Ёсесогознля mmm-^ij^^icm

 

Сок1в Советских

Соцналнстикеских

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹â€”

Заявлено 07.1V.1970 (М 1426052 27-11) М, Кл. 6 olb 11,26 с присоединением заявки №вЂ”

Комитет по делам изобретений и открытий прн Совете Министров

СССР

Приоритет—

Опублс1ковано 15.11.1973. Бюллетень Л 11

Дата опубликования описания 12Л .1973

УДК 629.113.001.4 (088.8) Авторы изобретения

В. С. Матюхин и В. А. Максимов

Заявитель

ЗЛЕКТРООПТИЧЕСКИИ СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ

УСТАНОВКИ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС

Изобретение относится .к измерительной технике, в частности, к электрооптическим стендам для измерения углов установки управляемых колес.

Известны электрооптические стенды для 5 измерения углов установки управляемых колес преимущественно автомобилей, содержащие проекторы, укрепляемые на ободах управляемых колес параллельно плоскости их вращения, и э1сраны со шкалами. Однако при 10 определении ряда параметров управляемых колес, например угла продольного наклона оси пх поворота, необходимо наличие дополнительных боковых экранов и проекторов, обеспечпва ощих направление луча не только 15 параллельно плоскости вращения колеса, но и перпендикулярно ей. Это усложняет конструкцию стенда и технологию измерения углов установки управляемых колес. Кроме того, установка экранов известных стендов на уровне поверхности пола вызывает необходимость увеличения консоли проектора относительно плоскости вращения колеса, что увеличивает габариты стенда и погрешность измерения.

Цель изобоетения — улучшение удобства пользования, упрощение технологии измерения и конструкции стенда.

Для этого каждый экран установлен перел колесом ниже его оси вращения и снабжен двумя боковыми вертикальными угловыми масштабными шкалами, градуированными в значениях угла продольного наклона оси колеса и направлешIыми вниз нз центров отсчета, и линейной индексной шкалой, центр которой совмещен с центром одной из упомянутых боковых шкал.

На фиг. 1 изображен предлагаемый стенд, обгций вид; на фиг, 2 — схема измерения сходимости и развала колес; на фиг. 3 — схема измерения углов наклона оси поворота колес и вид по стрелке 4; на фиг. 4 — узел 1 на фиг. 3; на фиг. 5 — узел 11 на фиг. 3.

Основными устройствами стенда являются экраны 1, устанавливаемые перед автомобилем ниже уровня пола и перемещающиеся на

po;IHI(3x 2 110 направIIII10113IIM <, H корсткокснсольные проекторы 4, закрепляемые на передних колесах автомобиля с помощью треножных штативов 5 и выставлен IbIe г таком положении, чтобы луч направлялся параллельно и на определенном расстоянии относительно плоскости вращения колеса. Зто достигается регулировкой положения поворотной оси 6 проектора (относительно которой проектор может поворачиваться или быть зажатым) с помощью трех воротков 7 до тех пор, пока луч не будет «бить» при вращении вывешен ного колеса, т. е. до тех пор, пока ось вращения проектора (по отношению к которой луч перпендикулярен) перпендикулярна к

370459 плоскости вращения колеса. Отсутствие бие. ния луча проверяется по линейно "i шкале 8 экрана. Для контроля углов устансвки гередних колес каждый экран стенда снабжен вертикальной угловой шкалой ",для определс;1ия 5 развала колеса ц; вертика II III Di отметка ч;

10 поворота колеса на определенный угол (вправо и влево); вертикальной линейной шкалой 11 для определения соот11ошення углов поворота колес; горизонтальной угловой шкалой 12 для определения поперечного угла ф .на,клона ш кворня; двумя вер.гекальными угловыми шкалами 18» 14 (на отметках поворота колеса на определенный угол вправо и влево) для проектирования углов развала 1ь колеса при поворотах и вычисления продольного угла наклона шкворня 1 ; индексной линейнои шкалой 15, позволяющей определять угол; непосредственно по шкале 14 без вычисления по разнице развалов путем проекти- 2О ровання луча с отметки шкалы 15, выбранной с учетом показания развала, спроектированного па шкале 18. Шкалы 18, 14 н 15 градуируются в значениях угла 7 продольного наклона шкворня. 25

