Всесоюзная [ fnat?htho-;lxf;r

 

ОПИСАНИЕ 372II2

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

-=Ф

-. .а-, . A) 3 . =-.

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 29Л!1.1971 (Ф 1637337/27-11) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 01.111.1973. Бюллетень № 13

Дата опубликования описания 15Х1.1973

М. Кл. В 63h 1/10

Комитет по делам изобретений н открытий при Совете Министров

СССР

УДК 629.12:532.582.5.039 (088.8) Авторы изобретения

Л, Э. Лихтеров и А. Б. Иванов

Заявитель

МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ЛОПАСТИ КРЫЛЬЧАТОГО

ДВИЖИТЕЛЯ

Изобретение относится к области судостроения и, в частности к судовым крыльчатым движителям.

Уже известен механизм привода лопасти крыльчатого движителя, размещенный внутри

его ротора и содержащий рычаг лопасти.

Отличительная особенность .предложенного механизма привода лопасти состоит в том, что эксцентрично центру ротора смонтирована управляющая шестерня внутреннего зацепления с кулисой, через которую проходит штанга, шарнирно соединенная с рычагом лопасти, внутри управляющей шестерни установлен двухступенчатый редуктор с ведущем и ведомым валами, причем на первом смонтированы ведущее колесо, сцепленное с управляющей шестерней, и ведущая шестерня, сцепленная с ведомым колесом, установленным на ведомом валу и связанным шарнирной планкой с ведомым валом, а на конце штанги шарнирно закреплен кривошип, соединенный с ведомым колесом.

Такое выполнение механизма позволяет повысить относительный эксцентриситет и увеличить коэффициент полезного действия движителя.

На фиг. 1 изображен механизм привода пяти лопастей крыльчатого движителя (вертикальный разрез); на фиг. 2 — то же (горизонтальный разрез); на фиг. 3 показана зависимость угла поворота лопасти от угла поворота ротора движителя, Механизм привода лопасти размещен внутри ротора 1 движителя с лопастями 2, имею5 щими хвостовики 8 сс ррыыччааггаами лопастей 4. Он состоит из эксцентрично расположенной относительно центра ротора и установленной на подшипниках цилиндрической управляющей шестерни 5 с шарнирно закрепленной на ней

10 кулисой 6 и с зубьями на внутренней поверхности, двухступенчатого редуктора, охватываемого управляющей шестерней 5 и имеющего ведущее цилиндрическое зубчатое колесо 7, находящееся в зацеплении с управляю15 щей шестерней 5 и жестко скрепленное с ведущей шестерней 8 на ведущем валу 9, связанном планкой 10 с ведомым валом 11, и ведомое цилиндрическое зубчатое колесо 12, сцепленное с ведущей шестерней 8. Механизм

20 также содержит кривошип, жестко связанный с ведомым колесом 12, образованный диском

18, всттомогательным диском 14, соосным диску 13 и соединенным с ним эксцентрично расположенным относительно оси ведомого вала

25 11 пальцем 15. На пальце 15 шарнирно закреплена одним своим кольцом штанга 16, проходящая через кулису 6 на управляющей шестерне 5. Другой конец штанги 16 шарнирно связан с рычагом лопасти 4, перпендику30 лярном ее хорде.

372112

Механизм привода лопасти работает следующим образом.

Двигатель 17 вращает ротор 1 с лопастями 2. При повороте ротора 1 лопасть 2 увлекает за собой штангу 15, которая с помощью кулисы б сообщает вращательное движение эксцентрично установленной относительно центра ротора управляющей цилиндрической шестерне 5 и диску 18, связанных зубчатыми колесами 7 и 12, ведущей шестерней 8 и планкой 10 таким образом, что вращение диска 13 и шестерни 5 происходит с одинаковой угловой скоростью в противоположном направлении. При этом штанга 16 совершает колебательные движения относительно ротора 1, передаваемые через рычаг лопасти 4 непосредственно лопасти 2. Лопасть 2 совершает колебания (фиг. 3). Такое колебание лопастей 2 обеспечивается соответствующим выбором диаметров управляющей шестерни 5 и диска 18, величин их эксцентриситета относительно центра ротора 1 и длины рычага лопасти 4.

В крыльчатом движителе управляющие и ведущие шестерни, ведущие и ведомые зубчатые колеса и валы, диски, вспомогательные диски, пальцы, планки и штанги (по числу лопастей) объединены в обойму с помощью конических подшипников, находящихся на шестернях 5, а также подвижным соединением ведомых валов 11 и вспомогательных дисков 14 по оси ведомых валов.

Регулирование величины упора движителя производится изменением оборотов приводного двигателя 17, а направление упора изменяется сервомотором 18, поворачивающим обойму через коническую, передачу 19 и жестко связанный с обоймой управляющий вал 20.

Обойма подвижно установлена на днище ротора 1.

Предмет изобретения

Механизм привода лопасти крыльчатого движителя, размещенный внутри его ротора

15 и содержащий рычаг лопасти, отличающийся тем, что, с целью повышения относительного эксцентриситета и увеличения коэффициента полезного действия движителя, эксцентрично центру ротора смонтирована управляющая

20 шестерня внутреннего зацепления с кулисой, через которую проходит штанга, шарнирно соединенная с рычагом лопасти, внутри управляющей шестерни установлен двухступенчатый редуктор с ведущим и ведомым вала25 ми, причем на первом смонтированы ведущее колесо, сцепленное с управляющей шестерней, и ведущая шестерня, сцепленная с ведомым колесом, установленным на ведомом валу и связанным шарнирной планкой с ведомым

30 валом, а на конце штанги шарнирно закреплен кривошип, соединенный с ведомым колесом.

N2112 г

/ иа.

Корректор E. Михеева

Редактор И. Квачадзе

Заказ 3G73(4 Изд. № 433 Тираж 496 Подгшсное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Ф И

Составитель Б, Мурашов

Тсхрсд Л. Грачева

Всесоюзная [ fnat?htho-;lxf;r Всесоюзная [ fnat?htho-;lxf;r Всесоюзная [ fnat?htho-;lxf;r Всесоюзная [ fnat?htho-;lxf;r 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к движителям скоростных кораблей и судов различного назначения

Изобретение относится к устройствам, предназначенным для преобразования одного вида энергии в другой и может быть использовано в водном движителе

Изобретение относится к судостроению, к движителям колебательного типа

Изобретение относится к движителям, совершающим возвратно-поступательное движение в направлении перемещения объекта, и может быть использовано для перемещения в воде судов и пловцов
Наверх