Способ тарирования при радиометрическом контроле износа

 

О П И С А Н И Е 380989

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”!

Заявлено 15.Х.1970 (№ 1483973 25-28) Ч. Кл. G 01п 3/56 с присоединением заявки «¹â€”

Приоритет—

Опубликовано 15.V.1973. Бюллете..ь ¹ 21

Дата опубликования описания ЗОЛ I1.1973 йамитет по делам изобретений и вткрытий при Совете Министров

УДК 620.178.16:620. .179.152 (088.8) Авторы изобретения

1О. В. Скорынин и H. T, Минченя

1, ° -,««-ъ I

Заявитель

СПОСОБ ТАРИРОВАНИЯ ПРИ РАДИОМЕТРИЧЕСКОМ

КОНТРОЛЕ ИЗНОСА

Изобретение относится к исследованию износостойкости деталей машин н мехап "змов, а именно к радиометрическнм . етодам контроля износа.

Известный способ тарироваиия прII оценке величины ли нейного износа методом поверхностей активации заключается в том, что предварительно активированный участок исследуемой детали изнашивают в процессе работы, а величину линейного износа определяют по тарировочной кривой, которую получают при исследованиях на специальных образцах, изготовленных из материала исследуемой детали и имеющих в результате совместной активации на циклотроне одинаковую с деталью глубину 8YTHB:IpoBBHHQI слоя и распределение атомов радиоактивных изотопов.

Для построения тарировочной зазисимости осуществляют, механическое истираиие активированной поверхности образцов и периодическое измерение их активности в условиях, соответствующих условиям измерен .ÿ активности исследуемой детали.

Однако этот способ тарирования че может быть применен, когда заранее точно неизвестна зона контакта (истирания) поверхностей, например, для элементов подшипников качения. В этом случае практически невозможно с необходимой точностью активировать кольца подшипников так, чтобы активированная полоска совпала и была равна по ширине дорожке качения, поэтому ширина активированной зоны должна быть несколько больше предполагаемой ширины зоны контакта, а последняя должна находиться в зоне активации.

По известному способу тарированпя неизбежно снимаются слои металла по всему ак10 тивированному участку, а не по действительной зоне контакта, что не позволяет определять значения линейного износа на заданных участках.

Цель предлагаемого изобретения — повы15 шение точности определения малых величин линейного износа пар трения.

Это достигается тем, что на активированную поверхность образца наносят пленку кислотостойкого лака, разрушают ее в зонах контакта пар трения в процессе приработки под нагрузкой .и сьитмают в этих зонах поверхностные слои материала, например, электрохимическим полированием.

Тарировочная зависимость используется для определения линейного износа исследуемой детали путем сопоставления с этой зависимостью результатов измерения остаточной радиоактивности детали в процессе испызо тан.ий.

380989

Предмет изобретения

Составитель Б. Сачек

Техред T. Миронова

Корректоры Е. Миронова и Е. Михеева! еда ктор Е. Васева

Заказ 361, 1180 Изд. М 546 Тираж 755 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Тип. Харьк, фил. пред. «Пате гт»

Способ тарирования при радиометрическом контроле износа, заключающийся в том, что исследуемую поверхность ооразца предварительно активируют, периодически снимают поверхностные слои материала и измеряют остаточную радиоактивность, отлачаюцийся тем, что, с целью повышения точности определения малых величин линейного износа пар трения, на активированную поверхность образца наносят пленку кис,чотостойкого лака, разрушают ее в зонах контакта пар

5 трения в процессе приработки под нагрузкой и снимают в этих зонах поверхностные слои материала, например, электрохимическим полированием.

Способ тарирования при радиометрическом контроле износа Способ тарирования при радиометрическом контроле износа 

 

Похожие патенты:

Еуешь. // 372476

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх