Дугогасительное автопневматическое устройство

 

О П И С А Н И Е 386450

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 1О.Ч.1971 (¹ 1655473/24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 14.Ч1.1973. Бюллетень № 26

Дата опубли кования о|писания 22.XI.1973

М. Кл. Н Olh 33/04

H 0111 33/74

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий

УДК 621,316.542 (088.8) Авторы изобретения

Г. С. Козлов и В. С. Чемерис

3 а я,витель

ДУГОГАСИТЕЛЬНОЕ АВТОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

Известно дугогасительное автоматическое устройство для электрических выключателей, в которых используются в качестве дугогасительной среды газы, разлагающиеся под воздействием дуги с выделением агрессивных продуктов, вызывающих коррозию контактных элементов, например, элегаз, л ибо использующих такие материалы для элементов дугсгасящих устройств, которые под воздействием дуги в присутствии газовой гасительной среды выделяют агрессивные продукты, ухудшающие электрический контакт в местах соединений.

Устройство содержит неподвижный контакт и подвижный розеточный с соплом и контрэлектродом, охваченным подвижным розеточным контактом, причем неподвижный контакт и контрэлектрод снабжены дугостойкими наконечниками.

В известных дугогасительных устройствах исполнение отдельных элементов в значительной степени зависит от номинальных параметp0F?, на которые оно рассчитано.

При небольших отключаемых токах главные контакты, предназначенные для длительного пропускания номинального тока, могут выполнять одновременно и функции дугогасительных контактов. Причем, как правило, в этом случае дугогасительное устройство выполняется без контрэлектрода, если номинальный ток аппарата невелик. При боль|пих отключаемых токах и больших номинальных токах в дугогасительных устройствах функции главных контактов и контрэлектрода, воспринимающего на себя дугу при отключении токов корот5 кого замыкания, чтобы исключить повреждеи е главных контактов дугой, разделяются.

Однако при таком выполнении дугогасительного устройства необходимо предусматривать специальные меры для предотвращения при

10 отключении предельных токов возможности перекрытия по горячим газам с неподвижного контакта на .-лавный подвижный контакт, распслагаемый снаружи сопла.

15 С целью повышения отключающей способности в предложенном устройстве подвижный розеточпый контакт устанавливается в изоляционной перегородке, жестко связанной с соплом и отделяющей его от концевь1х элементов

20 ввода, па токоведущих частях которого жестко укреплен розеточный контакт, в который подвижно входит концевая часть контрэлектрода, причем диаметр сопла больше диаметра и . подвижного контакта, равного диаметру кон25 тактирующей части контрэлектрода. Для приведения в движение контрэлектрода и обеспечения необходимого контактного нажатия между контрэлектродом и неподвижным контактом на средней части контрэлектрода, диа30 метр которой больше диаметра .концевых час386450 тей, жестко закреплена подпружиненная металлическая деталь, На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство в отключенном положении, на фиг. 2 и

3 — то же, в двух последовательных промежуточных положениях во время включения; на фиг. 4 — то же, во включенном положениями.

Устройство состоит из корпуса 1 и содержит электрод 2 и розеточный контакт 3, охватывающий стержень контрэлектрода.

Устройство разделено изоляционным основанием 4 на две части: сопловую 5 и хвостовую б, в которой закреплены первые два элемента с помощью резьбового соединения. Хвостовая часть связана с металлическим и рычагами (на чертежах не показаны), которые приводятся в действие от вала, связанного с приводом, либо каким-то другим способом, и, таким образом, передают движение контактному устройству от привода.

Рычаги могут находиться под потенциалом земли, поэтому хвостовая часть 6 выполнена из изоляционного материала и является барьером между контрэлектродом 2, находящимся под потенциалом высокого напряжения, и деталями с потенциалом земли.

Направляющей для подвижного автопневматического устройства служит цилиндр 7, по которому перемещается хвостовая часть. Контрэлектрод может перемещаться как вместе с подвижным автопневматическим устройством, так и по отношению к последнему. Направляющий для контрэлектрода служит втулка 8 изоляционного дна 9, ввернутого на резьбе в цилиндр 7, которая охватывает среднюю, увеличенную по диаметру, часть 10 контрэлектрода 2.

Расположенные в цилиндре пружины 11 и

12 стремятся прижать среднюю часть 10 контрэлектрода к основанию 4, отделенного от нее кольцевым резиновым демпфером 18. Воздействие пружин передается контрэлектроду 2 через кронштейн 14, неподвижно закрепленный на хвостовой части 15 контрэлектрода с помощью стопорного кольца 16, л ибо каким-то другим способом, обеспечивающим надежность неподвижного крепления кронштейна на контрэлектроде.

