Цифровое устройство для автоматического управления движением шахтной подъемной машины

 

О п и с Ацн ::Фие::е 1(TI) 476336

ИЗОБРЕТЕК ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ

Союз Соеетскик

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) 3 аявлено 17.11.69 (21) 1378042i24-7 с присоединением заявки Хе (32) Приоритет

Опубликовано 30.06.75. Бюллетень М 24

Дата опубликования описания 10.10.75 (51) М. Кл. В 66Ь 1/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (53) УДК 62!.316.718.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. А. Шойхет, В. И. Каплан и В. М. Варежников

Институт автоматики (71) Заявитель (54) ЦИФРОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ

МАШИНЫ

Настоящее изобретение относится к области автоматизации шахтных подъемных машин.

Известные цифровые устройства, содержащие датчик загрузки сосуда, датчик пути с 5 формирователем импульсов, блок измерения скорости, генератор эталонной частоты, усилитель мощности, блок преобразователей

«Код-аналог», блок управления с генератором тактовых импульсов на входе, блок задания 10 программы, блок коррекции программы, блок постоянных коэффициентов, блок регистров оперативной памяти, ячейки формирования сигналов рабочего и предохранительного торможения и источники питания, не обеспечи- 15 вают требуемой точности регулирования скорости хода машины и операционной надежности работы управляющих блоков вследствие того, что измерение и регулирование скорости производятся в одном масштабе пути. 20

Предложенное устройство не имеет указанных недостатков благодаря тому, что оно снабжено путевым датчиком коррекции программы, подключенным к блоку управления, реле времени, соединенным входом с форми- 25 рователем импульсов, а выходом с блоком управления, блоком масштаба длины участков программы скорости в функции пути, подсоединенным своими входами к формирователю импульсов, блоку управления и бло- 30 ку коррекции программы, а выходами — к блоку задания программы и блоку управления, причем блок коррекции программы выполнен в виде схем совпадения, одни входы которых через переключатели подсоединены к шине источника питания, другие — к логической схеме блока управления, а выходы— ко входам блока масштаба. Блок масштаба выполнен в виде двух двоичных счетчиков и двух наборов комбинацион схем совпадения и разделения, число которых соответственно пропорционально номеру границы переключения текущего участка программы и ее длине.

На фиг. 1 представлена общая структурная схема описываемого устройства; на фиг.

2 — структурная схема блока масштаба устройства; на фиг, 3 — структурная схема блока задания программы устройства; на фиг.

4 — структурная схема блока коррекции программы устройства.

Описываемое устройство состоит из датчика пути Д, связанного с валом подъемной машины ПМ, формирователя импульсов ФИ, генератора эталонной частоты ГЭЧ, соединенного с блоком измерения скорости БИС, блока масштаба БМ.

Программно-арифметическая часть устройства содержит блок задания программы БЗП, блок управления БУ, блок регистров опера

475336

3 тинной памяти БРОП, сумматор Х и блок постоянных коэффициентов БПК, Блок задания программы БЗП имеет наборное поле 1-111, клеммы 1, 2... п которого соед шены с выходами соответствующих и- еск «И»;; формирования номера граиицы иереклю ения участков в блоке

;масштаба ЬМ и посредством перемычек и клемм 1, 2... т соединены с ячейками «И. 1И» на входе триггерного регистра ТР. Одновременно (см. фиг. 2) выходы ячеек «И»>- соединены через ячейки разделения «ИЛИ» с входами ячеек совпадения

«И» формирования сигнала длины участка программы, выходы которых через элемент

«ИЛИ» соединены с блоком управления БУ и дополнительно через элемент задержки сш нала — с входом сброса счетчика длины участка Сь счетный вход которого соединен рормирователем импульсов ФИ от датчика Д. Это позволяет формировать сигнал окончания участка программы в зависимости от его номера и автоматически сбрасывать счстчик С1 в исходное состояние.

Для устранения ошибки по пути, возникающеи за с ст износа футеровки и деформации барабана, а также из-за погрешности изготовления датчика пути Д, и учета влияния вытяжки подъемных канатов на точность ос аиовки сосудов у приемных площадок в схему оиисыиасмого устройства включен блок коррекции программы БКП (фиг. 1, 4), состоящий из управляемого регистра Р двухвходовых схем совпадения «И», число которых соответствует числу разрядов п в двоичном коде, равном расстоянию от точки начала движения машины до точки коррекции программы, где устанавливается путевой датчик ПД.

Один вход каждой схемы «И» регистра P через ламель переключателя соединен с шиной источника питания ИП, а вторые входы всех схем «И» этого же регистра подключены к общей шине подачи потенциала управления с выхода логической схемы блока управления БУ. Выход каждой схемы «И» регистра P (фиг. 4) соединен с триггерным входом соответствующего разряда счетчика числа участков С> блока масштаба БМ. Это значит, что выход схемы «И1» соединен с триггерным входом первого разряда счетчика С>, выход схемы «И2» соединен с триггерным входом второго разряда того же счетчика и т. д. Счетный вход счетчика С2 соединен с блоком управления БУ, а на выходе этого счетчика (фиг. 2) включены ячейки совпадения «H»iv>". «И» „формирования номера границы переключения участков программы и ячейка «И»т, формирующая сигнал начала рабочего торможения, выход которой также соединен с блоком управления БУ.

Вход блока управления БУ (фиг. 1) соединен также с датчиком загрузки сосуда

ДЗС, путевым датчиком ПД коррекции программы, генератором тактовых импульсов

ГТИ и реле времени РВ, которое контроли5

60 б5

4 рует наличие импульсов от формирователя

ФИ. Выход блока управления БУ соединен с блоком задания программы БЗП, блоком регистров оперативной памяти БРОП, сумматором Х, блоком масштаба БМ, блоком коррекции программы БКП и ячейками формирования сигналов рабочего ЯТР и предохранительного ЯТП торможения, а также с блоком, преобразователей «Код-аналог>.

БПКА, выход которого через усилитель мощности УМ соединен с исполнительным двигателем

ИД, Триггерный регистр TP (фиг. 3) соединен по каналам «Управление» и «Сброс» с блоком управления БУ, а выходы регистра

TP соединены с блоком преобразователей

«Код-аналог» БПКА.

По сигналу окончания загрузки сосуда, поступающему с датчика загрузки ДЗС, блок управления БУ посылает на вход счетчика числа участков С2 блока масштаба БМ (фиг.

2) импульс, по которому с выхода ячейки совпадения «И» ь соответствующей начальному участку программы, снимается сигнал, который подается на первую из клемм 1,2, .... и наборного поля НП блока задания программы БЗП (фиг. 3). В зависимости от сое-. динения этой клеммы с клеммами .1, 2 ... m на входе ячеек «ИЛИ» на выходе последних формируется двоичный,код напряжения задания (задающее воздействие), который через триггерный регистр TP по команде «Управление», поступающей с блока управления

БУ, подается в блок преобразователей «Коданалог» БПКА. Очистка регистра TP ocy. ществляется блоком управления БУ по каналу «Сброс» перед каждой перезаписью кода задания. Сигнал с выхода блока преобразователей БПКА через усилитель мощности

УМ поступает на исполнительный двигатель

ИД, который приводит в движение подъемную машину ПМ и связанный с ее валом датчик Д. Выходное напряжение датчика пути Д в виде серии импульсов, снимаемых с формирователя ФИ, поступает на блок измерения скорости БИС и блок масштаба БМ.

Одновременно блок управления БУ посредством реле времени PB контролирует наличие этих импульсов. В блоке измерения скорости

БИС с помощью известной схемы и генератора эталонной частоты ГЭЧ формируется код числа, пропорционального интервалу времени между двумя соседними импульсами формирователя ФИ, т. е. измеряется величина, ооратно пропорциональная действительной скорости машины на элементарном участке пути.

В блоке масштаба БМ (фиг. 2) импульсы с формирователя ФИ подаются на счетный вход счетчика длины участка Сь на выходе которого включены ячейки совпадения «И»ь в количестве, соответствующем числу участков программы с разной длиной пути. На входы этих ячеек поступают с одной стороны двоичные коды всех длин участков, с другой с выхода ячеек разделения «ИЛИ» позиционные коды номеров участков программы, 475336

5 имеющие одинаковую длину, формируемые на выходе ячеек совпадения «И» .

