Устройство для смазки подшипника скольжения

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ пщ 448 3l7

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 26.04.71 (21) 1659452/25-27 с присоединением заявки ¹ (32) Приоритет

Опубликовано 30.10.74. Бюллетень № 40 (51) М. Кл. F 16с 33,/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР лв делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5.-729 (088.8) Дата опубликования описания 25.06.75 (72) Авторы изобретения

Л. Х. Литманов и Б. П. Бондарев

Ухтинский индустриальный институт

ВАТЬ

Ф(, 1;: е" ."FF 1И (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ПОДШИПНИКА СКОЛЬ)КЕНИЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовало в механизмах с постоянной полезной нагрузкой,,приводимых от электродвигателя, где невозможна или нежелательна смазка подшипника жидкими или консистентными смазками, например в машинах для перекачки сжиженных газов, в механизмах, работающих в вакууме, и т.д.

Известен так называемый «метод рото принта» смазки подшипника скольжения сухого трения, заключающийся в непрерывном нанесении,пленки твердой смазки на трущуюся поверхность с помощью смазывающего элемента, прижимаемого к поверхности с некоторым усилием.

В процессе работы подшипниковото узла одновременно .происходит истирание имеющегося на поверхности трения слоя твердой смазки и возобновление этого слоя за счет смазывающего элемента.

Для поджатия смазывающего элемента к трущейся поверхности используют в известных устройствах либо центробежную силу, либо силу пружин.

Однако в таких устройствах процесс возобновления слоя твердой смазки не регулируется в зависимости от истирания уже нанесенного слоя. Если возобновление смазки происходит недостаточно интенсивно, то твердосмазочное,покрытие истощается и происходит схватывание вала и втулки. Если же возобновление смазки преобладает над износом, то рабочий зазор подшипника забивается твердой смазкой, и подшипник заклинивает.

Предлагаемое устройство позволяет автоматически дозировать подачу смазки на трущиеся поверхности и повышает долговеч10 ность подшипника.

Это достигается тем, что сила поджатия смазывающего элемента регулируется с помощью электромагнита, питаемого через быстронасьпцающийся трансформатор тока от

15 цепи приводного электродвигателя.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — принципиальная электрическая схема устройства.

На валу 1 расположена неподвижная втулка 2 подшипника (см. фиг. 1). Смазывающий элемент 3 прикреплен к башмаку 4, шарнирно соединенному с плечом рычага 5, свободно посаженного на ось 6. Второе плечо рыча.га 5 соединено с сердечником 7 подвижно в осевом направлении, установленным внутри катушки 8 электромагнита и соединенным с его корпусом 9 с помощью пружины 10.

Вал 1 приводится во вращение от электродвигателя 11 (см. фиг. 2), питающегося от

30 электрической цепи 12 и связанного с катуш

448317 кой 8 электромагнита через быстроиасьииающийся трансформатор 13.

Устройство работает следующим образом.

При наличии нормального слоя твердой смазки на валу 1 момент трения в подшипнике мал и сила тока в цепи 12 питания электродвигателя 11 определяется в основном величиной полезной нагрузки. При номинальной нагрузке сила тока не превышает некоторого значения 1„,, сердечник трансформатора 13 находится в ненасыщенном состоянии, а сила тока в его вторичной обмотке недостаточна, чтобы вызвать срабатывание сердечника 7 электромагнита.

По мере износа слоя твердой смазки иа валу 1 момент сил трения в подшипнике возрастает и соответственно возрастает сила тока в цепи питания приводного электродвигателя.

Если сила тока превзойдет величину 1„„,„то это вызовет увеличение силы тока во вторичной обмотке трансформатора 13. В результате сердечник 7 электромагнита втянется внутрь катушки 8 и .повернет рычаг 5 вокруг оси 6, прижимая башмак 4 со смазывающим элементом 3 к валу 1, т. е..произойдет возобновление слоя твердой смазки на валу 1. Когда слой твердой смазки достигнет достаточной толщины, уменьшится момент трения в подшипнике, соответственно уменьшится до номинального значения сила тока в цепи 12 питания электродвигателя. В результате тяговое у.силис электромагнита снизится, и пружина сжатия 10 вернет сердечник 7, рычаг

5 и башмак 4 в исходное положение.

Если полезная нагрузка по каким-либо причинам превышает номинальную, то ток в цепи 12 питания приводного электродвигателя превышает значение !„„„и смазывающее устройство срабатывает. При этом толщина слоя твердой смазки на валу возрастает, ио по мере увеличения слоя смазки возрастает, как правило, и ее износ, так что в результате устанавливается, динамическое равиовссие нанесения и пстирапия твердой смазки. Кр >ме того, в этом случае прс,дусмотрено ограничение силы поджатия смазывающего элемента 3 к валу 1. Яля этого трансформатор 13

5 выполнен быстронасыщающимся, т. е. при силе тока в цепи 12 питания электродвигателя, значительно превышающем 1„„„трансформатор 13 насыщается, ограничивая величину тока в катушке 8 элсктромагиита, ограиичи10 вая его тяговое усилие. Параметры быстронасыщающегося грансформатора 13,подбираются так, чтобы при наибольшей силе поджатия смазывающего элемента 3 к валу 1 ие происходило заклинивания подшипника

15 избытком твердой смазки.

Возможен вариант (например, при неподвижном валу 1 и вращающейся втулке 2), когда смазывающий элемент располо>кен в теле вала и смазывает рабочую:поверхность

20 втулки.

Преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с известными является возможность регулирования силы поджатия смазывающего элемента в зависимости от толщины

25 слоя твердой смазки на валу. Это,позволяет избежать заклинивания подшипника из-за недостатка смазки и значительно увеличить ресурс всего узла благодаря рациональному расходованию запаса твердой смазки.

Предмет изобретения

Устройство для смазки подшипника сколь>кения, содержащее элемент твердой смазки и средство поджатич его к поверхности трения, отличающееся тем, что, с целью автоматического регулирования силы поджатия в подшипниках объектов с постоянной полезной нагрузкой, приводимых во вращение от

40 электродвигателя, средство поджатия выполнено в виде электромагнита, соединенного с элементом твердой смазки и включенного в цепь питания приводного электродвигателя.

448317

Фиг 1

Редактор Н. Суханова

Заказ 1440/17 Изд. ¹ 1235 Тираж 944 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, jK-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

)ФЗМЯЩ . =:-3

Составитель И, Малюга

Техред М. Семенов

Керректоры: Л. Денисова и О. Тюрина

Устройство для смазки подшипника скольжения Устройство для смазки подшипника скольжения Устройство для смазки подшипника скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции моторно-осевого подшипника (МОП) скольжения тягового электродвигателя локомотива

Изобретение относится к машиностроению, в частности к главным упорно-опорным подшипникам судовых валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в подшипниковых опорах

Изобретение относится к области машиностроения и найдет применение в самых разнообразных конструкциях узлов трения, например локомотивостроении

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании опорно-упорных подшипников скольжения, предназначенных для работы в тяжелых условиях, например в качестве подшипников ротора паровой турбины, работающего при высоких нагрузках и частоте вращения, а кроме того, подверженного значительному нагреву

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упорных и опорных подшипниках с гидродинамическим смазочным слоем для машин и, в частности, для опор прокатных станов, где имеют место высокие окружные скорости и удельные нагрузки

Изобретение относится к опорно-приводным устройствам для узлов накопления информации, преимущественно жестких дисков компьютеров

Изобретение относится к технологии изготовления слоистых изделий намоткой и может быть использовано для изготовления подшипников скольжения
Наверх