Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины

 

У:а.. r; в@тент, „

3883

0 Il И С А Я- М- "й-ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено О4.V.197Î (¹ 1439451J24-7) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 22.VI.1973, Бюллетень № 28

Дата опубликования описания 31.Х.1973

М. Кл. Н 02р 9/,14

Государственный камитет

Санита Министрав СССР па делам изобретений и еткрытий

УДК 621 316.722:621. .313.82 (088.8) Авторы изобретения

И. А. Глебов, В. Е. Каштелян, Н. С. Сирый, В. Ф. Федоров, К, В. Лапаев, Я. Н. Штрафун, М. Н. Шустерман и В. М, Юсин

Заявитель

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ

Т,=

1 + Кос Кв

Изобретение может быть использовано для автоматического регулирования возбуждения синхронных машин, имеющих инерционные системы возбуждения (например, электромашинная система возбуждения). 5

Известные устройства для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины, содержащие инерционный возбудитель. и управляемый выпрямитель и автоматический регулятор возбуждения не являются бы- 10 стродействуюшими, так как допускают применение только автоматических регуляторов возбуждения пропорционального действия и поэтому не могут эффективно использоваться для повышения устойчивости синхронной ма- 15 шины.

Целью изобретения является повышение быстродействия регулирования возбуждения в результате повышения быстродействия инерционных возбудителей и тем самым повыше- 20 ние статической и динамической устойчивости синхронной машины.

Указанная цель достигается в результате того, что в устройстве введена глубокая жесткая отрицательная обратная связь по току 25 возбуждения (напряжению) возбудителя на вход управляемого выпрямителя, кратность форсировки которого увеличена пропорционально требуемому повышению быстродействия устройства, 30

Известно, что звенья системы регулирова. ния, охваченные обратной связью, существенно изменяют свои переходные характеристики.

Например, при охвате безынерционной жесткой отрицательной обратной связью инерционного возбудителя, имеющего постоянную времени Т, и коэффициент усиления К„он остается, как и ранее, апериодическим звеном, но с меньшей постоянной времени

Охватывая обратной связью несколько последовательных звеньев системы, можно при сравнительно малом по величине коэффициенте обратной связи К„существенно изменить переходные характеристики системы регулирования, а увеличивая К„, новую постоянную времени Т, можно сделать весьма малой. Однако при этом в такой же мере уменьшается и коэффициент усиления звеньев, охваченных обратной связью. В связи с этим для сохранения общего коэффициента усиления системы регулирования на прежнем уровне необходимо соответствующим образом увеличить усиление одного или нескольких ее звеньев. Кроме того, увеличение коэффициента усиления любого звена, в свою очередь, требует расширения линейной части его характеристики.

388 343

15 т тв

1 + Кос Кв Кв

55 возбудитеНа чертеже приведена структурная схема устройства для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины, где

1 — синхронная машина (турбогенератор, гидрогенератор, синхронный компенсатор, синхронный двигатель); 2 — электромашинный возбудитель; 8 — неуправляемый выпрямитель (в случае бесщеточной системы возбуждения — вращающийся диодный выпрямитель); 4 — генератор переменного тока (вспомогательный синхронный генератор); 5 — управляемый (тиристорный) выпрямитель с системой управления; б — подвозбудитель (источник питания переменного тока); 7 — блок жесткой отрицательной обратной связи; 8— автоматический регулятор возбуждения сильного действия синхронной машины.

В схеме жесткой отрицательной обратной связью охвачен не только инерционный возбудитель 2, но и управляемый выпрямитель б с его системой управления, питающий обмотку возбуждения возбудителя 2. Обратной связью может быть охвачен также и автоматический регулятор возбуждения 8. Величина коэффициента обратной связи К„выбирается таким образом, чтобы постоянная времени звеньев, охваченных обратной связью, уменьшалась до приемлемого значения. Для сохранения необходимой величины общего коэффициента усиления системы регулирования и расширения линейной части характеристики управляемого выпрямителя 5 во столько же раз увеличивается его анодное напряжение (напряжение подвоз будителя 6) .

