторы вводят в смазку в количествах, достаточных для создания равновеспя между смазкой и резиной, когда сОсТВВ резины не изменяется; загустителя, инертного к каучуковому веществу резины или вызывающему минимальное на бухапие вто; присадок.

При контакте такой пластичной смазки с резиновой деталью пра кт ически не происходит эистраги рования пластификаторов из резины и изменения с пецифичных свойств IIIOследней.

Пример. При:изготовлении пластичной смазии для тормозных приборов подвижного железнодорожного состава (смазка типа

ЖТКЗ-65 на основе велосита, содержащая стеарин, полимеризованное касторовое масло, гидрат окиси лития, церезин и дифениламин) вместо велосита с анилиновой точкой 75 С,вызывающего набухая не ненаполненного вулканизата нитрильного каучука на 23%, при меняют велосит с анилиновой то чкой 85 С, в котором ненаполненный вулканизат набухаеттолько на 8%, в смеси с 10% дибутилфталата. После контакта с та кой смазкой в течение 24 час при 70 С уплотнительная резина Н-26-16в на основе нитрильного каучука, содержащая д ибутилфталат и дибутилсебацинат, имела при минус 50 С эластическое восстановление 0,21 и температуру хрупкости минус 55 С при увеличении веса на 2,5 — 3%. После пребывания резины Н-26-16в в этих условиях в серийной смазке ЯТК3-65, не содержа щей ди бутилфталата, эластическое восстановление при минус

50 С равнялось 0,03, а вес увеличился на 2—

3% при анилиновой точке велосита 75 С и уменьшался на 6% при анилиновой точке 85 С.

В ведение 10% дибутилфталата фактически не отразилось на остальных свойствах смазки.

Для работы в тормоз Iblx приборах грузовых железнодорожных полувагонов, ггоступающих зимой перед разгрузкой смерзшегося сыпучего груза в тепляии, требуется пластичная смазка, 5 ра ботоапособная прои минус 60 — плюс 150 С.

Однако силиконовые смазки (на|пример, ЦИАТИМ-221), обеспечивающие работу механизмов в таких условиях, применять в тормозных при борах нельзя. Было установлено, что

10 эти смазки сильно экстрагируют пласти фикаторы из резин на основе полярных каучуков и резко снижают их морозостойкость (например, за 24 час при 70 С вес резины Н-26-16вуменьшается на 7%, тем перату ра xpynzocm повы15 шается с минус 57 до минус 41 С, а эластическое восстановление при минус 50 С падает с

0,30 до 0,03). Использовать же в уплотнительных деталях, резину на основе неполярчых каучуков, стойкую;к силиконовым смазка м, не20 возможно, потому что такие детали будутсильно на бухать в каплях и парах компрессорного масла, разносимого током воздуха по то рмозной системе.

Введение в смазку ЦИАТИМ-221 всего 7,5%

25 смеси ди бутилфталата с дибутилсебацинатом в соотношении 7: 3 (в таком соотношении эти пластификаторы содержатся в резине Н-2616в) привело к сохранению исходной морозостойкости резины Н-26-16в после пребывания

30 ее в смазке в течение 24 час при 70 С приувеличении веса резины всего на 1,2",с.

1. Пластичная смазка для механизмов с резиновыми деталями на основе дисперсионной среды, загустителя и присадок, отличающаяся тем, что, с целью повышения стабильности ре40 зины при контакте со омазкой, в состав последней введен пластификатор, одноименный с содержащимся в резине.

2. Смазка по п. 1, отличающаяся тем, что в

45 качестве пластифи катора выведен дибутилфталат или дибутилсебацинат или их смесь в количестве 7 — 10 вес. %.

Пластичная смазка для механизмов с резиновыми деталями Пластичная смазка для механизмов с резиновыми деталями 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к смазочным материалам и может быть использовано для смазки узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к тормозным жидкостям, применяющимся в гидравлических приводах и сцеплениях автомобилей

Изобретение относится к составу концентрата моюще-консервационной жидкости, применяемому в виде водных растворов в качестве моюще-консервационного средства в машиностроении, а именно на автоматических моющих линиях для промывки деталей автомобилей, защиты от коррозии и консервации на период возможного хранения перед сборкой

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов

Изобретение относится к смазочным составам, в частности к металлоплакирующей присадке к смазочным материалам, действие которых основано на эффекте избирательного переноса

Изобретение относится к смазочным композициям и может быть использовано в области машиностроения при смазке узлов трения машин и механизмов, в частности двигателей внутреннего сгорания.Техническим результатом является повышение антифрикционных и нагрузочных характеристик смазочных композиций на основе минеральных, синтетических или полусинтетических моторных масел.Технический результат достигается тем, что композиция на основе минерального, синтетического или полусинтетического моторного масла с добавкой алкилового (С6-С12) эфира молочной кислоты (алкиллактат), соединения молибдена - комплекса диоксимолибдена(VI) с бензоилгидразоном 2-гидроски-1-нафтальдегида /комплекс молибдена/ и органических соединений, в качестве органических соединений содержит синтетическое масло на основе эфира пентаэритрита и жирных (С6-С10) кислот (эфира-2), например Б-3В (синтетическое масло), и дополнительно полиэтилсилокеан, а также 2-гидроксинафтилдодецилимин.При этом компоненты добавки взяты в соотношении, мас. %: 2-гидроксинафтилдодецилимин 0,1-1 комплекс молибдена 0,1-2 алкиллактат 10-50 синтетическое масло 20-80 полиэтилсилоксан 7-50 Количество добавки в композиции составляет 1-15%. 1 табл.
Наверх