Патент ссср 418768

 

О - - . 39 4 Л

° втеит.:о-:, „„,, (щ 418768

Союз Советских

Социалистических

Республик

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое QT QBT. свидетельства ¹

М, Кл, G 01п 19!02

G 01п 1/00

Заявлено 29.IV.1972 (№ 1779007/25-28) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 05.03.74. Бюллетень М 9

Дата опубликования описания 09.08.74

Государствеииый комитет

Совета Мииистров СССР оо делам изобретеиий и открытий

УДК 620.178.102.4(088.8) Авторы изобретения

К, С. Ляпин и М. Н. Добычин

Заявитель Государственный научно-исследовательский институт машиноведения

ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ

f — /мол + ((мол I (деф ) 25

Изобретение относится к области исследования физико-механических свойств материалов и касается, в частности, конструкции образца для определения коэффициента трения и его составляющих.

Известен образец для определения коэффициента трения и его составляющих, содержащий соосно расположенные цилиндр и полусферу того же радиуса, жестко соединенную с одним из торцов цилиндра.

Недостаток известного образца состоит ь том, что его невозможно использовать при возвратно-поступательном движении, что позволило бы повысить точность определения молекулярной составляющей, так как при первом проходе реализуется контакт «загрязненных» реальных поверхностей, а при последующих проходах контактирующие поверхности прирабатываются и появляется возможность оценивать молекулярную составляющую (/,„,,) коэффициента трения в процессе разрушения различных пленок, составляющих третье тело — окисных, масляных, адсорбированных и т. д.

Целью изобретения является устранение указанного недостатка.

Эта цель достигается тем, что образец снабжен дополнительной полусферой, идентичной по размерам и свойствам первой и жестко соединенной с другим торцом цилиндра. При этом материалы цилиндра и полусфер могут быть различны.

На чертеже дана схема предлагаемого образца.

Он представляет собой цилиндр 1 с жестко закрепленными к его торцам полусферами 2 (он может быть выполнен и за одно целое с ними) .

Работа с ним осущестьляется следующим

10 образом.

К образцу крепится нагрузочная плагформа 3 и он устанавливается на поверхность плоского контробразца 4. К образцу ппикладывается нормальная нагрузка N, например

15 сменными грузами, а контробразцу задается относительное перемещение. Возникающая при этом сила трения F регистрируется силоизмерительным устройством 5, выполненным, например, в виде упругой пластины с наклеен20 ными на ней тензодатчиками и тягами 6, соединенными с образцом.

По результатам этих измерений определяется общий коэффициент трения где f„ — деформационная составляющая коэффициента трения, обусловленная только внедрением в кон30 тробразец полусферы;

413768

II (мол с: 4 — (/мол + 4оф ) С: гавнгепн Б. Санек

Техред Е. Борисова

Редактор И. Квачадзе

Корректор H. Торкина е 3 810,, ü Иад. М 578 Тираж 551 Подписное

Ц1-1ИИП1(Государств ос..::го ко ll:Tåòà C. eåòà Мнп; строп СССР н 3 де.". а: i I300()eòeíH É и отк1)ытн Й

Мо «.:::, i!<-55, Раушская наб., д. 4/5

Типографии, пр. Сапунова, 2 — молекулярная составляющая коэффициента трения, обусловленная взаимодействием полусферы с контробразцом;

fttoIt — молекулярная сос" авля1оща» коэффициента трения, обусловленная взаимодействием цилиндра с контробразцом.

Составляющие f è j„@ находятся предварительно при внедрении в контробразец сферического индентора, имитирующего полусферы по своим геометрическим параметрам и физическим свойствам, при этом глубина

его внедрения в контробразец должна равняться глубине внедрения данного ооразца.

Молекулярная составляющая коэффициента трения, обусловлегн1ая взаимодействием цилиндра с контробразцом, определяется из выражения:

Полусферы могут быть изготовлены из стандартных шаров, например из стали

ШХ-15, а цилиндр — из любого исследуемого материала: металла, пластмассы и т. д.

Предмет изобретения

1. Образец для определения коэффициента трения и его составляющих, содержащий соосно расположенные цилиндр и полусферу то1о го же радиуса, жестко соединенную с одним из торцов цилиндра, отличающийся тем, что, с целью повышения точности опрсделения молекулярной составляющей коэффициента трения при возвратно-поступательном переме15 щении, он снабжен дополнительной полусферой, иден11.чной по размерам и свойствам первой и жестко соединенной с другим торцом цилиндр а.

2. Образец по п. 1, отличающий с я, 20 тем, что материалы цилиндра и полусфер различны.

Патент ссср 418768 Патент ссср 418768 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх