Командоаппарат для управления автооператором на гальванической линии

 

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

CG gKhllHCYN49CKNX

Респубпии.".BBHñHì0е оТ авт. свидетель тва №вЂ”

М. Кл. С 23Ь 5/68

G 05b 11/00

Заявлено 02.V11.1971 (№ 1678303/22-1) с присоединением заявки №вЂ”

Приоритет—

Опубликовано 10,Xll.1973. Бюллетень № 47

Дата опубликования описания 6.V.1974.

Гасударствениый комитет

Совета Министров СССР по делам изобретекий и открытий

УДК 62.-529(088.8) Авторы изобретения

Д. В. Анисимов, M. Я. Анисимова, Ю. Н. Воронин, А. Л. Коган, Н. Н. Нагорная, А. В. Предеин и Г. М. Чепкасов

Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова

Заявитель

КОМАНДОАППАРАТ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

АВТООПЕРАТОРОМ HA ГАЛЬВАНИЧЕСКОЙ ЛИНИИ

Изобретение относится к области комплек:ной автоматизации произ водственных процессов и может быть применено в гальванических цехах для управления автооператором на автоматических линиях с программным управ- 5 лением.

Известен командоаппарат для управления а|втооператором на гальванических литаниях, содержащий устройство поиска подпрограмм, программный блок, синхронизатор, блок выбо- 1О ра технологических на правлений, датчики истинного .положения а втооператора, блок отработки .информации, блок полуавтоматического упра1вления и блок вы бора направления вперед †наз, блок вызова оператора, схему 15 блокиро(вки в зоне и силовой блок.

Известный командоаппарат позволяет вести большое количество технологических программ, в том числе программ, связанных с осуществлением ка|к одинакового IIORpbITHH, так 2Q и различных видов гальванопокрытий, прч пол ной независимости выбора технологическ»го процесса от субъективных качеств опвратоgapa на гальванической линии. Однако при агрегатном построении автоматических лини,i 25 гальванопокрытий работа линии за висит от работы всех входящих в систему узлов и элементов, из.которых наиболее сложными и важными являются командоаппараты и автоопе* раторы. Выход из строя хотя бы одного из зо этих устройств приводит к остано ву всей лин ии, а,поломка автооператора — к более длительному простою линии.

Цель изобретения — повышение надежности командоаппарата в работе и обеспечение взаимного дублирования автооператоро|в при аварийных ситуациях.

Это достигается тем, что командоаппараг снабжен коммутирующим устройством и бе.контактными датчиками позиций, а устройство поиска подпрограмм вьгполнено в,виде объединенных на входе программного блока, блока выбора подпрограмм по свободным ваннам, блока выбора подпрограмм по зовущим ваннам и блока связи, вход которых связан с,выходами, программного блока и синхронизат..ра. Соединенный с блоком вызова автооператора блок выбора подпрограмм .по зовущим ваннам и блок выбора подпрограмм по свободным ваннам подключены через коммутирующее устройство к датчикам истинного положения а втооператора.

Вход коммутирующего устройства подключен к .датчикам истинного положения и блокам отработки ни|формации управляемого и дублирующего автооператоров, программному блоку,и синхронизатору дублирующего автооператора, а;выход — к силовому блоку, схеме блокировки в зоне, блоку отработки информации и блоку полуавтоматического уп407978

3 равле!Пия. Бесконта ктпые датчики позиций могут Оыть подключены к Олску Bbl()opa направ" ления вперед-назад, с: еме блокировки в зон и блоку полуа!втоматпческого управления.

На чертеже представлена блок-схема пред- 5 ложенного кома!!доаппарата.

Командоаппарат для управления автооператором а гальванических линиях состоит из усTpсйсl за поиска ° подпрогpа>! м, прогpаMMНОго блока 1, синхронизатора 2, бло"à выбора 1р технологи 1еских направлений 3, датчиков истинного положения автооператоров 4, блока отработки информации 5, блока полуавтоматиче!ского управле;!пя б, блока выбора направления вперед — назад 7, блока вызо!ва ав- 15 тооператора 8, схемы блокировки в зон= 9, си. лового блока 10, коммутирующего устройства

11 и бесконтактных датчикс!в позиций 12.

