Переменная передача

 

Класс 47h, 25

АВТОРСН0Е СВИДЕТЕЛЬСТВО НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ переменной передачи.

К авторскому свидетельству М. В. Илвковича, заявленному 28 января

1936 года (спр. о перв. № 185599).

О выдаче авторского свидетельства опубликовано 31 августа 1936 года.

Изобретение относится к переменным передачам, у которых передаточное отношение изменяется в известных пределах непрерывно и притом автоматически в соответствии с нагрузкой на ведомом валу.

Известны уже такого рода передачи, которые заключают в себе эксцентрик, сопряженный с ведомым валом при по-:, мощи муфт свободного хода и допуска- ющий автоматическое изменение вели- чины его эксцентриситета. Известно также в таких передачах автоматическое изменение величины эксцентриситета I эксцентрика при помощи ведущей гайки, насаженнои на ведомыи винт и отжима- емой вдоль этого винта в одно из своих, крайних положений при помощи пружин.

В предлагаемо" передаче эксцентрик осуществлен путем снабжения винта кривошипом и эксцентрического расположения этого винта внутри гайки, при- водимой во вращение около собствен- ной геометрической оси.

На чертеже фиг. 1 изображает вер- тикальный продольный разрез передачи; фиг. 2 — горизонтальный продольный раз- рез; фиг. 3, 4 и 5 — поперечные разрезы в различных вертикальных плоскостях.

К маховику мотора присоединяется фланец 1 (фиг. 1 и 2) с двумя шестернями 2 и 3, выполненными за одно целое с фланцем 1. Шестерня 2 наружного зацепления взаимодействует с шестерней 4 и служит для привода масляного насоса 20 посредством валика 50.

Внутренняя шестерня 3 постоянно сцепляет мотор с коробкой скоростей посредством прямого включения с шестерней 5. Шестерня 5 находится на конце барабана 6 и связана с ним.

Внутри барабана 6 установлен эксцентрично винт 7, который на заднем своем конце несет кривошип 9. На винте

7 имеется гайка 8, связанная с барабаном 6 и притом таким образом, что она может передвигаться вдоль этого барабана, одновременно поворачивая винт

7 в ту или другую сторону относительно этого барабана. Передвижение гайки 8 осуществляется посредством упорного подшипника 10 (фиг. 1, 2 и 4), насаженного на барабан 6. При перемещении гайки 8 вдоль оси барабана б из одного крайнего положения в другое винт 7 поворачивается на 180, причем эксцентриситет кривошипа 9 изменяется от нуля до максимума и наоборот.

На кривошипе 9 устанавливаются четыре шатуна 11 (фиг. 5), своими верхними головками поворотно соединенные с кривошипом 9, а нижними — с ведущими втулками муфт свободного хода 12. При положении кривошипа 9 в центре барабана б шатуны и весь механизм передачи находятся в состоянии покоя. Когда — 2 же кривошип 9 начнет отходить от центра барабана и описывать окружность вокруг оси последнего, нижние концы шатунов начнут передвигаться вверх и вниз, одновременно передвигая на некоторый угол ведущие втулки муфт свободного хода.

Дня повышения степени равномерности передачи предусмотрены четыре муфты свободного хода, по две насаженные на два вала 13 (фиг. 5).

На тех же валах 13 жестко насажены шестерни 14 (фиг. 1 — 3), передающие усилие мотора через промежуточную шестерню 15 шестерне 16 ведомого вала.

Перемещение гайки 8 осуществляется двумя диаметрально расположенными по бокам ведомого вала пружинами 18, находящимися в цилиндрах 19 (фиг. 2, 3).

В цилиндры 19 через посредство шестеренчатого насоса 20 трубопроводов 21 нагнетается масло, которое давит на поршеньки 22. Поршеньки передвигаются вперед, передвигая пружины 18, которые в свою очередь передвигают

-посредством упорного подшипника гайку

8, вследствие чего кривошип 9 отходит от центра барабана 6 и передает ведомому валу 17 усилие мотора.

Пружины 18 обеспечивают автоматичность изменения передаточного отношения в соответствии с нагрузкой на ведомом валу 17. В самом деле, при увеличении сопротивления на ведомом валу гайка 8 будет перемещаться вдоль барабана б, сжимая пружины и поворачивая относительно барабана винт 7, а вместе с этим уменьшая эксцентриситет кривошипа 9 и увеличивая передаточное отношение. Когда же сопротивление движению машины уменьшится, пружины отжимают гайку 8 вперед и тем самым увеличивают эксцентриситет кривошипа 9, а вместе с этим уменьшают передаточное отношение. Для выключения передачи предусмотрен рычаг

23 (фиг. 3), как и у ступенчатых коробок скоростей.