Если считать, что регулятор возбуждения 8 и управляемый выпрямитель 5 — безынерционные звенья, то при изменении напряжения синхронной машины 1 на Л(/ напряжение на обмотке возбуждения возбудителя 2 в первый момент времени изменится на величину с вв 1 8 К 8 где К8 И Кв — коэффициенты усиления регулятора 8 и выпрямителя 5 при разомкнутой обратной связи. В дальнейшем, с изменением тока возбуждения (напряжения) возбудителя

2 в результате действия обратной связи будет изменяться и AU„„стремясь к установившемуся значению

Я/ вв— Ф

1+ Кос.Кув Кв где К2 — коэффициент усиления ля 2.

При форсировании возбуждения синхроннои машины напряжение возбуждения возбудителя в первый момент времени достигнет максимальной величины, соответствующей полному открытию вентилей управляемого выпрямителя 5 ввм Ввн 1 ф (1 + К Ос 1 8 +2)t где U„„— его номинальное значение; Кф— кратность (потолок) форсирования возбуждения. В дальнейшем ток возбуждения (напряжение) возбудителя будет возрастать, а напряжение U„— уменьшаться с постоянной времени

К моменту достижения током возбуждения (напряжением) возбудителя максимальной величины ввм — 1ввн 1 ф напряжение возбуждения возбудителя уменьшается до значения 1вв — 1ввн 1 ф.

Изобретение имеет большое значение в связи с широким внедрением бесщеточных систем возбуждения мощных турбогенераторов.

Оно позволяет создать быстродействующие диодные бесщеточные системы возбуждения, по своей эффективности практически не уступающие тиристорным бесщеточным системам.

Для этого необходимо лишь, чтобы обмотка возбуждения возбудителя,и подвозбудитель были рассчитаны на повышенное напряжение.

При этом диодная система возбуждения получается значительно проще, надежней и дешевле, поскольку отсутствует необходимость в устройствах бесконтактной передачи управляющих сигналов на вращающийся выпрямитель.

Предмет изобретения

Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины, содержащее инерцИонный возбудитель, управляемый выпрямитель и автоматический регулятор возбуждения, отличающееся тем, что, с целью повышения быстродействия регулиро.вания, в нем введена глубокая жесткая отрицательная обратная связь по току возбуждения (напряжению) возбудителя на вход управляемого выцрямителя, кратность форсировкИ которого увеличена пропорционально требуемому повышению быстродействия устройства, Редактор В. Девятов

Составитель К, Фотнна

Техред А. Камышникова

Корректоры: Н. Стельмах и Е. Хмелева лаказ 2929/16 Изд. Хз 1695 Типаж 755 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров ÑÑÐ

IIo делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины Устройство для автоматического регулирования возбуждения синхронной машины 

 

Похожие патенты:

^скзная // 385383

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к генераторным установкам двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к регулированию возбуждения синхронных машин (СМ)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве источника электроэнергии в автономной системе генерирования

Изобретение относится к оборудованию автомобилей и содержит генератор, включающий обмотку возбуждения, первая и вторая выходные клеммы которого соединены через измеритель тока и аккумуляторную батарею, минусовая клемма которой соединена с общей шиной

Изобретение относится к области электротехники и касается реле-регулятора напряжения генератора, используемого при его включении в сеть

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для создания автоматических регуляторов возбуждения мощных синхронных генераторов

Изобретение относится к электротехнике и может использоваться на крупных тепловых и атомных электростанциях

Изобретение относится к области электротехники, а именно к устройствам управления и регулирования электрических агрегатов, и может быть использовано в авиационной промышленности для стабилизации тока и напряжения стартера-генератора, а также в различных отраслях народного хозяйства, где необходимо независимо изменять электрическое сопротивление пропорционально питающему напряжению и току

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к синхронным машинам, более конкретно - к синхронным двигателям и силовым блокам "трасформатор-двигатель" и предназначено для использования в приводе турбомеханизмов и иных машин средней и большой единичной мощности, не требующих регулирования частоты вращения

Изобретение относится к области электротехники, а именно - к системам возбуждения синхронных машин, а именно к устройствам гашения магнитного поля обмотки возбуждения синхронных машин
Наверх