Уст ройст!во поиска подпрограмм выпо laeao в виде объедине11?1ых на входе программног > блока 1 блока выбора подпрограмм по свободным ваннам 13, блока !выбора подпрсграм.! по зовущим ваннам 14 и блока связи 15, вход которых связан с выходами программногo блока 1 и синхронизатора 2,,причем соединеный с блоком вызо!ва автооператора 8 бло выбора подпрограмм по зовушим ваннам 1-" и:блок выбора подпрограмм по свободны.; ваннам 13 подключены через !коммутирующее устройство 11 к датчикам истинного полож".- 3 ния автооператора 4, вход коммутирующего устройства 11 по дключен к датчикам истинного положения 4, 1б и к блокам 5, 17 отработки информации управляемого и дублирующего автооператоров, .программному блоку 18 и синхронизатору дублирующего автооператора 19, а выход — к сило!вому блоку 10, схеме блокировки в зоне 9, блоку отработки информации 5 и блоку полуавтоматического управления б. Беаконтактные датчики позиций 12 4г? подключены к блоку выбора направления вп;-! ред-назад 7, схеме олокировки в зоне 9 и блоку полуавтоматического упра!вления 6.

Командоаппа рат, управляющий работой автооператора 20, механизмами 21 открывания 45 .крышек и качания рамы с деталями через соответствующие силовой блок 10 управления механизмами автооператора и силовой блох

22 управления механизмами открывания крышек и качания рамы с деталями, содер>кия датчики 23 выбора технологических направлений, !Соединен<ный с ними блок 24 передачи информации от предыдущего автооператора к последующему, блок 25 датчиков !выбор з времен и свободности ванн, реле времени 2б, управляемые датчиками 25, .каж|дый из кото,рых подключен к блоку 3 выбора технологических направлений. Блок 7 выбора технологических направлений, блок 8 полуавтоматического вызова автос!ператора, входы которо- 60 го с!вязаны с датчиками блока 25 и с датчиками 27 монтажно-демонта?кных столов и хра-! нилищ lpaM, подключены к блоку выбора .подпрограмм по зовущим ваннам 14.

Рассмотрим поочередно работу командоап- 65

4 парата,в режимах нормалыной работы и взаимного резервирования автооператоров. В автоматическом режиме при нормальной работ, команды на перемещение автос ператора 20 формируются в командоап парате либо при и<1жатии соответствующих кнопок в блоке 8 пслуа!втоматического вызова автооператора, ли60 под воздействием сигнала вызова па п ?вицию, где закончилась выдер>кка .временч или осуществляется передача or предыдущего автооператора к рассматриваемому.

В,первом случае информация о занятости и свободности участко!в снимается с датчиков ".

;мо HTB?KHQ-демонтажных столов и хранилищ рам и с датчиков 25 выбора времени и с!вобод ности, ванн и вводится v, блок 8 полуавтомат1ческого вызова автооператора, который и выдает сигнал вызова.

Во втором случае сигнал вызова в ванну, где закончилась выдер>кка време ни, появляется на выходе блока 3 выбора технологических направлений прн совпадении сигналов с датчиков 23 выбора технологичес!ких направлений, датчиков 25 выбора врем íè свободнссти ва!!!н и сигнала окончания выдер>кки времени с реле !времени 2б либо сигналов - блока 24 передачи информации от предыдущего автооператора к последующему для ванч передачи. Датчики 23 выбора техн?логических направлений, находящиеся непосредственно на ванне и дающие сипнал прн условии нахождения рамы с деталями на этой ванне, выполнены IB виде набора двоичны; датчиков с выходом На дешифрато р, который выдает при определенной двоичной комби!на.ции считывающих штырей унитарный сигнач только на одном из своих выходов, опред.ляющих то или иное направление гальва<нопроцесса. В свою очередь, сигнал авободности с датчиков 25 выбора времен и свободностч ванн, также находящихся на борту ванны, куда будет впоследствии положена рама по заданному напра влению,,появляется только прп отсутст(вии загрузки:ванны. Полученные та,ким ооразом сигналы вызова автооператора

20 управляют работой блока 14 выбора подпрограмм по зовущим !ваннам, Механизмы аз" тооператора 20 должны !находиться,в крайнем верхнем поло>кении с расцепленными захватами, а сам автооператор может занимать любую позицию обслу>киваемого им участка, кроме передаточных ва и.

