Упругая муфта

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 4440 15

Союз Советова

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 18.12.72 (21) 1857876/25-27 с присоединением заявки №

151) М. Кл. F 16d 3/58

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Опубликовано 25.09.74. Бюллетень № 35

Дата опубликования описания 01.07.75

{53) УДК 621.825.7 (088.8) (72) Автсры изобретения

И. И, Круш, Л. В. Колосов и А. В. Колосов

Днепропетровский ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. Артема (71) Заявитель (54) УПРУГАЯ МУФТА

ГосУааРственный комитет (32) Приоритет

Изобретение касается машиностроения.

Известны упругие муфты для соединения валов, содержащие заключенные в обойму две полумуфты и упругие элементы в виде чередующихся резиновых пластин и металличсских 5 обкладок, установленных между обоймой и полумуфтами. Однако такие муфты используются для передачи сравнительно малых крутящих моментов. Кроме того, при оптимизации переходных процессов в машинах со мно- 10 гими массами возникает необходимость в плавной регулировке жесткостей упругих связей. Известные муфты позволяют регулировать жесткость только ступенчато, заменой одних элементов другими, что приводит к не- 15 обходимости иметь большой набор сменных упругих элементов и часто не дает нужного значения жесткости.

Предлагаемая муфта отличается тем, что резино-металлические элементы снабжены ци- 20 линдрическими направляющими, входящими в цилиндрические пазы, выполненные в обойме и полумуфтах, а между парами упругих элементов смонтированы регулирующие механизмы, выполненные в виде кареток с пазами, не- 25 сущих зубчатую передачу и управляемых рукоятками, закрепленными на оси одного из зубчатых колес, при этом концы металлических обкладок размещены в пазах кареток.

Кроме того, упругие элементы смонтированы 30 с натягом. Такая конструкция упругой муфты позволяет плавно менять ее.жесткость в широких пределах за счет поворота упругих элементов в цилиндрических пазах полумуфт и обойм.

На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез по

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — резино-металлический элемент с цилиндрическими направляющими; на фиг. 4 — кривая изменения угла наклона упругих элементов.

Резино-металлические элементы 1. выполненные в виде чередующихся резиновых пластин и металлических обкладок и снабженные цилиндрическими направляющими 2, расположены в цилиндрических пазах 3 полумуфт 4 и обойме 5, которая состоит из двух половин

6 и 7. Между фланцами половин обоймы располагаются регулировочные прокладки 8 для регулировки натяга упругих элементов. Металлические обкладки 9 (см. фиг. 3) упругих элементов 1 концами входят попарно в пазы каретки 10. Каретка посредством регулирующего механизма 11 установки жесткости, состоящего из винтовой 12 и зубчатой 13 передачи, расположенных в теле полумуфты 4, соединена с рукояткой 14. Рукоятки 14 снабжаются круговой шкалой 15 жесткостей. Упругие элементы муфты смонтированы с натягом в обойме до уровня, обеспечивающего ра444015

3 боту всех резино-металлических элементов в области сдвига со сжатием.

После монтажа муфты обойма слегка ослабляется, и муфта настраивается на необходимую жесткость. Для этого рукоятки регулирующих механизмов 11 стрелками выставляются против необходимой жесткости на шкале

15 жесткостей. При вращении рукоятки движение при помощи винтовой 12 и зубчатой 13 передач передается на каретку 10, которая, двигаясь по радиусу вверх †вн, проворачивает соответствующую пару упругих резинометаллических элементов в цилиндрических пазах, т. е. меняется угол наклона упругих элементов а к радиальной оси муфты. На фиг. 4 приведена расчетная зависимость относительного ужесточения муфты от угла поворота а упругих элементов

С

= (З — 1) sinoà+ 1, С0 где Со — жесткость муфты при а = 0; С— жесткость муфты при а=,й0;  — коэффициент ужесточения.

При построении графика В принято равным

33. Вследствие слабой сжимаемости резины изменение геометрических соотношений резино-металлических элементов позволяет варьировать коэффициент ужесточения В в широких пределах

1(В(—, где К вЂ” коэффициент объемного сжатия резины (К м 104 — 105 кг/см ).

G — модуль сдвига.

При а)0 резино-металлические элементы работают в условиях сдвига со сжатием, причем, чем больше а, тем больше жесткость муфты. В соответствии с этими расчетами градуируются шкала 15 жесткостей. После настройки муфты производится поджатие упругих

5 элементов в обойме болтами до уровня, обеспечивающего работу всех резино-металлических элементов в области сдвига со сжатием.

Степень поджатия регулируется прокладками

8. Муфта такой конструкции обеспечивает

IO плавную регулировку жесткости ее в пределах, достаточных для оптимизации переходных процессов в трансмиссиях машин, способна передавать большие крутящие моменты, является хорошим демпфером крутильных коле15 6аний.

Предмет изобретения

1. Упругая муфта для соединения валов, со20 держащая заключенные в обойму две полумуфты и упругие элементы в виде чередующихся резиновых пластин и металлических обкладок, установленные между обоймой и полумуфтами, отл и ч а юща я ся тем, что, с

25 целью плавной регулировки жесткости муфты, резино-металлические элементы снабжены цилиндрическими направляющими, входящими в цилиндрические пазы, выполненные в обойме и полумуфтах, а между парами упругих эле30 ментов смонтированы регулирующие механизмы, выполненные в виде кареток с пазами, несущих зубчатую передачу и управляемых рукоятками, закрепленными на оси одного из зубчатых колес, при этом концы металличеÇ5 ских обкладок размещены в пазах кареток.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся гем, что упругие элементы смонтированы с натягом.

444015

Z,0

Корректор О. Тюрина

Редактор Т. Шагова

Заказ 1551/3 Изд. № 566 Тираж 875 Подписное

ЦБИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пп. Сапунова. 2 с

Со

6 ф АЗ яо

>us c

Составитель М. Дьяков

Техред Т, Миронова

Упругая муфта Упругая муфта Упругая муфта Упругая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для передачи вращения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях техники, в частности в двигателестроении для привода навесных агрегатов, например для привода зарядного генератора для снижения и плавного восприятия динамических знакопеременных нагрузок и устранения крутильных колебаний

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях техники, в частности в двигателестроении для привода навесных агрегатов, например для привода зарядного генератора для снижения и плавного восприятия динамических знакопеременных нагрузок и устранения крутильных колебаний

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в различных отраслях техники, в частности в двигателестроении, для привода навесных агрегатов, например для привода зарядного генератора для снижения и плавного восприятия динамических нагрузок и устранения крутильных колебаний
Наверх