Устройство для обкатывания наружных сферических поверхностей

 

(щ 46270 8

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства 324136 (22) Заявлено 09.11.72 (21) 1844822/25-8 с присоединением заявки Мв— (32) Приоритет

Опубликовано 05.03.75. Бюллетень Хв 9

Дата опубликования описания 14.05.75 (51) М. Кл. В 24b 39/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР (53) УДК 621.923.77 (088.8) ло делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения

А. И. Голембиевский (71) Заявитель

Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБКАТЫВ

СФЕРИЧЕСКИХ ПОВЕРХ

Изобретение относится к производству инструмента для обработки металлов пластическим деформированием.

По основному авт. св. Хе 324136 известно устройство для обкатывания наружных сферических поверхностей, имеющих значительную эллипсность направляющей и образующей, состоящее из корпуса, несущего на подшипниках цапфу, на которой симметрично посредством осей с возможностью поворо". а смонтированы кронштейны, связанные между собой дифференциальным механизмом. 1-1а концах кронштейнов установлены деформирующие элементы, оси вращения которых скрещиваются с продольной осью устройства под некоторым углом, отличным от прямого, что обеспечивает самоподачу.

Такая конструкция устройства, обеспечивая качественную обработку сферических поверхностей, в тоже время не позволяет наносить на них сложный регулярный микрорельеф.

Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что в его корпусе установлено по неподвижно-t посадке кольцо, на торце которого выполнены с постоянным угловым шагом гнезда, в которых размещены шарп«п, контактирующие с профилированной, например по синусоидальному закону, торцовой поверхностью кольца, неподвижно смонтированного на цапфе. Угловой шаг впадин (и вы- зп ступов) профилированной торцовой поверхности этого кольца равен угловому шагу расположения гнезд, несущих шарики. Силовое замыкание между шариками и кольцами осуществляется регулируемой пружиной, передающей усилие цапфе через упорный подшипник, одно кольцо которого смонтировано на цапфе также по неподвижной посадке.

Этим обеспечивается нанесение на обрабатываемую поверхность регулярного микрорельефа

1-1а фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид с частичным разрезом; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг.

3 — разрез по Б — Б на фиг. 1.

В корпусе 1 помещают подшипник 2 скольжения, упорный подшипник 3 и цапфу 4, несугцую связанные между собой нагружающим механизмом 5 кронштейны 6 с деформирующнми элементами 7, расположенными под углом самоподачи. В корпусе 1 также закреплено по неподвижной посадке кольцо 8, на торце которого выполнены с постоянным угловым шагом гнезда 9, в которых размещены с возможностью вращения в них шарики 10.

Шарики контактируют с профилпрованнон, например по сипусоидальному закону, торцовой поверхностью кольца 11, смонтированного по неподвижной посадке на цапфе 4. Причем угловой шаг впадин 12 и выступов 13

462708 профилированой торцовой поверхности кольца

11 равен угловому шагу гнезд 9 кольца 8. Силовое замыкание между шариками 10 и торцовыми поверхностями колец 7 и 11 осуществляется через упорный подшипник 3, одно кольцо которого закреплено на цапфе 4, пружиной 14, усилие которой регулируется гайкой 15.

Устройство работает следующим образом.

Обрабатываемая деталь устанавливается в центрах токарного станка, а описываемое устройство — в его разцедержатель так, что продольная ось устройства проходит через центр детали, а кронштейны 6 располагаются в вертикальной плоскости. Затем винтом поперечной подачи станка устройства подводят к обрабатываемой детали до соприкосновенич с ней деформирующих элементов 7, создавая

rrpn этом технологический натяг.

При сообщении детали вращения на деформирующих элементах возникает боковое усилие, которое вызывает их самоподачу по направляющей обрабатываемой поверхности детали. При этом цапфа 4, увлекаемая деформирующими элементами в движение вокруг своей оси, получает также возвратно-поступательное движение вдоль оси вследствие перекатывания шариков 10, размещенных в гнездах 9 кольца 8 по впадинам 12 и выступам 13 кольца 11, закрепленного на цапфе. В процессе осевого движения цапфа 4 преодолевает сопротивление пружины 14, усилие которой отрегулировано так, что крутящий момент, развиваемый движением самоподачи, достаб точен для преодоления ее сопротивления при перекатывании шариков 10 из впадин 12 на выступы 13. В результате наложения на движение самоподачи перпендикулярного ему возвратно-поступательного движения на по10 верхнос и детали создается сложный регулярный микрорельеф (рисунок), форма которого при одной и той же величине скорости счмоподачи будет определяться числом выступов и впадин, их высотой и формой.

Предмет изобретения

Устройство для обкатывания наружных сферических поверхностей по авт. св.

2о № 324136, отличающееся тем, что, с целью нанесения на обрабатываемую поверхность регулярного микрорельефа, в нем установлен осциллирующий механизм, выполненный в виде размещенного в корпусе и жестко

25 связанного с ним кольца с радиальными рифлениями, с которыми взаимодействуют шарики, прижимаемые к нему кольцом упорного подшипника, жестко связанного с цапфой и воспринимающего воздействие регулируемого

ЗО упругого элемента.

462708

12 U Риг 2

Составители С. Чукаева

Техред T. Миронова

Редактор И. Бродская

1(орректор Л. Орлова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1525/15 Изд. № 533 Тираж 944 Подписное

111!ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для обкатывания наружных сферических поверхностей Устройство для обкатывания наружных сферических поверхностей Устройство для обкатывания наружных сферических поверхностей 

 

Похожие патенты:

Обкатник // 446404

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления сферических шарниров подвески автомобиля

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением и может быть использовано для отделочно-упрочняющей обработки цилиндрических поверхностей деталей в машиностроении, авиационной и автомобильной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для увеличения долговечности путем упрочнения и восстановления деталей машин электромеханической обработкой (ЭМО)

Изобретение относится к области металлообработки, в частности к обработке деталей поверхностным пластическим деформированием

Изобретение относится к области технологии машиностроения, в частности к способам обработки деталей, совмещающих резание и пластическое деформирование, и может бить использовано при обработке штоков, плунжеров гидроцилиндров, осей, пальцев и им подобных деталей, т.е

Изобретение относится к технологическим операциям снятия внутренних напряжений заготовок деталей типа колец подшипников, втулок, стержней и т.д

Изобретение относится к холодной обработке металлов давлением, а точнее к устройствам для правки и упрочнения длинномерных цилиндрических деталей типа валов, осей, штанг, штоков и т.д

Изобретение относится к металлообрабатывающей технологии и может быть использовано при восстановительно-упрочняющей обработке поверхностей кулачков распределительных валов двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к отделочно-упрочняющей обработке деталей
Наверх