Способ определения работоспособности пластичной смазки

 

О П И С А Ы И Е (и) 427281

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 13.04.72 (21) 1787001/23-4 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.05.74. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 27.03.75 (51) М. Кл. G Оlп 33/30

G 01п 11/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.892.5:66-977 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения

В. А. Михеев и В. В. Николаев (71) Заявитель

Ь (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ

Изобретение относится к способу определения работоспособности пластичной смазки в механо-динамических условиях.

Известен способ определения работоспособности пластичной смазки в подшипниках качения путем испытания ее в условиях, соответствующих эксплуатационным, при заданных значениях температуры, нагрузки и скорости вращения.

По окончании опыта устанавливают состояние смазки, характер ее распределения в подшипниковом узле (наличие смазки на дорожках качения, изменение цвета, наличие лаковых отложений, уплотнение смазки, выделение масла) и легкость вращения подшипника.

На основании полученных данных оценивают эксплуатационные качества смазки.

Однако известный способ не очень точен и довольно длителен.

С целью устранения указанных недостатков предлагается смазку, отбираемую из рабочих зон подшипника качения, работающего в эксплуатационных условиях, дополнительно испытывать в условиях форсированного режима и по изменению времени до момента полного срабатывания смазки судят о ее работоспособности.

Работоспособность смазки определяют одновременно на двух установках.

На первой установке, режим которой устанавливают точно в соответствии с режимом работы заданного изделия, происходит срабатывание смазки в течение определенного установленного периода времени, а на второй установке в условиях форсированного режима определяют изменение работоспособности смазки в зоне трения как следствие комплексного изменения ее физико-химических и ме10 ханических свойств (изменение вязкости, прочности, маслоотделения, механической стабильности и т. д.) после работы на первой установке.

Испытуемую смазку в требуемом количест15 ве заправляют в подшипниковые узлы первой установки, которые работают на заданном режиме в течение установленного периода времени (250 или 300 час).

Периодически (например через 100 час) или

20 один раз по окончании испытания отбирают пробу смазки из внутренних полостей подшипников качения, которые для этого разбирают, снимая одну половину сепаратора.

Пробу берут из смазки, расположенной на

25 беговых дорожках между телами качения, причем с тех участков, которые непосредственно прилегают к телам и дорожкам качения, т. е. из мест, где происходит основная подпитка рабочих зон и максимально измеЗО няются свойства смазки, 427281

Отобранную пробу смазки (20 мг) заправляют в подшипник второй установки и на установленном режиме определяют время до момента ее полного срабатывания.

Пример. Режим работы установок, на которых определяют работоспособность смазок, приведен в табл. 1.

Места отбора смазок из подшипника обозначены стрелками на фиг. 1, где изображена схема подшипника качения и его внутренней полости со смазкой.

Общее количество проб не превышает 50 мг.

Подшипник вновь закрывают, монтируют и испытание может быть продолжено.

Таблица 1

Нагрузка, кгс

Количе- ТемпераСкорость вращения вала, об/мин

Максимальное контактное напряжение, кг/см

Ресурс работы Н, ство тура

Подшипник

Установка

Ф

I сф х

N .О

<3 1 ащ

IL

cS

Ю

СЭ о смазки, подшипчас ника, С

8000 — 10000

20 № 310Е (радиальный, шариковый, однородный, с массивным текстолитовым сепаратором) 4 — 5

11000

Первая

20 № б008 (радиально-упорный, шариковый, однорядный, размер бХ22Х7) 10

15000

Несколько десятковтысяч минут

Вторая собности смазки в подшипнике до момента ее полного срабатывания, что связано с переходом от нормального режима смазывания к режиму сухого трения, сопровождающегося резким изменением величины и характера момента трения.

Таким образом, первая установка служит для старения смазочного материала в реальных условиях работы, а вторая — для количественной. оценки степени изменения качества смазки.

Для второй установки выбран подшипник небольшого размера, чтобы можно было использовать очень небольшое количество смазки.

Для максимального сокращения времени эксперимента режим работы второй установки форсируют по одному или нескольким рабочим параметрам (например, увеличена удельная нагрузка, повышена температура испытания, уменьшено количество смазочного материала) и определяют время работоспоТаблица 2

Степень

Время () работоспособности в зоне трения качения на второй установке, мин

Время (Н) работы на первой установке, час снижения работоспособности

Номер смазки после работы на первой установке („.) исходной смазки (т исх ) исх

Результаты испытаний пяти смазок представлены в табл. 2 и на фиг. 2 в виде зависимости времени (т) работоспособности смазок на второй установке от времени (Н) работы на первой установке.

Из полученных данных видно, что смазки № 1, № 2 и особенно № 3 быстро теряют работоспособность.

Смазка № 1 имеет высокую исходную работоспособность (т, 3370 мин), но в процессе испытаний ее работоспособность снижается более чем в десять раз. Работоспособность смазки № 3 за 30 час испытаний снижается почти в шесть раз.

Работоспособность смазки № 4 за время испытания практически не изменяется.

25 Лучший результат получен при работе на смазке № 5.

Термо-механическое воздействие на смазку при работе на первой установке привело к

250

* Увеличение работоспособности.

405

1200

10,4

7,0

5,7

1,0

427281 изменению ее физико-химических и объемнореологических свойств таким образом, что работоспособность смазки на второй установке возросла и по абсолютной величине вышла на высокий уровень (т, 1200 мин).

Предмет изобретения

Способ определения работоспособности пластичной смазки в подшипниках качения путем испытания ее в условиях, соответствующих эксплуатационным, отличающийся тем, что, с целью сокращения времени и повышения точности определения, смазку, отбираемую из рабочих зон подшипника качения, работающего в эксплуатационных условиях, дополнительно испытывают в условиях форсированного режима и по изм.ч|ен.по врс".сни до момента полного срабатывания смазки су10 дят о ее работоспособности.

427281

7;ми

Я00!

000

Я0 Н, час

Составитель М. Чагина

Корректор H. Аук

Техред В. Рыбакова

Редактор Т. Шарганова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 699/14 Изд. № 799 Тираж 651 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Способ определения работоспособности пластичной смазки Способ определения работоспособности пластичной смазки Способ определения работоспособности пластичной смазки Способ определения работоспособности пластичной смазки 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к устройствам для бортового контроля технического состояния гидросистем строительных машин, а именно к устройствам для измерения вязкости рабочей жидкости
Наверх