Блок 14 выбора подпрограмм .по зовущим ваннам отыскивает подпрограмму lllo зовуще."1 позиции и !Производит запись ее в программный блок 1, откуда программа подается на непосредственное исполнение, путем выработки команд на перемещение «вперед назад», «переключение скорости», «остано!в», «влево — в середину — вправо», «вниз», «захват рамы с деталями», «!вверх» в блоке 5 отработки информации. Последовательное и"полнепие подпрограммы H вышеназванном порядке заканчивается перемещением вниз при приходе стрелы автсоператора 20 в крайнее нижнее

407978 положение, при котором при наличии за программированного поиска и при наличии сигнала с датчика нижнего положения, входящего в датчики 4 истинного положения, осуществляется поиск подпрограмм по свободной,позиции в блоке 13 выбора подпрограмм по свободным ваннам, Найденная подпрограмма ззпоминается неиосредствс,.:.о iç oiоке 18. По окончании поиока и записи найденной подпрограммы осуществляется дальнейшее исполнение подпрограммы по зовущей позиции. Механизмы автооператора 20 поднимают захва ченную раму с деталями, и:происходит смена подпрограмм з программном блоке 1 при появлении сигналов с верхнего датчика, входящего в датчики 4 истинного положения, и синхронизатора 2. В этом положении происходит смена подпрограмм, причем новая подпрограмма может быть либо произвольной, >кест,ко заданной, подпрограммой следующей за

:вышеназванной программой по зовущей пози.ции, либо найден ной подпрограммой по свободной позиции. Выбор произвольных подпрограмм, овязанных с переездом па гпозицию последующим многократным окунанием в ванну происходит с помощью блока 15 связи подпрограмм.

Подпрограмма по зовущим ваннам записывает во время движения стрелы а втооперато:ра 20 снизу вверх в кратковременное запоминающее устройство в блоке 15 связи подпрограмм произ вольную подпрограмму, а в верхнем положении, по сигналам с синхронизатора 2 осуществляется вначале ее сброс и затем запись произвольных подпрограмм в программный блок 1 и их исполнение в блоке 5 отработки игаформации,:по которым возможна также технологичеокая задержка, осуществляемая с помощью реле 28 регулируемой ,задержки в!нижнем положении стрелы автооператора без расцепления с катодной рамой.

По окончании задержки вводимой в блок 5 отработки информации поднимается механизм азтоопе ратора 20. По окончании .произвольных подпрограмм (либо при их отсутствии) подпрограммой по зовущей ванне осуществляется заспись подпрограммы по свободной ванне. Конец подпрограмм с синхронизатора 2 выбирает из запоминающего устройства в блоке И выбора подпрограмм по свободной ван,не подпрограмму по свободной позиции и записывает в программный блок 1 с последующим иополнением ее в блоке 5 отработки информации, заканчивающимся закладкой катодной рамы с деталями либо в,ванну с выдержкой времени, либо в ванну передачи и приходом в исходное положение, определяемое в последнем случае позициями, исключающими позицию передачи.

Таким образом,,выполняется технологич":ская программа путем вызова автооператорз

20 в зовущую ваниу, последующего исполнения жестко заданных подпрограмм, закладки рамы с деталями в ванну, возвращения:в исходную позицию,,последующего вызова в д ру5

65 гую зозущую ванну и т. д. Исполнение подпрограмм осуществляется 1в блоке 5 отраоо.ки информации совместно с блоком 7 выбора напра вления вперед — назад, схемой 9 блокировки в зоне по датчикам иcTHHIHQI положения и датчикам позиций. Для задания напра;ле ия перемещения автооператора 20 в Направлennn Вперед — назад, снижennÿ скорости его и последующего оста IQBA па позиции слуi n T б л о к 7 в ы о о р а H H Il p 3iB l e I l n 5l назад, который сраBIHHâàåò истин; ое положение автооператора 2i0, определяемое в да-:ном случае сигналами с датчиков 12 позиции с сигналами подаваемой с программного блока 1 подпрограммы.