Таким образом, когда на счетный вход счетчика С1 поступит число импульсов с формирователя ФИ, соответствующее, например, ллине начального (первого) участка программы, на выходе ячейки совпадения «И» 1 появится сигнал «Конец участка», который через элемент «ИЛИ» поступает в блок управлепия БУ и параллельно через элемент задержки 3 сигнала сбрасывает счетчик С1 в исходное состояние, подготавливая его для формирования длины следующего участка программы. Время задержки элементом 3 определяется длительностью переходного процесса при выполнении операций в блоке измерения скорости БИС. По сигналу «Конец участка» блок управления БУ посылает в сумматор Х команду, по которой вычисляется действительная скорость подъемной маши11ы ПМ путем деления кода постоянного числа, содержащегося в блоке постоянных коэффициентов БПК и равного расстоянию между соседними импульсами формирователя ФИ с учетом масштаба скорости, на число, пропорциональное интервалу, времени между этими импульсами, в двоичном счетчике блока измерения скорости БИС. Промежуточные результаты вычислений заносятся в блок регистров оперативной памяти БРОП, с которым сумматор Z обменивается информацией по командам блока управления БУ. Код вычисленной действительной скорости также хранится в блоке регистров оперативной памяти

ЬРОП. После этого по команде блока управления БУ в сумматоре Х вычисляется величина рассогласования между программной и действительной скоростями движения подъемной машины ПМ, причем код программной скорости формируется в блоке задания программы БЗП посредством наборного поля и триггерного регистра аналогично рассмотренному выше формированию кода напряжения задания и отличается от последнего на величину коэффициента форсировки. Величина кода рассогласования скоростей со своим знаком пересылается по команде блока управления БУ из блока регистров оперативной памяти БРОП в блок БПКА, где преобразуется в значение постоянного напряжения и алгебраически суммируется с напряжением задания, код которого поступает с блока задания программы БЗП, а затем суммарный сигнал через усилитель мощности УМ поступает на исполнительный двигатель ИД для отраоотки.

После этого блок управления БУ вновь посылает в счетчик числа участков С2 (фиг. 2) блока масштаба БМ счетный импульс, в результате чего в блоке задания программы

БЗП формируется код напряжения задания и программной скорости на конец второго участка программы и т. д. Далее цикл работы устройства повторяется.

5

6

Работа блока управления БУ синхронизчруется серией тактовых импульсов, выра б1тываемых генератором тактовых пмпул ..сов

ГТИ. Блок БКП работает следующим образом.

Предварительно на входе схем говпалсипя

«И» регистра P (фиг. 4) посрелством ламелей переключателя набирается лвоич;1ый кол, соответствующий расстоянию от точки иячяла движения ло точки коррекции прогп;-ммы. Пусть, няпримеп. это расстояние в .111оичном коде равно «10101», тогля вхол1.1 пгпвп11. третьей и пятой схем «И» поспелгтвом лямелей переключателя соелпня1отся г и1п11ой, ня которой присутствует «плюс» ня11пяжг11ия источника питания ИП. Входы втопой. четвертой схем совпадения «И» остя1отгя пязпмкнутыми. На вторых вхолях всех схем «И . соединенных с tllttltnlt блока упоявлс 1ия БУ. потенциал управления oTcYTcTBvpt. пп тпмт и на выходе схем «И» сигналы пепебпогя т 11геров разрядов счетчика С. также отг тгтв ют.

Как ТОЧЬ1СО ПОgbe IIÍblII ГПГС т Пл тпт

МЕСту уСтаНОВКИ П тЕВОгО ЛятЧИ.я Г1.Ч ледний посылает сигнал на логи 1ег ттс1 cхему блока управления БУ. в пез ьльтяте ч"гп

На ШИНЕ, СОЕЛИИЕННОй CO ВтОРЬ1З1И Вкс11ЯМИ схем совпаления «И» регистра Р, появляетгя управляю1ций потенциал, cnoTIICTcTII .1сш1ий

«плюсу» напряжения питания Тякиз1 обпязом, на обоих входах тех схем «И».. у которых ламели переключателя зам1сжты, F, этот момент времени присутств ет «п I1oг» няппяжения питания, т. е. су1ц cTBTCT совчл че11ис сигналов. Указанные схемы «11» откпь1ваются, и сигна Ibl с их выходов поступают 11я входы соответствуtolltttx пазпялов ппелвяп11тельно очищенного счетчика числя i чягткп 1

С, переводя эти разрялы в елчн111нпг гпгтояние. Следовательно, в точке коррекч11и ппограммы вначале счетчик числя 1ягтков Сочищается по команле «Сбпос». погт .п",Iotllctt с блока управления БУ, от лвои11гго коля, соответствующего расстояни1о (числ х 1астКОВ ПРОГРаММЫ), ПРОйЛЕ11НОМ . Пп.т "ЕМ11П11 машиной. вместе с накопленной оп1ибкпй. я затем в этот счетчик занoсится лво111н1-.1й кп, соответств ю1пий истинно 1у по.ложг11и1о поттемных сосулов, т. е. осуп1егтвляется коррекция программь1 по пути.

