Патент ссср 410063

 

О П И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

4ÞÎ63

Сэез Советсюа

Соцналнстннескнх

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 04.1.1972 (№ 1734160/23-5) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 05Л.1974. Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 08Х.1974

M. Кл. С 09d 5/34

С 08g 45/00

С 08g 51/04

Государственный конитет

Совета Министров СССВ аа делан изобретений н открытий

УДК 678.643 (088.8) Авторы изобретения И. И. Денкер, В. А. Молотова, В. В, Чеботаревский, Г. И. Никуличева и 3. М. Чупыгина

Заявитель

ЭПОКСИДНАЯ ШПАТЛЕВКА

Изобретение относится к созданию материалов для отделки поверхностей летательных аппаратов (самолетов, вертолетов и др.), с целью повышения аэродинамических и декоративных свойств.

На поверхностях самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов после сборки образуется много неровностей как технологических (щели на стыках листов обшивок, шлицы болтовых соединений и углубления вокруг головок болтов и заклепок, неровности при сварке), так и за счет механических повреждений (вмятины, царапины и др,). Эти дефекты отрицательно сказываются на многих характеристиках изделия, поэтому требуется их устранять.

Для этих целей могут быть применены шпатлевки. В настоящее время известны шпатлевки различного назначения, изготовленные на разных классах пленкообразующих (масляные, хлорвиниловые, кремнийорганические и др.). Известны шпатлевки на основе низкомолекулярных эпоксидных смол. В .качестве наполнителей этих шпатлевок как и других классов шпатлевок применяются порошки металлов, например алюминия, окислов металлов, комплексные соединения, природные наполнители. Такие шпатлевки, наряду с положительными свойствами, обладают двумя существенными недостатками: низкая устойчивость к вибрации и воздействию повторно-переменных нагрузок и трудность обрабатываемости после отверждения.

Эти недостатки делают невозможным использование их для выравнивания поверхности и заполнения углублений на изделиях, претерпевающих в эксплуатации значительные вибрационные нагрузки.

Цель изобретения состояла в разработке

10 вибро-, износоустойчивой шпатлевки для выравнивания поверхностей, заполнения стыков, углублений и других дефектов на поверхностях изделий, подвергающихся в эксплуатации вибрации, а также для обеспечения повы1S шенной износоустойчивости металлических и неметаллических поверхностей при трении скольжения и контактных нагрузках.

Шпатлевка создана на основе низкомолекулярпых эпоксидных диановых смол с исполь20 зованием в качестве отвердителей полиэтиленполиамидов в расчетном количестве и наполнителя — алюминиевого порошка с частицами сферической формы в количестве 2,0—

5 вес. ч. на 1 вес. ч. смолы. Обычно применяе25 мый алюминиевый порошок в лакокрасочных материалах с большой удельной поверхностью как правило чешуйчатой формы частиц. Такие порошки имеют удельную поверхность порядиса 14000 — 18000 см2/г, а экстратонкие 25000—

30 30000 см /г. Высоконаполненные такими по410063

1000 †11

2000

Предмет изобретения

Составитель О. Цыпкина

Техред Т. Курилко

Редактор Л. Ушакова

Корректор Т. Хворова

Заказ 1223/20 Изд. М 370 Тираж 678 Подписное

ii,ã;ÈÈÏÈ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская нао., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 рошками пленкообразующие приобретают рыхлую структуру, низкую прочность и плохую устойчивость к вибрации.

Установлено, что при введении в эпоксидную смолу алюминиевых порошков нечешуйчатой формы с удельной поверхностью порядка 1550 — 1740 см /г можно получить плотные, беспористые, нежесткие пластинчатые материалы, пригодные для использования в качестве шпатлевок, выдерживающих достаточно 10 большие вибрационные нагрузки. Мягкость и пластичность наполнителя в виде чистого алюминия позволяют легко обрабатывать шпатлевку наждачными бумагами или любым режущим инструментом (стамеска, фреза и 15 др.). Высокая пластичность наполнителя также придает шпатлевке хорошую устойчивость к износу при трении скольжения.

Предлагаемые шпатлевки могут иметь следующий состав (в вес. ): 20

Эпоксидная смола 1,0

Пол иэтиленполиамид 0,5 — 0,7

Алюминиевый порошок сферической формы 2,0 — 5,0

В качестве примера может служить шпат- 25 левка следующего состава (в вес. ч.);

Эпоксидная смола ЭД-5 1,0

Полиэтиленполиамид ПО-300 0,6

Алюминиевый порошок 2,5

Шпатлевку готовят следующим образом. 30

2,5 вес. ч. алюминиевого порошка загружают,в мешалку и добавляют 1,0 вес. ч. эпоксидной смолы ЭД-5, перемешивают до получения однородного продукта. Перед употреблением в него добавляют 0,6 вес. ч. полиэти- 35 ленполиамида П0-300.

Основные свойства шпатлевки:

Прочность шпатлевки при ударе по приоору У-1, кг см до испытания 15 40 после 300 час при 135 С 20

Эластичность по Эриксону, мм: до испытания 0,5 после 300 час при 135 С 0,4

Удлинение, до испытания 4,0 после 300 час при 135 С 4,0

Начало появления трещин при статической нагрузке после

150 час при 135 С, кг 1200 †16

Число циклов до разрушения при повторно-переменных нагрузках (нагрузка 0,8 от разрушающей — 3200 кг) после 150 час при 135 С

Усадка, %

Удельная нагрузка, кг/сма

Стойкость к трению скольжения, количество ходов 1770

Пары трения со шпатлевкой составляли из материалов направляющих дорожек автоклава: бронзы, латуни, чугуна, капрона, фторопласта.

Эпоксидная шпатлевка, содержащая низкомолекулярную эпоксидную диановую смолу, отвердитель, например |полиэтиленполиамид, в расчетном. количестве и в качестве наполнителя алюминиевый порошок с удельной поверхностью 1550 — 1740 см /г, отлич ающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости к трению скольжения и контактным нагрузкам металлических и неметаллических поверхностей, использован алюминиевый порошок с частицами сферической формы в количестве 2,0 — 5,0 вес. ч. на 1 вес. ч. смолы.

Патент ссср 410063 Патент ссср 410063 

 

Похожие патенты:

Клей // 398590

Вптб // 395426

Изобретение относится к области получения полимерных композиций на основе эпоксидных смол, применяемых для изготовления компаундов общего и электроизоляционного назначения в различных отраслях промышленности, главным образом, в автомобилестроении
Наверх