Блок 7 выоора напразлсвпя вneðe.i — Iàçад вырабатывает сигнал, определяющий направленIIe перемещения в зависимости от того, больше или меньше предыдущего будет новое значение позиции по заданной программе, сигнал переключения скорости при совпадении истинного положения с программой на некотором упрежденвом расстоянии от центра и сигнал точного останова в центре позиции

Все этн сиг:-Iàлы вводятся в блок 5 отработк информации, который задает движение автоператору 20 через силовой блок 10 управления механизмами автооператора до полного совпадения сигналов программы с сигналам:I датчиков 12 позиций, при;котором вначале осуществляется переключение скорости дв.lженил а втооператора 20, а затем и полный останов его.

После точного останова на определенной позиции механизма автооператора 20 сове;.шают поочередно движения налево — в середину — направо, вниз с возможной последующей задержкой внизу или без нее еверх с захватом или без захвата; прп окунании — многократное повторение движений вниз †вве.

Останов каждого из перечисленных движений осуществляется по сигналам с датчиков 4 (или 1б) истинного положения управляемог; автооператора (соседнего автооператора) при их совпадении с сигналами подпрограммы.

Для взаимной блокировки автооператоров при работе одного из них на позиции передачи служит схема 9 блокировки в зоне, которая выдает сигнал запрета движения вперед— назад в блок 5 переработки информации при нахождении соседнего автооператора в зоне передачи и при появлении программы движения в эту зону рассматриваемого автооператора 20. Блокировка осуществляется при его подходе на соседнюю с позицией передачи позицию. Управление механизмами 21 открывания крышек и качания рамы с деталями осуществляется от блока 5 отработки информации через силовой блок 22 управления механизмами откры1вания крышек и качания рамы с деталями, при этом, движение автоопера.тора 20 вниз возможно только при полном открывании крышек, либо полном останове двигателей качания рамы с деталями, которы фиксируются датчиками 29 механизмов от407978 крывания крышек и качания рамы с деталями.

Открывание крышек и останов двигателей качания рамы с деталями осуществляется непосредст венно по нрограмме при приходе автооператора 20 на эту позицию. Источники питания ванн включаются непосредственно сигналом с датчиков блока 25 выбора времен и свободности ванн прH нахождении катоднзй рамы с деталями в этой ванне, а отключение— при подъеме рамы и выходе штырьков программоносителя из датчиков.

В случае выхода из строя одного из автооператоров либо при профилактических ремонтах а втооператор:переносится с линии в специальное место, а кома ндоаппарат, управляющий работой этого автооператора, переводится на режим взаимного резервирования азтооператоров с помощью коммутирующего устройства 11. В режиме, взаимного резер вирования, наиболее подходящего для двух автооператоров и называемого, в этом случае, взаимным дублированием автооператоров, отключаются датчики 4 истинного по ложения автооператора, силовой блок 16 уп равления механизмами автооператора и вместо них в командоалпарат вводятся датчики

1б истинного положения соседнего автоопе ратора, а блок 5 отработки информации совместно с блоком 17 отработки информации дуб лирующего командоаппарата подключается к силовому блоку управления механизмами соседнего автооператора.

Кроме того, для взаимной блокировки поиока подпрограмм по зовущим ваннам в блох

14 выбора подпрограмм по зовущим;ваннам вводятся сигналы с программного блока 18 к синхронизатора 19 дублирующего командоаппарата и сигналы для запрета блокировки позиции передачи в схему 9 блокировки,в зон»

Соседний автооператор вызывается:по зовущим ваннам с любого участка при наличии исходного состояния автооператора и нулевых условий обоих командоаппаратов (отсутстви= взведенных подпрограмм на обоих командоа ппаратах) аналогично работе в нормальном режиме.