При подходе подъемного сосула к мегт останова у приемной площадки г вызволи ячейки совпаления «И»т (фиг. 2) в б. ок масштаба БМ на блок управлення БУ пост пает сигнал рабочего топможения, котопьш через ячейку ЯТР включает исполнитс,1h 1ы11 механизм рабочего топмоза. В с.÷ó÷1c 3131рийной ситуации (затяисной псс1с, отг тгтвип импульсов с формирователя Ф1Л) реле вр"мени PB выдает сигнал в блок уппавления

БУ, который через ячейку ЯТП включает предохранительный тормоз.

475336

Предмет изобретения

1. Цифровое устройство:IJIH автоматического управления движением шахтной подьемной мацкины, содержащее датчик загрузки сосуда, датчик пути с формирователем импульсов, блок измерения скорости, генератор эталонной частоты, усилители мощности, блок преобразователей «Код-аналог», олок управления с генератором тактовых импульсов на входе, блок задания программы, блок коррекции программы, блок постоянных коэффициентов, блок регистров оперативной памяти, ячейки формирования сигналов рабочего и предохранительного торможения и источники питания, отлича ющееся тем, что, с целью по вышения точности регулирования скорости машины и увеличения операционной надежности, оно снабжено путевым датчиком коррекции программы, подключенным к блоку управления, реле времени, соединенным входом с формирователем импульсов, а выходом с блоком управления, блоком масштаба длины участков программы скорости в функции пути, подсоединенным своими входами к формирователю импульсов, блоку уп5 равления и блоку коррекции программы, а выходами — к блоку задания программы и блоку управления, причем блок коррекции программы выполнен в виде схем совпадения, одни входы которых через переключатели

10 подсоединены к шине источника питания, другие — к логической схеме блока управления, а выходы — ко входам блока масштаба.

2. Устройство по п. 1 отл и ч а ю щее с я

l5 тем, что, с целью разделения масштаба длины участков регулирования и измерения скорости машины, блок масштаба выполнен в виде двух двоичных счетчиков и двух наборов комбинационных схем совпадения и раз2О деления, число которых соответственно пропорционально номеру границы переключения текущего участка программы и ее длине.

475336

Г

1 ькп ! ! ! ! ! !

L от ИП

Составитель А. Ферштман

Техред Е. Подурушина

Редактор В. Левитов

Корректоры: В. Петрова и О. Данишева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2266/3 Изд. № 1574 Тираж 869 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Цифровое устройство для автоматического управления движением шахтной подъемной машины Цифровое устройство для автоматического управления движением шахтной подъемной машины Цифровое устройство для автоматического управления движением шахтной подъемной машины Цифровое устройство для автоматического управления движением шахтной подъемной машины Цифровое устройство для автоматического управления движением шахтной подъемной машины Цифровое устройство для автоматического управления движением шахтной подъемной машины 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к системам контроля, и в частности к дистанционным системам для электрического контроля лифтов

Изобретение относится к системам контроля, и в частности к дистанционным системам для электрического контроля лифтов

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в устройствах управления электроприводом доменного производства

Изобретение относится к черной металлургии и может быть использовано в устройствах управления электроприводом доменного производства

Изобретение относится к способам и устройствам определения динамической массы и средней силы трения, в частности, двери лифта

Подъемник // 2107016
Изобретение относится к конструкциям подъемников, устанавливаемых в жилых зданиях, например лифтов, приводимых в движение с помощью механических устройств

Изобретение относится к устройству для соединения шахтных дверей лифта с дверью кабины лифта для их одновременного открывания и закрывания при перемещении двери кабины, при этом устройство не требует какого-либо привода на двери кабины и перемещения двери кабины для ее соединения с шахтными дверями
Наверх