Опорные концы пружин находятся в кольце

17, которое устанавливается на изоляционную перегородку 18, упирающуюся в борт утолщенной части 19 цилиндра 7. Внутри последних находится пальцевый контакт 20, с которым в постоянном контактирован ии находится хвостовая часть 15 контрэлектрода 2. Контакт 20 может представлять единое целое с контактным стержнем 21, и тогда материал контактного стержня должен обладать как хорошими проводящими, так и упругими (пружинящими) свойствами, либо он может представлять самостоятельную конструкцию m тогда определенным способом должен скрепляться с контактным стержнем.

Основание 4, сопловая 5 и хвостовая б части подвижного автопневматического устройства, 5

ss

4 цилиндр 7, дно 9 и перегородка 18 выполнены из изоляционного материала с хорошими диэлектричесиими и механическими свойствами, подобными стеклоэпоксидному пластику.

Для защиты материала сопловой части 5 от воздействия дуги ее внутренняя поверхность защищена слоем 22 дугостойкого материала.

При применении в качестве гасительной среды элегаза, в качестве такого материала может быть использован, например, фторопласт-4, который при воздействии на него дуги выделяет продукты, родственные продуктам разложения элегаза и участвующие после погасания дуги в восстановлении части элегаза, разложившегося под действием дуги.

Сопло 28, закрепленное на резьбе в сопловой части, изготовляется из дугостойких материалов, подобных нитриду бора или таких как фторопласт-4. Ламели 24 розеточного контакта имеют на концах выступы, обращенные внутрь. Этими выступами ламель контактирует со стержнем контрэлектрода 2. При этом нажатие ламели осуществляется пружинам и

25, опирающимися одним концом в седло ламели с обратной стороны каждого выступа, а другим — в изоляционную пробку 26 цилиндрической части изоляционного основания 4, охватывающей розеточный контакт 8.

Усилие нажатия пружины 25 регулируется глубиной завинчивания изоляционных пробок

26. Винты 27, ввернутые в ламели 24, фиксируют положение последних в розеточном контакте 8, предотвращая их смещение, Подвижное автопневматическое устройство и неподвижный контакт 28 находятся в герметичном резервуаре, заполненном гасительной средой при постоянном давлении. При использовании в качестве гасительной среды элегаза величина давления выбирается исходя из соображений электрической прочности конструкции, отключающей способности выключателя и сохранения элегаза в однофазном (газовом) состоянии при н изких температурах окружающей среды. При расположении привода вне герметичного резервуара должна быть предусмотрена герметичность уплотнения звена, передающего движение от привода внутрь герметичного резервуара к подвижному автопневматическому устройству.

Для надежного заполнения всех полостей конструкции газовой средой, использующейся в выключателе, все полости сообщаются друг с другом через отверстия, предусмотренные в конструкции.

Отверстия в основании 4 одновременно служат при операции отключения для подачи сжатого газа к соплу (в зону гашения дуги) из полости сжатия между дном 9 и основанием 4.

При включении подвижного автопневматического устройства первоначально замыкание цепи выключателя происходит через торцевой контакт между дугостойким наконечником 29 неподвижного контакта 28 и дугостойким наконечником 80 контрэлектрода 2. Усилие пру386450

15 г0 жин 11 и 12 выбрано таким, чтобы исключить возможттость приваривания контактов.

Затем подвижное автопневматическое устройство продолжает движение, а контрэлектрод 2 вытесняется из розеточного контакта 8 неподвижным контактом 28, который входит в розеточный контакт 8. Возникновение контакта между наконечником 29 неподвижного контакта 28 и ламелями 24 происходит без дуги, Во включенном положении в розеточном контакте 8 находятся и стержень неподвижного контакта 28 и контрэлектрод 2. Цепь тока проходит от одного ввода полюса выключателя к стержню неподвижного контакта 28 и далее от неподвижного контакта 28 на ламели 24 розеточного контакта 8. С ламелей ток переходит на контрэлектрод 2, затем через контакт

20 на стержень 21 второго ввода. Таким образом, контрэлектрод является элементом главной токоведущей цепи, через который во включенном положении выключателя проходит номинальный ток.

