Стенд для испытания зубчатых передач

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

00 456I74 сом Сооетсиик

Яоциалиетичеакии

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.03.70 (21) 1422644, 25-28 с присоединением заявки № (32) Приоритет

Опубликовано 05.01.75. Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 20.02.75 (51) М. Кл. G 01m 13/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 620.178.324 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Алексеев и В. П. Терских (71) Заявитель (54) СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ЗУБЧАТЪ|Х ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к технике для механических испытаний деталей и узлов машин, а именно к стендам для испытания зубчатых передач.

Изобретение является развитием известных стендов для испытания зубчатых передач при совместном действии крутильных колебаний и статического крутящего момента, содержащих двигатель, приводной вал, присоединенный к приводному валу замкнутый контур, образуемый технологической передачей, испытуемой передачей и соединительными валами, возбудитель крутильных колебаний и нагружатель для создания крутящего момента в контуре.

В известных стендах возбудитель крутильных колебаний и нагружатель включены в одну или параллельные ветви замкнутого контура. При таком расположении возбудителя крутильных колебаний и нагружателя замкнутый контур стенда в динамическом отношении представляет собой сложную четырехмассовую кольцевую систему, точное определение узловых точек которой весьма затруднительно.

Это предопределяет недостаточную точность задания испытательной нагрузки, что в особенности проявляется в случае резонансных испытаний.

Целью изобретения является повышение точности задания испытательной нагрузки в стендах указанного назначеНия.

Согласно изобретению эта цель достигается тем, что возбудитель крутильных колебаний расположен вне замкнутого контура и соединен с приводным валом, а соединительный вал

5 ведомых колес технологической и испытуемой передач выполнен составным из имеющих одинаковую крутильную жесткость, коаксиально установленных полого и сплошного валов, выступающих за одно из упомянутых колес v

10 связанных между собой выступающими концами через нагружатель.

Для упрощения резонансной настройки, стенд может быть снабжен маховиком с регу лируемым моментом инерции, установленным

15 на выступающем конце полого вала.

При отмеченных выше конструкционных особенностях .соединительного вала целесообразно выполнение нагружателя в виде рычага, прикрепленного к сплошному валу, и взаимо20 действующих с рычагом нажимных болтов, установленных на маховике.

На фиг. 1 схематически изображен описываемый стенд, общий вид; на фиг, 2 — вид по стрелке А на фиг. 1.

25 Стенд содержит двигатель 1, с которым кинематически связан возбудитель 2 крутильных колебаний (например, в виде планетарного механизма с неуравновешенными сателлитамии), приводной вал 3, являющийся одновре

30 менно и выходным валом возбудителя 2 кру456174 тильных колебаний, замкнутый контур, образуемый технологической передачей 4, испытуемой передачей 5 и соединительными валами 6 и 7, нагружатель 8 для создания крутящего момента в контуре, маховик 9, момент инерции которого может регулироваться установкой на нем дополнительных инерционных масс.

Соединительный вал 6 ведомых колес 10, 11 технологической и испытуемой передач 4, 5 выполнен составным из имеющих одинаковую крутильную жесткость, коаксиально расположенных полого вала 12 и сплошного вала 13.

Ведомое колесо 10 устанавливается на полом валу 12, а ведомое колесо 11 — на сплошном валу 13. Как видно из чертежа (фиг. 1) полый вал 12 и сплошной вал 13 выступают за ведомое колесо 10 и их выступающие концы связаны между собой через нагружатель 8. Нагружатель выполнен в виде рычага, прикрепленного к сплошному валу 13, и взаимодействующих с ним нажимных болтов 14, установленных на маховике 9, расположенном на полом валу 12.

При работе стенда приводной вал 3 совершает вращение, на которое накладываются крутильные колебания. Благодаря отмеченным выше конструктивным особенностям стенда, технологическая и испытуемые передачи 4, 5 могут быть максимально приближены друг к другу так, что при расчете крутильных колебаний валопровода их допустимо принимать за одну сосредоточенную массу. При резонансных испытаниях момент инерции маховика 9 и крутильная жесткость полого вала 12 и сплошного вала 13 устанавливаются такими, чтобы вблизи установки технологической и испытуемой передач был узел резонансных колебаний одноузловой формы. При этом достигаются максимальные динамические нагрузки в зубчатом зацеплении, накладывающиеся на статическую нагрузку, создаваемую нагружателем 8.

Если при испытании на .воздействие только крутильных колебаний передаточное число технологической и испытуемой передач установить дробным (i=0,952), то можно с одной парой ведомых колес 10, 11 испытывать несколько сменяемых комплектов ведущих колес 15, 16. В этом случае максимальные нагрузки при крутильных колебаниях приходятся на одни и те же зубья ведущих колес 15, 16 и на различные зубья ведомых колес 10, 11.

Контроль нагрузки зубьев осуществляется с помощью тензодатчиков (на чертеже не показаны), наклеенных на наружной поверхносги

1р полого вала 12, подсоединяемых к торцовому токосъемнику 17, установленному на сплошном валу 13.

15 Предмет изобретения 1. Стенд для испытания зубчатых колес при совместном действии крутильных колебаний и статического крутящего момента, содержащий двигатель, приводной вал, присоединенный к приводному валу замкнутый контур, образуемый технологической передачей, испытуемой передачей и соединительными валами, возбудитель крутильных колебаний и нагружатель

25 для создания крутящего момента в контуре, отличающийся тем, что, с целью повышения точности задания испытательной нагрузки, возбудитель крутильных колебаний расположен вне замкнутого конту ра и соединен с

30 приводным валом, а соединительный вал ведомых колес технологической и испытуемой передач выполнен составным из имеющих одинаковую крутильную жесткость, коаксиально установленных полого и сплошного валов, вы35 ступающих заодно из упомянутых колес и связанных между собой выступающими концами через нагружатель.

2. Стенд по п, 1, отличающийся тем, что, с целью упрощения резонансной настрой40 ки, он снабжен маховиком с регулируемым моментом инерции, установленным на выступающем конце полого вала.

3. Стенд по п. 1 — 2, отличающийся тем, что нагружатель выполнен в виде рычага, 45 прикрепленного к сплошному валу, и взаимодействующих с рычагом нажимных болтов, установленных на маховике.

488174

Редактор Т. Караиова

Корректор Л. Котова

Заказ 296/3 Изд. № 264 Тираж 901 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

«:!

Составитель В. Шехтер

Техред Г. Васильева

)

Стенд для испытания зубчатых передач Стенд для испытания зубчатых передач Стенд для испытания зубчатых передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх