Дисковый фрикционный транспортныйп!механизм"• \
(i 1) 424687
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 04.09.72 (21) 1826114, 25-8 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет
Опубликовано 25.04.74. Бюллетень № 15
Дата опубликования описания 04.09.74 (51) М. Кл. В 23q 7/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР
II0 делам изобретений и открытий (53) УДК 62-229.76 (088.8) (72) Авторы изобретения В. 3. Нехамкин, Б. В. Погорелов, А. В. Чувпило и В. А. Яхимович
Севастопольский приборостроительный институт (71) Заявитель
I (54) ДИСКОВЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ
МЕХАН ИЗМ . (Изобретение касается автоматизации производственных процессов в машиностроении.
Известен дисковый фрикционный транспортный механизм, выполненный в виде ротора с захватами и направляющей рейки. Силы трения увлекают детали, которые движутся вместе с диском. На некотором удалении от центра диска размещен направляющий орган — рейка, неподвижно закрепленная к корпусу станка, на которую набегают попавшие на диск детали. Рейка отклоняет деталь, и последняя начинает двигаться вдоль рейки.
В известном устройстве силой, движущей детали вдоль рейки, является сила трения между деталью и диском. В то же время сила трения между деталью и рейкой является тормозящей, она замедляет движение детали вдоль рейки. Таким образом, производительность известного механизма лимитируется силами трения между рейками и деталями.
Для обеспечения регулировки его производительности направляющая рейка имеет круглое поперечное сечение и установлена в опорах вращения. Кроме того, вращение рейке передается через сферический элемент, смонтированный на ней и имеющий возможность перемещаться вдоль ее оси.
На фиг. 1 изображен вид на механизм в плане; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема работы механизма.
Механизм состоит из диска 1, в центре которого расположен ротор 2 с захватами. Над диском 1 расположена рейка 3 круглого поперечного сечения. На рейке имеется сфера
4, которая в точке а контактирует с диском 1, прижимаясь к последнему с некоторой силой.
Конец рейки установлен в подшипнике 5.
Детали 6, двигаясь с диском 1, подходят к рейки 3 и, прижимаясь к ней, движутся вдоль
10 нее по стрелке V (фиг. 1) и захватам ротора 2. Диск 1 вращается со скоростью в. Это вращение передается сфере 4, и рейка 3 вращается с тои же скоростью, так как пара диск 1 — сфера 4 играет роль фрикционной
15 переда ш. Так как рейка 3 имеет круглое поперечное сечение и вращается вокруг своей оси, то получается следующий эффект (фиг. 3): относительная скорость Го детали 6 относительно рейки в точке их контакта состоит из
20 двух составля)онщх — 1 ll У,, roc V — сКорость движения детали вдоль осп рейки 3, а
V,, — линейная скорость точек поверхности рейки, причем 1 „= о„- r. Здесь r — радиус рейки. Итак, 1 о= 1 +Р,. Поэтому сила трения
25 Т в точке контакта детали о рейку направлена так, как показано на фиг. 3, Тормозное действие оказывает не полная сила T а только ее составляющая часть Т„. Чем меньше угол (f,, тем меньше противодействующая си30 ла Т, А угол q уменьшается при увеличентш
42468? скорости V,. Таким образом, при увеличении скорости V„, à, следовательно, и скорости вращения вр уменьшается противодействие силы
Т, Отсюда видно, что такая конструкция позволяет механизму работать с регулируемой производительностью. Вращение а„может происходить как «на деталь» 6, так и «от детали» 6. Эти вращения неравноценны. Дело в том, что в случае вращения «на деталь» составляющая сила Т, (см. фиг. 3) создает дополнительный прижим детали 6 к диску 1.
Поэтому сила трения детали 6 о диск 1 больше, чем в случае вращения рейки «от детали», когда сила отрывает деталь 6 от диска 1, уменьшая тем самым силу трения ее о диск.
Но эта сила трения — движущая сила детали вдоль рейки. Поэтому тем больше сила трения детали о диск 1, тем лучше, ибо деталь быстрее движется вдоль рейки, т. е. производительность механизма в таком случае выше. Перемеая сферу 4 вдоль оси рейки, регулируют производительность механизма, так как при этом изменяется ор.
Предмет изобретения
1. Дисковый фрикционный транспортный механизм, выполненный в виде ротора с захватами и направляющей рейки, отличающийся тем, что, с целью обеспечения регулировки его производительности, направляющая рейка имеет круглое поперечное сечение и установлена в опорах вращения.
2. Механизм по п. 1, отл ич а ющийс я тем, что вращение рейке передается через сферический элемент, смонтированный на ней и имеющий возможность перемещаться вдоль ее оси.
424687
А -А
Уuz 2
Составитель С. Новик
Техред А. Камышникова
Корректор Л. Орлова
Редактор Т. Шагова
Типография, пр Сапунова, 2
Заказ 2304/14 Изд. № 743 Тираж 944 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская иаб., и. 4/5