Рычаг 23 управляет перестановкой валика 24, имеющего на заднем конце отверстие, через которое при холостом состоянии передачи масло от насоса 20 поступает через трубопроводы 21 мимо цилиндров 19 и через открытое окно

25 (фиг. 1, 3) выливается в картер передачи. При передвижении же рычага валик 24 переставляется и закрывает окно 25 трубопровода 21, вследствие чего масло не будет свободно выливаться, а будет поступать в цилиндры и давить на поршеньки 22, отчего поршеньки 22 будут передвигаться вперед. одновременно передвигая пружины с упорным подшипником 10 и гайкой 8 и поворачивая винт 7, а вместе с этим увеличивая эксцентриситет кривошипа У до его наибольшей величины.

Перевод рычага скоростей через нейтральное положение выводит из зацепления шестерни 1б, 27 (фиг. 1, 2) и включает шестерни 28, 29 и 30 заднего хода.

При этом отверстие в валике 24 пройдет через окно 25 назад, почему это окно окажется опять закрытым валиком, а насос начнет нагнетать масло в цилиндры, обеспечивая передачу заднего хода, скорость которого изменяется в таких же пределах, как и скорость переднего хода.

Для ограничения хода поршеньков в стенках цилиндров предусмотрены окна

31 (фиг. 2), пройдя которые поршеньки дальше двигаться не смогут, так как масло начнет выливаться в картер передачи через открытые окна.

Разогнав машину, можно бросить акселератор, и машина будет двигаться по инерции, не встречая торможения со стороны мотора, так как муфты свободного хода передают усилие только от мотора колесам, обратно же усилие не передается.

На случай необходимости резкой остановки или вообще остановки машины имеется вилка 32 (фиг 1 и 4), снабженная на концах роликами. Вилка жестко крепится на поперечном валу 33.

С левой стороны, смотря по ходу, на валу 33 укрепляется обычная педаль сцепления, При остановке машины достаточно нажать на педаль, и мотор от трансмиссии отделяется. При нажиме на педаль вилка 32 движется назад и гонит гайку 8 в крайнее заднее положение.

При своем движении гайка 8 поворачивает винт 7 и устанавливает кривошип

9 в центр барабана (холостой ход). Для того, чтобы пружины 18 не оказывали сопротивления движению гайки 8 назад, цилиндры и насос снабжаются кранами

34, которые приводятся в действие вил- кой 32 посредством продольного валика

35 (фиг. 2). Передняя часть этого валика выполнена плоской и укреплена на вилке при помощи фиксатора 36 (фиг. 4). Передвигаясь вместе с вилкой назад, валик

35 открывает два крана цилиндров и один насоса, обеспечивая свободный выход масла как из самого насоса 20, так и из цилиндров 19, в картер.

Фиксатор 36 устанавливается для того, чтобы дать, возможность вилке 32 свободно дойти до крайнего заднего поло-, жения, так как валик 35 имеет меньший ход, нежели вилка 32. Плоский конец валика 35 имеет два углубления, в одном, из которых покоится шарик фиксатора.

При положении вилки впереди шарик фиксатора 36 находится в крайнем переднем углублении; при переводе назад валик 35 будет двигаться тоже назад до полного открытия кранов, после чего ша- рик выскользнет и передвинется по валику в заднее углубление, когда вилка

32 окажется в крайнем заднем положении (холостой ход). При освобождении педали (педаль всегда находится. под действием пружины, как и обычная педаль) вилка 32 передвинется вперед и потянет валик. Когда краники закроются, шарик опять выскользнет из заднего углубления и передвинется в переднее.

Открытие кранов в начале движения вилки способствует быстрому выдавливанию масла из цилиндров. При малейшем нажатии на педаль краники открываются и тогда, помимо усилия шофера, мотор сам будет смещать кривошип 9 в центре барабана 6. При освобождении педали все восстанавливается и работа продолжается попрежнему.

Педаль при нажатии на нее всегда дает холостой ход,.не заставляя прибегать к рычагу 23, который можно поставить в нейтральное положение после полной остановки машины, причем в, этом последнем положении рычаг 23 всегда оставляет открытым окно 25, обеспечивая отделение мотора от трансмиссии.

При трогании машины с места не надо выжимать педаль сцепления, как это делается при ступенчатых коробках скоростей, хотя решительно не будет никакого вреда, если шофер по при- вычке и выжмет ее, причем включение получается совершенно бесшумно, так как шестерни 26 и 27 находятся в постоянном зацеплении.

Для разгрузки втулок свободного. хода предусмотрена прямая передача.

На конце кривошипа 9 находится шестерня 38, а наконце ведомого вала— шестерня 37. При переводе рычага 23 вправо и назад валик 24 остается в нейтральном положении и оставляет открытым окно 25, а валик 40 и вилка 39 включают прямое зацепление шестерен

37 и 38. Шестерня 37 снабжена свободным ходом, что необходимо для плавного включения п ря мой передачи. Вилка 39 сделана за одно целое с валиком 40 (фиг. 1), у которого передний конец несет ролик, а задний находится в трубке

46, под давлением пружинки 41. Таким образом, при переводе рычага 23 назад валик 40 с вилкой 39 и с шестерней 37 может остаться на месте. Если шестерня

38 не окажется в это время в центре барабана 6 и не произойдет включение, шестерня 37 прижмется пружинкой 41 к шестерне 38 и они будут скользить одна по другой до включения, которое произойдет автоматически, как только шестерня 38 станет в центр барабана 6, причем шестерню 38 можно поставить в центр в любое время, нажав для этого на педаль.

Конец валика 40, снабженный роликом, выводится вперед и устанавливается против вилки 32 (фиг. 1 и 4). Это. устроено для того, чтобы не заглушать мотора при резкой остановке машины.

При нажиме на педаль прилив 42 вилки 32 надавливает на ролик валика

40 и выключает прямую передачу, причем рычаг переключения скоростей остается на месте, так как шестерня 37 отойдет назад за счет сокращения пружины 41.

При освобождении педали шестерня 37 автоматически включится сама. Таким образом, нажимая на педаль, можно не только выключить муфты свободного хода, но и прямую передачу.

Переход с прямой на переменную передачу производится рычагом 23. Для этого нужно подать его вперед вправо и назад и передвинуть валик24 вперед, чтобы перекрыть им окно 25 маслопроводов, после чего масло начнет поступать в цилиндры 19 и производить отклонение кривошипа 9 от центра барабана б.

Предмет изобрет ения. !

1. Переменная передача с автомати- ческим и непрерывным в некоторых пределах изменением передаточного от- ношения, заключающая в себе ведущий эксцентрик с переменным эксцентрисите- том, соп ряженый с ведомым валом при по-, средстве муфт свободного хода и автома- тически изменяющий свой эксцентриситет при помощи ведомого винта и свободно насаженной на винт ведущей гайки, автоматически переставляемой вдоль оси;, этого винта и отжимаемой давлением I пружин в одно из своих крайних положе- ний, отличающаяся тем, что эксцентрик осуществлен путем снабжения винта кри- вошипом и эксцентрического расположе-, ния этого винта в гайке; приводимой от мо- тора во вращение около собственной гео- метрической оси и обеспечивающей выключение передачи путем уменьшения эксцентриситета до нуля при одном из своих крайних положений.

2. Форма выполнения передачи по и. 1, отличающаяся тем, что расстояние между асями винта и гайки и длина плеча кривошипа равны между собою.

3. Форма выполнения передачи по и 1, отличающаяся тем, что, с целью перемещения гайки в ее крайнее положение, обеспечивающее выключение передачи при любой нагрузке на ведомом валу и притом силой воздействия мотора, пружины, отжимающие гайку в другое крайнее положение, осуществлены переставными.

4. Форма выполнения передачи по и. 3, отличающаяся тем, что свободные концы пружин 18 упираются в поршеньки 22, помещенные в цилиндры 19 и управляемые при помощи впускаемой в цилиндры или выпускаемой из последних жидкости, находящейся под давлением.

5. Форма выполнения передачи по п. 4, отличающаяся тем, что для образования давления жидкости, впускаемой в цилиндры, применен насос 20, приводимый в действие от мотора.

Переменная передача Переменная передача Переменная передача Переменная передача Переменная передача Переменная передача Переменная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению и может быть использовано на приводах транспортных средств, электрических генераторов

Изобретение относится к транспортному и энергетическому машиностроению и может быть использовано в качестве двигателя для электромобиля, в качестве автономного источника электрической энергии
Наверх