Планетарный зубчатый вариатор скорости
ПЛТЕ1тТттб- т Хт. :," ":" бнблнотвю ., 353089
О П И С А Н И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства №
Заявлено 19Л.1971 (№ 1610497!25-28) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 29;IX.1972. Бюллетень № 29
Дата опубликования описания E.Õ.1572 1. Кл. F 16h 3/44
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДК 621.833.6.062 (088.8) Авторы изобретения
И. Я. Фельдштейн и В. С. Епифанов
Заявитель
ПЛАНЕТАРНЫЙ ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ
Изобретение относится к области редукторостроения и может быть применено в станкостроении, машиностроении и во всех видах транспорта.
Известны планетарные зубчатые вариаторы скорости, содержащие центральное зубчатое колесо, водило с сателлитом, ведущий и ведомый валы, корпус.
Однако в известных вариаторах зубчатое колесо сплошное и установлено на эксцентрике с регулируемым эксцентриситетом, причем зубчатое колесо находится в зацеплении с парой других зубчатых колес, одно из которых кинематически связано с выходным валом.
Предложенный вариатор отличается от известных тем, что центральное зубчатое колесо выполнено составным из зубчатых колес, находящихся в зацеплении с сателлитом по его периферии и соединенных при помощи соответствующих механических передач с соответствующими механизмами стопорения, кинематически связанными с управляющим кулачком для обеспечения поочередной фиксации зубчатых колес от поворота; водило выполнено в виде соединенного с ведущим валом цилиндрического барабана и снабжено механизмом изменения эксцентриситета, а для удержания зубчатых колес в зацеплении с сателлитом в кольцевой выточке барабана водила установлены ролики, кинематическп связанные с зубчатыми колесами.
Кроме того, механические передачи, соеди5 няющие зубчатые колеса с соответствующими механизмами стопорения, содержат каждое зубчатую коническую пару, установленную в каретке, одно коническое зубчатое колесо пары жестко закреплено на валу зубчатого
10 колеса, другое коническое зубчатое колесо установлено на валу, связанном шпоночным соединением подвижно в осевом направлении с втулкой механизма стопорения, каретка установлена в корпусе вариатора подвижно
15 в том же направлении и фиксируется роликом, установленным на валу зубчатого колеса и входящим в кольцевую выточку барабана водила. Причем механизмы стопорения содержат каждый два шарнирно соединенных ры20 чага, охватывающих втулку, установленную в корпусе вариатора с возможностью вращения относительно ее оси, один пз рычагов жестко соединен с корпусом вариатора, свободный конец другого рычага через ролик опирается
25 на управляющий кулачок и поджимается к нему пружиной.
Такое выполнение вариатора позволяет увеличить диапазон изменения передаточного числа реверсирования ведомого вала с пере30 ходом его числа оборотов через нуль при
353089 сохранении направления вращения ведущего вала.
На фиг. 1 показана кинс матичес! .ал схема предло>кенного устройства; на фиг. 2 — то >ко, механизм стопорен;?я.
Планетарный зуочатый варпатор скорости содержит центральное зубчатос колесо, выполненное составным из зубчатых колес 1, находящихся в зацеплении с сателлитом 2 по его периферии и соедине?п?ых с втулкой 8 механизма стопорения посредством конических зубчаты.: колес 4 и 5 и вала 6 со скользящей шпонкой 7. Механические передачи, соединяющие зубчатые колеса 1 с механизмом стопорения, расположены на каретках 8, совершающих возвратно-поступательное движение в радиальном направлении.
Водило выполнено в виде соединенного с ведущим валом 9 цилиндрического барабана
10, в кольцевой выточке которого установлены ролики 11, кинематически связанные с зубчатыми колесами 1.
Барабан 10 установлен на ведущем валу 9, имеющем внутри клин 12 для изменения эксцентриситета, управляемый регулятором 1> скорости.
Каждый механизм стопорения содержит два шарнирно соединенных рычага 14 и 15, охватывающих втулку 8 с возможностью вращения вокруг ее оси. Рычаг 15 имеет выступ для закреплеьп?я с корпусом редуктора, рычаг 14 своим свободным концом через ролик
15 взаимодействует с управляющим кулачком
17, закрепленным на ведущем валу 9, и поджимается к нему пружиной 18.
Работает устройство следующим образом.
Ведущий вал 9 приводится во вращение шестерней 19 и в зависимости от положения регулятора 18 скорости, который при помощи клина 12 меняет эксцентриситет, ведомый вал
20 будет вращаться с соответствующей скоростью.
Предложенный вариатор скорости реверсивный. При уменьшении радиуса водила передаточное число растет, а число оборотов ведомого вала 20 уменьшается.
Когда радиус водила уменьшается до нуля и затем начинает увеличиваться в противоположном направлении, то ведомый вал 20 останавливается и начинает вращаться в противоположном направлении.
IT ð ñ ä ì å ò и 3 о б р е ò е 11 ?I ?I
Планета р??ый зубчатый вар«атор скорости, содержащий центральное зубчатое ко5 лесо, вод«ло с сателлитом, ведущий и ведомьIй Валы, корп1c, Отлючйющ??вся тем, что, с целью увеличс«ия диапазона изменения передаточ«ого числа реверсирова?шя ведомого вала с переходном его числа оборотов через
10 «уль при сохра??енин направления вращения ведущего вала, цс«тральное зубчатое колесо выполнено составным из зуочатых колес, находящихся в зацеплении с сателлитом по его периферии и соединенных при помощи соот15 ветству?ощ??х меха«??ческих передач с соответствующими механизмами стопорения, кинематически связанными с управляющим кулачко я для обеспечения поочередной фиксации зуб?атых колес от поворота, водило выпол20 нсно в виде соединенного с ведун?1?М ВалОМ ц«линдричсского барабана и снабжено механизмом изменения эксцентриситета, а для удержания зубчатых колес в зацеплении с сателлпгом в кольцевой выточке барабана
25 водила установлены ролики, ки«ематически связанные с зубчатыми колесами.
2. Вариатор скорости по п. 1, отличающийся тем, что механические передачи, соединяющие зубчатые колеса с соответствующими
30 механизмами стопорения, содержат каждое зубчатую коническую пару, установленную в каретке, одно коническое зубчатое колесо пары жестко закреплено «а валу зубчатого колеса, другое коническое зубчатое колесо
35 установлено на валу, связанном шпоночным соединением подви>к«о в осевом направлении с втулкой механизма стопорения, каретка установлена в корпусе вариатора подвижно в том же направлении и фиксируется роликом, 40 установленным на валу зубчатого колеса и входящим в кольцевую выточку барабана водила.
3. Вариатор скорости по п. 2, отличающийся тем, что механизмы стопорения содержат каждый два шарнирно соединенных рычага, охватывающих втулку, установленную в корпусе вариатора с возможностью вращения относительно се оси, один из рычагов жестко сосди«ен с корпусом вариатора, свободный
50 конец другого рычага через ролик опирается на управляющий кулачок ?? поджимается к
«ему пружиной.
353089
Фиг. 1
Составитель И. Слонимская
Редактор М. Макарова Текред А. Камышникова Корректор С. Сатагулова
Заказ 3348/6 Изд. № 1365 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2