Гидродинамический регулятор оборотов

 

ОПИСАНИЕ 399833

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

Заявлено 15.1.1971 (№ 1612117/18-24) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано ОЗ.Х.1973. Бюллетень ¹ 39

Дата опубликования описания 18.II.1974

М. Кл. G 05d 13/16

G 05d 13/26

G 05d 13/30

Гасударственный каките

Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

УДК 621.316.718.5(088.8) Автор изобретения

1 ю%аъайайа

1

Ю. И. Капустин

Пермский политехнический институт

Заявитель

ГИДРОДИ НАМИ ЧЕСКИ и РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ

Изобретение относится к регуляторам оборотов и может найти применение для стаби"",èçàöèè скорости вращения различных машин.

Известны центробежные регуляторы для стабилизации оборотов машин. Однако им свойствена недостаточная жесткость характеристики и, соответственно, значительная величина коэффициента неравномерности движения механизма.

В предлагаемом устройстве с целью получения более высокой жесткости характеристики регулятора и, соответственно, меньшей величины коэффициента неравномерности движения, в качестве регулятора оборотов используют частично заполненную муфту, работающую при строго определенном скольжении.

Величина этого скольжения задается передаточным числом зубчатой передачи, связывающей насосное и турбинное колеса муфты.

Известные конструкции гидромуфт, как правило, состоят только из насосного и турбинного колес, заключенных в общем кожухе. Жидкость, заполняющая регулятор, предназначена для плавного разгона машин, предохранения их от перегрузки, изменения скорости вращения и т. д.

Использование известных конструкций гидромуфт в качестве регулятора оборотов не возможно потому, что характеристика муфты

M = f (n„) (n„— обороты насосного колеса) не постоянна и вид ее зависит от скольжения муфты.

На фиг. 1 изображен общий вид регулятора; на фиг. 2 — его опытные характеристики при различной степени заполнения; на фиг. 3 — формы потока жидкости в полости регулятора; на фиг. 4 — характеристики гид10 родинамического и центробежного регуляторов.

Регулятор состоит из турбинного колеса 1, помещенного в кожух 2, и насосного колеса

3. Турбинное и насосное колеса связаны меж15 ду собой двухступенчатой зубчатой передачей, состоящей из зубчатых колес 4, 5, 6 и 7.

Зубчатые колеса 5 и 6 находятся на промежуточном валике 8, расположенном в приливе неподвижного валика 9 на двух подшип20 никах. Валик 9 в свою очередь располагается на двух шариковых подшипниках 10 и 11, сидящих в корпусе и ступице кожуха насосного колеса. На валике 9 расположен рычаг 12, передающий усилие регулятора на соответст25 вующие органы управления машины или закрепляется неподвижно. Насосное колесо, а соответственно, и весь регулятор, крепится к валу машины с помощью фланца 13.

Полость регулятора частично заполняется

30 жидкостью.

399833

На фиг. 2 приведены экспериментальные характеристики регулятора при различной степени заполнения, представляющие зависимость момента на рычаге регулятора 12 от оборотов насосного колеса. Любая характеристика регулятора имеет три зоны.

Первая зона соответствует такой области оборотов, при которой вся жидкость в регуляторе центробежными силами прижата к наружной части рабочей полости насосного и турбинного колес и движется по малому кругу циркуляции МКЦ (фиг. 3, а). Величина момента, передаваемого с насосного колеса на турбинное через жидкость, не велика, соответственно, мал и момент на рычаги регулятора. При увеличении а„скорость жидкости увеличивается и МКЦ приобретает форму, показанную на фиг. 3, б.

При п1„(п„(п „. происходит переход потока с МКЦ на большой круг циркуляции (БКЦ). При определенном числе оборотов из этой области в полости муфты существуют одновременно ооа круга циркуляции, при этом приращение момента регулятора зависит пе только от увеличения скорости движения жидкости в рабочей полости, но и от соотношения количества жидкости, движущейся по МКЦ и БКЦ.

Третья зона характеристики соответствует оборотам насосного колеса п„)п„-. При этой скорости вращения вся жидкость сосредоточена на БКЦ. Момент, передаваемый насосным колесом на турбинное, значителен, соответственно, значителен момент на рычаге регулятора, величина которого в этом случае определяется зависимостью

Мр — а n„(b К вЂ” Cpa) Здесь а, b и с — постоянные коэффициенты; п„ вЂ” обороты насосного колеса;

R> и Рз — радиусы входа и выхода эквивалентной струйки по5 тока с турбинного колеса.

На фиг. 4 приведены зависимости приращения момента ЛМ от приращения оборотов

Ли„для центробежного и гидродинамического регулятора, при этом момент центробеж10 ного регулятора был принят по зависимости

Мц.р = — а@ — „ где к и P — постоянные коэффициенты; п — обороты регулятора.

15 Гидродинамический регулятор предназначается для стабилизации оборотов машины, соответствующих зоне критических оборотов регулятора.

Для изменения зоны критических оборо20 тов регулятора достаточно изменить степень заполнения жикостью рабочей полости регулятора.

Предмет изобретения

Гидродипамический регулятор оборотов, содержащий насосное и турбинное колеса, расположенные в кожухе, полость которого заполнена жидкостью с малой вязкостью и

ЗО регулирующие элементы, отличающийся тем, что, с целью получения постоянного передаточного отношения между колесами при переменных оборотах регулятора, насосное и турбинное колеса связаны между собой зуб35 чатой передачей, один из элементов которой расположен на неподвижном валу, соед|иненном посредством рычага с регулирующими элементами.

399833

Составитель Ю. Луцук

Техред Л. Грачева

Корректор А. Дзесова

Редактор Е. Гончар

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 266/8 Изд. № 44 Тираж 780 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Гидродинамический регулятор оборотов Гидродинамический регулятор оборотов Гидродинамический регулятор оборотов Гидродинамический регулятор оборотов Гидродинамический регулятор оборотов 

 

Похожие патенты:

7\вторы // 393732

Изобретение относится к автоматическому регулированию и может использоваться в приводах машин и оборудования различного назначения, где требуется регулирование оборотов при постоянной жесткости выходных моментных характеристик, например, в абразивно-отрезных станках
Наверх