То же самое происходит и при нахождении подпрограммы Irro çoIBóùåé,ванне, однако найденная подпрограмма запрещает при возможном одновременном вызове на участке другзго автооператора нахождение подпрограмм по зовущей ванне путем блокировки блока 14 выбора подпрограмм rro зовущим 1вачнам сигналами, подпрограммы с программ.ного блока 18 дублирующего командоаппа рата, если таковая появилась раньш . чем закончился пои ск в блоке 14 выбора подпрограмм по зовущим ваннам, в противном случае действует обратнонапра вленная блокироBKa. Пр и нахождении подпрограммы поиск прекращается, а блок 14 выбора подпрограмм по зовущим ваннам приводится по синалу с синхронизатора 19 дублирующего

25 командоаппа рата в исходное начальное полз кение.

Дальнейшее движение автооператора осуществляется по цепи подпрограмм, следующих за найденной подпрограммой по зов щей ванне, по сигналам с блока 5 отработк ни формации, либо с олока 11 отработки информации дублирующего жомандоаппарата через свой силовой блок управления механизмами автооператора.

Для работы а втооператора при управлении с пульта предусмотрен блок б полуавтоматического управления автооператором по датчи,кам 12 позиций и датчикам 4 истинного положения автоопе ратора, которые отключаютс» от блока б в режиме взаимного дублирования автооператоров. Блокировка блоков 5 и 12 осуществляется взаимно и позволяет устранить нежелательные аварии автооператора.

Команды с блока 12 подаются на силовой блок 10 управления механизмами а втооперзтора и силовой блок 22 управления механизмами откpbIIBBíëÿ крышек и качания рамы с деталями.

Предмет изобретения

1. Командоаппарат для управления автооператором на галыванической линии, содержащий устройство поиска подпрограмм, пр.Iграммный блок, синхронизатор, блок выбора технологических направлений, датчики истинного положения автооператора, блок отработки информации, блок полуавтоматического уг.равления и блок выбора направления впередназад, блок вызова оператора, схему блокиро вки,в зоне, силовой блок, отличающийся тем, что, с целью повышения его надежности в работе и обеспечения взаимного дублирования автооператоров при аварийных ситуациях, он сна1бжен коммутирующим устройством и бесконтактными датчиками позиций, а устройство поиска подпрограмм выполнено в виде объединенных на входе программного блока блока выбора подпрограмм,по свободным ваннам, блока выбора:подпрограмм по зовущим ваннам и блока связи, вход которых связан:выходами программного:блока и синхронизатора, причем соединенный с блоком вызова автооператора блок выбора подпрограмм по зовущим ваннам и блок выбора подпрограмм .по:свободным ваннам подключены через ком мутирующее устройство к датчикам истин ного положения автооператора.

2. Командоаппарат по п. 1, отличающийся тем, что вход коммутирующего устройства подключен к датчикам истинного, положения и блокам отработки информации управляемого и дублирующего а втооператора, программному блоку и синхронизатору дублирующего автооператора, а выход — к силовому блоку, Составитель Л. Анисимова

Техред Е. Борисова Корректор М. Лейзерман

Редактор Е. Кравцова

Заказ 116 Изд. 267 Тира>к 826 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография № 24 Союзполиграфпрома, Москва, 121019, ул. Маркса — Энгельса, 1е

«схеме блокировки B зоне, блоку отработки ин:,формации и блоку полуавтоматического уп:.равленияя.

3, Командоаппарат, по п. 1 и 2, отличаюи ийся тем, что бесконтактные датчики позиций подключены к блоку выбора направленич вперед-назад, схеме блокировки в зоне и блоку полу автом атич еского упр авл ения.

Командоаппарат для управления автооператором на гальванической линии Командоаппарат для управления автооператором на гальванической линии Командоаппарат для управления автооператором на гальванической линии Командоаппарат для управления автооператором на гальванической линии Командоаппарат для управления автооператором на гальванической линии 

 

Похожие патенты:

Птб // 406962

Всесо // 377438

Изобретение относится к оборудованию для гальванотехники и может быть использовано, например, при микродуговом оксидировании вентильных металлов и их сплавов или при нанесении покрытий путем осаждения металлов и их сплавов
Наверх