Для поворота колес, необходимого по технологии измерения углов их установки, служат плавающие диски 16. Сзади экранов за отверстиями, расположенными на вертикальных отчетках 17, установлены на поворотной штанге в одной плоскости зерка",à 18. Штанга 19 устанавливается в призмах опорн1.1х стоек 20 так. чтобы ось ее располагалась параллельно и на определенном расстоянии от оси передних колес. Зеркала используются для отражения лучей проекторов и проектирова11ня значений сходимости колес на линейных шкалах 21 и 22. Для измсре:1ия развала колеса и сходимости колес одно из них сначала ставится в прямое положение (см. фиг. 2), при 4О котором луч проектора, предварительно отрегулированный параллельно плоскости вра цения колеса, направляется на зерк-.ëo 18 и отражается на нулевую отметку шкалы 21 сходимости. В этом положении поворотом проек- 45 тора вокруг своей оси из центра 28 (см. фиг.

3) проектируется угол а развала колеса и считывается Ilo шкале 9, а по шкале 22 (см. фиг.

2) llpoei

Для контроля соотноше."::я углов поворота колес одно из 1гих (напри,iep, левое) поворачивается (с IlpopI Topoì, зажатым на поворотной оси) на определенныи угол влево до боковой отметки 10 (c;;i. фиг. 1), а на другом колесе lo шкале 11 правого экрана считывается разница в угле поворота.

Угол /3 по|перечного наклона оси поворота колеса проектируется из центра 24 (см. фиг.

3) на гнкалу 12 (см. отметку 25 на фиг. 3).

Для о р."деления угла 7 продольного наклона оси поворота колеса колесо с зажатым:poe«тором поворачивается от прямого положения (см. точку 26 на фиг. 3) па определенный угол влево, что контролируется положением луча на отметке 10 (сч. точку 24 на фиг. 3) и поворото,. проектора вокруг своей ocè. Из центра 27 проектируется угол развала колеса по шкале 18 (см. точку 28) в значении ::. Затем колесо поворачивается снова с зажатым проектором от центра 24 до точки 25 вправо (на расчетный угол) и в этом положении поворотом проектора вокруг своей оси проектирует с отметки 29 индексной шкалы илн шкалы 15, выбран:.ой с 1етом показаний шкалы 18, угол

1 по шкале 14 (см. отметку 80 на фнг. 3).

Предмет изобретения

Электрооптический стенд .для измерения углов установки управляемых колес преимущественно а втомобилей, осдержащий проекторы, ущ>епляемые на ободах управляемых колес параллельно плоскости их .вращения, и экраны со шкалами, отличаloLIjèéñï тем, что, с цельк) улучшения удобства пользования и упрощения технологии измерения и конструкции стенда, каждый экран установлен перед колесом ннхке его оси вращения н снабжен двумя боковыми вертикальными масштабными шкалами, градуированными в значениях угла продольного наклона оси поворота колеса и направленными вниз из пе1ггров отсчета, и линейно11 индексной шкалой, центр которой совмещен с центром одной из упомянутых боковых шкал.

370459

Составитель В. Аравии

Редактор 3. Твердохлебова Техред Г. Дворина Корректор Н. Стельмах

Заказ 194/676 Изд. № 233 Тираж 755 Подписное !

1НИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Гип Харьк, фил. пред. «Патент»

Ёсесогознля mmm-^ij^^icm Ёсесогознля mmm-^ij^^icm Ёсесогознля mmm-^ij^^icm Ёсесогознля mmm-^ij^^icm 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства при осуществлении контроля смещения подвижного объекта при строительстве высотных зданий

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для высокоточных измерений малых угловых перемещений в специальных геодезических работах, в точных геофизических измерениях и при производстве крупногабаритных изделий в качестве контрольно-измерительной аппаратуры

Изобретение относится к области измерительной техники и служит для определения пространственной геометрии технологических каналов, в т.ч

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в астрономии, навигации, геодезии, технической физике, точном машиностроении и приборостроении, оптико-механической и оптико-электронной промышленности и в строительстве сооружений

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике для бесконтактного определения линейных и углового положений объекта

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения угловых смещений объектов различного назначения
Наверх