Шариковая обгонная л1уфта
Д Д
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
395637
Зависимое от авт. свидетельства 1х0—
Заявлено 22.VII.1969 (№ 1352213/25-27) с присоединением заявки ¹â€”
Приоритет—
Опубликовано 28ХП1.1973. Бюллетень ¹ 35
Дата опубликования описания 31.1,1974
М. Кл. I. 16d 41/07
-Государственный комитет
Совета Министрев СССР ее делам изобретений н аткрытий
УДК 621.825.5(088.8) Автор изобретения
В. В. Воробьев
Заявитель
ШАРИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к области общего машиностроения.
Известны шариковые обгонные муфты с эксцентричным желобом, расположенным в торцовой плоскости па одной из полумуфт,и с концентричным желобом и радиальными пазами на другой полумуфте.
Однако точное сцепление полумуфтв случае применения их в устройствах, испытывающих толчки и вибрации, ненадежно, а 10 также необходимо, выдерживание высокой точности глубины радиальных пазов.
Известны также шариковые обгонные муфты с эксцентричным желобом, снаоженные подпружиненным на отдельных участках 15 эластичнь1м кольцом.
Эти муфты недолговечны прн использовании в высокоскоростных приводах в режиме длительного обгона.
Предложенная муфта отличается тем, что 20 она снабжена плавающей подпружиненной шайбой, поджимающей шарики к эксцентричной кольцевой канавке одной из полумуфт, а радиальные фасонные пазы на другой имеют односторонние углубления, выполненные в 25 виде части поверхности цилиндра, соответствующего диаметру шарика, и выбраны пз условия обеспечения угла между касательными, проведенньв|и к цилиндрической поверхности углублений в точке сопряжения 30 зак.шненного шарика с краем последнего и к внутренней поверхности дорожки эксцен Iprrsrrorr ка|1авкн В пределах i гла самозаклинивания.
Это |овышает долговечность и точность сцепления полумуфт.
На фпг. 1 изображена предложенная муфта, разрез; на фиг. 2 — вид по стрелке
А (в регкиме обгона): на фпг. 3 — вид по стрелке А (в режиме сцепления); на фпг. 4— муфта двухстороннего действия.
На одной пз полумуфт 1 выполнена эксцентричная кольцевая канавка 2 с размещенными в ней шариками 3, взаимодействующими с другой полумуфтой 4 через выполненные в ней радиальные фасонные пазы
5 с углублениями 6, каждое из которых образовано частью поверхности цилиндра, диаметр которого равен диаметру шарика. Радиальные пазы расположены с постоянным гловым шагом. а образующие углублений обращены к центру вращения полумуфты.
Шарики 3 под каты к кольцевои канавке плавающей подпружиненной шайбой 7, свободно входящей в проточку, выполпегн|ую в полумуфте 4.
Поверхность соприкосновения шайбы с шариками может быть выполнена в виде части поверхности тора для уменьшения потерь па трение в период обгона.
395637
Т) KoEIcTP. I!UI)Я Il) !1)ты «в, хстоР;)инс! 0 ««сйствия отличается от описанной тем, что половина всех углублений, выпо iiiciiнь)х i!0 обеим сторонам радпа ibi ы., !)2с!)нных i!230i!, перекрыта !IQBOpoTIIhDI сепаратором 8. установленным меж гу полумуф га I!i.
В момент пуска полумуфта 1, праща,:0 ь по часовой стрелке относительно пеподвижнОй !IOJIK . iI) г!)Ты 4 3acTaa1sle1 !) i)0!;j)c.l!cii!!0 вращаться шайбу 7. По мере поло)012 ш.лумуфты 1 вместе с шарика Ili 8 и шайбой
7 один пз шариков касается «рая углуолсния. При этОм угол междм касатс;!ьиыми, ПРОБСДЕНПЫ Ь)И В ТОЧ! "И СОПРИ КОСНОВС!! ИЯ И)Я рика с краем углубления и внутренней поверхностью эксцентриковой канавки, будет больше угла самозаклипивания, вследствие чего шарик выдавливается в радиальный паз.
Если этот угол равен углу самозаклпнпвания, полумуфты сцепляются.
При расцеплении в результате обгона полу-!
1! уфтоЙ 4 IO J!), 5! уфт ы 1 3 2 KJI!i iiC! i il bl I I и) 2 р ! к расклинивается в результат(. сия ия с него сил, вследствие отставания центра э«сцснтриситета полумуфты 1 от центра этого шарика, и выкатывается под действием шайбы
7 по эксцент1эпчпой канавке, l1cpc 1l! .LI)asicb и) упора в стенку радиального паза.
При обгоне пол умуфты 1 пол ум уфтой
2 ш21эики i Муфта двусторош)егÎ действия работает аналогично. Предмет изобретения 1. Шариковая обгонная муфта, одна из )юлумуфт которой выполнена с эксцентрично расноложеш)ой кольцевой канавкой йа тор.!с с размещенными в пей шариками, Iiaa«10 модеистгд:ющими с другой полумуфтui через вьполпсппые в ней радиальные фасонныс )!азы, отличаюи1аяся тем, что, с целью повышения точности сцепления полумуфт, она cIiB0 I cII2 iiл2в2!Ошей lio I)Pg i!IIIIcl i;0!I шай1) бой, поджимакэщей шарики к э«сцептричной кольцевой канавке, а радиальные фасонные пазы имеют односторонние углубления, выпо1»ei!Iibie в виде части повсрхностп цилиндра, диаметр которого равен диаметру ша211 рика, и выбраны из условия обеспечения угла между касатель))ыми, проведенными к цилиндрической поверхности углублена!я в точке соприкосновения заклиненного шарика с «раем после«него и к внутренней I!oaep IIO20 сти дорожки эксцентричной канавки в пределах угла самозаклинивания. 2. Муфта по п. 1, отли !а)ои1аяся тем,что, с цел!но передачи крутящего момента в обоих направ IcHEIHx, она снабжена поворотным 30 сепаратором, установленным между полумуфтами, а фасопные радиальные пазы выполнены с двухсторош)ими углублениями, одна сторона которых перекрыта поворотпы;1 сепаратором.