При отключении подвижный розеточный контакт 8 и сопловая часть 5, как одно целое, двигаются в направлении, обратном операции включения, а контрэлектрод 2 первоначально остается в положении, соответствующем включенному положению, постоянно контактируя с неподвижттым контактом 28 через соответствующие наконечники 29 и 80. Прерывание контакта между ламелями и неподв ижньтм контактом олагодаря этому происходит без дуги.

Затем после прохождения определенного хода подвижным автопневматическим устройством его основание 4 упирается в кольцевой бортик толщенпой части!О контрэлектрода 2.

Удар смягчается резиновым демпфером 18. С этого момента контрэлектрод 2 начинает двигаться вместе с подвижным автопневматическим устройством и его сопловой частью 5 и розеточным кгнтактом 8 в обратном включению направлении. и в этот момент образуется дуга между дугогтойкими наконечниками 29 и 80 ттеподвижттого контакта 28 и контрэлектроля 2, гашение которой ппоисходит после открытия сопла благодаря обдуву дуги:потоком сжатой дуго асительной среды, подаваемой, как уже говонилось выше, из полости сжатия между основанием 4 подвижного автопневмаг5

50 тического устройства и дном 9 неподвижно закрепленного элемента конструкции. Зазор между хвостовой частью б подвижного автопневматического устройства и направляющим цилиндром 7 должен быть не настолько большим, чтобы он мог сказаться на степени сжатия гасительной среды и, следовательно, на отключающей способности выключателя.

Переходные контакты выполнены с элементами контактных соединений, которые перемещаются относительно друг друга при операциях включения и отключения выключателя. Таким образом обеспечивается самозачищение контактных поверхностей. Тем самым достигается большая надежность переходных контактов, что особенно важно для таких выключателей, в которых применяется среда, выделяющая под действием дуги агрессивные продукты, образующие на поверхности контактных элементов плохо проводящую пленку.

Предмет изобретения

1. Дугогасительное автопневматнческое устройство, например, для выключателей с разлагающейся гасительной средой, содержащее подвижный розеточный контакт с соплом и контрэлектродом, снабженным дугостойким наконечником, охваченным указанным подвижным розеточным контактом, и непочвижттьтй контакт, снабженный дугостойким наконечником, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения отключающей способности, указанный розеточный контакт установлен в изоляционной перегородке, жестко связанной с соплом н отделятощей его от концевых элементов вво тя, ття токовед щих частях которого жестко укреплен возеточньттт контакт, в который подвттжтто входит концевая часть контрэлектрода, причем диаметр сопла больше диаметра теподвижттого контакта, равного диаметру контактирующей части контрэлектрода.

2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что, с целью приведения в движение контрэлектрода и обеспечения необходимого контактного нажатия между контрэлектродом и ттрнодвижным контактом, средняя часть контрэлектпола имеет диаметр больший. тем диаметры концевых частей, и снабжена подпружиненной металлической деталью.

Дугогасительное автопневматическое устройство Дугогасительное автопневматическое устройство Дугогасительное автопневматическое устройство Дугогасительное автопневматическое устройство Дугогасительное автопневматическое устройство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сильноточной импульсной электроэнергетике и позволяет при его использовании повысить эффективность передачи энергии из индуктивного накопителя энергии (ИНЭ) в нагрузку

Изобретение относится к электротехнике, в частности к высоковольтным однощелевым дугогасительным камерам пневматических и электромагнитных контакторов

Изобретение относится к электротехнике, в частности к высоковольтным однощелевым дугогасительным камерам пневматических и электромагнитных контакторов, имеющих повышенную отключающую способность

Изобретение относится к сильноточной электроэнергетике

Изобретение относится к электротехнике и позволяет выбрать оптимальные параметры конструкции дугогасительного устройства, в частности, элегазовых автокомпрессионных и автогенерирующих выключателей

Изобретение относится к электротехнике, в частности к защитной коммутационной аппаратуре, и может применяться в составе защитных контактных коммутационных аппаратов

Изобретение относится к области электротехники и предназначено для коммутации электрических цепей в электрических установках различного назначения, в частности может применяться в выключателях автоматических быстродействующих постоянного тока

Изобретение относится к защитной коммутационной аппаратуре и может применяться в составе защитных контактных коммутационных аппаратов

Изобретение относится к коммутационной технике для сильноточных цепей

Изобретение относится к разрядникам газоразрядным неуправляемым и может быть использовано для защиты аппаратуры от индукционного тока в цепях постоянного тока, в частности в схемах для измерения параметров и контроля качества электротехнического оборудования
Наверх