Способ изготовления катушечных групп электрических машин

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ((() 482851

Союэ Советских

Социалистических

Республик (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 21.08.72 (21) 1821017/24-7 с присоединением заявки ¹ (51) Ч. Кл. Н 02k 15;04 (32) Приоритет

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ло делам иэобретеннй и открытий

Опубликовано 30.08.75. Бюллетень № 32

Дата опубликования описания 18.12.75 (53) УДК 021.3.045.5 (088.8) (72) Авторы пзобрстснпя

В. М. Казанский, А. Г. Епифанцев и Ю. В. Бакумов

Новосибирский электротехнический институт !

1 (71) Заявитель (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕЧНЫХ ГРУПП

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Изобретение относится к технологии изготовления электрических машин постоянного и переменного тока, имеющих беспазовую структуру активного слоя, любое количество полюсов и произвольную форму расточки статора, и может быть использовано в электромашиностроении.

Известен способ изготовления катушечных групп электрических машин, по которому наматывают ряд изолированных проводников на шаблон, затем приклеивают предварительно изолированные ферромагнитные элементы к намотанному ряду проводников с двух противоположных сторон шаблона, после чего наматывают следующий ряд изолированных проводников сверху. ферромагнитных элементов, т. е. операции повторяют до образования заданной ширины стороны катушечной группы с ферромагнитными элементами.

Целью настоящего изобретения является упрощение технологического процесса изготовления катушечных групп распределенного активного слоя электрической машины.

Поставленная цель достигается тем, что провод на шаблон наматывают секциями, причем ширина каждой меньше общей высоты распределенного активного слоя электрической машины, затем непосредственно к секциям крепят ферромапштпые элементы, располагая их симметрично и вдоль оси шаблона, после чего секции снимацот с шаблона и одновременно прокладывают между ними ферромагнитные элементы, складывая пх в гармошку.

5 Ферромагнитные элементы предварительно закрепляют на изоляционной подложке, выполненной в виде ленты.

Прп осуществлении предлагаемого способа основные технологические операции в большей

10 степени поддаются механизации и, кроме того, исключается возможность повреждения обмоточного провода и уменьшается трудоемкость изготовления.

I Ia фпг. 1 — 5 показаны технологические

15 приемы изготовления катушечной группы; па фпг. 6 — 10 — последовательность операций прп изготовлении катушечной группы для торцовых и конусных электрических машин; па фпг. 11 — 28 — варианты технологических схем

20 формирования в гармошку катушечной группы.

Способ изготовления катушечных групп осуществляется следующим образом.

На шаблон 1, например, эллипсовидной

25 формы в сечении наматывают провод 2 равными по ширине секциям (фиг. 1), причем ширина каждой пз секций меньше высоты распределенного активного слоя па величину, необходимую для последующей обработки ка30 тушечной группы, затем к сторонам 3, 4 шаб482851

""îíà приклеивают непосредственно к проводниковому слою предварительно изолированные ферромагнитные слои 5 в виде лент шириной, большей высоты активного слоя на величину припуска для обработки, при этом расстояния между краями этих лент по контуру витка равны между собой и равны длине лобовых проводников электрической машины. После этого выдвигают шаблон из обмотки или снимают обмотку с шаблона и одновременно формируют катушечную группу в виде гармошки, как показано на фиг. 2 — 4. За счет отгибки сторон катушечной группы в одном направлении лобовые проводники 6 транспонируются, образуя «скрутку». После окончания формирования катушечной группы ее стороны с ферромагнитным материалом уплотняют, разворачивают на 90 и обрабатывают по плоскостям 7, 8 (фиг. 5), затем катушечную группу укладывают в электрическую машину и закрепляют, например компаундируют. Ферромагнитные элементы могут быть выполнены в виде полосок и прикреплены к изоляционной подложке, представляющей собой ленту.

Процесс формирования катушечной группы для торцовых и конусных электрических машин представлен на фиг. 6 — 10. В этом случае ферромагнитные слои 5 в виде лент крепят к проводниковому слою на шаблоне так, что расстояние между их краями по контуру витка с одной стороны равно длине внешних лобовых проводников, а с другой — длине внутренних боковых проводников электрической машины. В соответствии с этим выбирают форму шаблона. При формировании катушечной группы ее стороны с ферромагнитными слоями отгибают, в основном в противоположных направлениях, как показано на фиг. 7, 8.

Формирование катушечной группы для цилиндрических и линейных электрических ма5 шип производят, в основном, по технологическим схемам на фиг. 11 — 19, которые отличаются друг от друга расстояниями между секциями и формой ферромагнитного слоя. 3а счет этого изменяется коэффициент заполне10 ния распределенного активного слоя.

Формирование катушечной группы для торцовых и конических электрических машин предпочтительно производить по технологическим схемам, показанным на фиг. 20 — 28. !

Предмет изобретения

1. Способ изготовления катушечных групп

20 электрических машин путем намотки на шаблон проводпиковых слоев с прокладкой между ними ферромагнитных элементов, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью упрощения технологического процесса изготовления ка25 тушечных групп, провод наматывают на шаблон секциями, причем ширина каждой секции меньше общей высоты распределенного активного слоя электрической машины, затем непосредственно к секциям крепят ферромаг30 нитные элементы, располагая их симметрично и вдоль оси шаблона, после чего секции снимают с шаблона и одновременно прокладывают между ними ферромагнитные элементы, складывая их в гармошку.

35 2. Способ по п. 2, отл и чаю щий ся тем, что ферромагнитные элементы предварительно закрепляют на изоляционной подложке, выполненной в виде ленты.

482851

Фаг. /2

Фиг. !б

Фиг.(7

Фаг. f8

Фаг. 19

Юаг. 20

Фиг. 21

Фаг.2У

Фиг. 24

Фаг.2б

Фаг,27

Фаг,28

Составитель Г. Александрова

Техред Т. Курилко Корректор А. Галахова

Редактор В. Левятов

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3025/8 Изд. ¹ !777 Тираж 782 Подписное

ЦНИИПИ Государственного .комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Я-35, Раушская паб., д. 4/5

Способ изготовления катушечных групп электрических машин Способ изготовления катушечных групп электрических машин Способ изготовления катушечных групп электрических машин Способ изготовления катушечных групп электрических машин 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике, а именно энергетическому машиностроению, касается электродвигателей и генераторов и может быть использовано при изготовлении элементов возбуждения электромагнитного поля, в частности обмоток возбуждения

Изобретение относится к электротехнике и касается технологии изготовления намотанных по шаблону обмоток статора

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано при производстве обмоток электрических машин

Изобретение относится к области электротехники, а именно к формированию обмотки многорядовой катушки каркасного или бескаркасного типа, преимущественно для статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и касается устройств для изготовления катушек обмотки возбуждения электрических машин, в частности бескаркасных полюсных катушек статоров вентильных двигателей

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано в производстве стержней статорных обмоток электрических машин, в частности турбо- и гидрогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и может быть использовано для добычи нефти и других пластовых жидкостей

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в производстве высоковольтных электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и касается особенностей конструктивного выполнения стержней обмоток машин переменного тока с расширенным уравниванием полей и может быть использовано в машинах средней и большой мощности, например турбо- и гидрогенераторах

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к способу изготовления статора электрической машины, преимущественно большой мощности, с обмоткой, имеющей непрерывную изоляцию в пазовой и лобовой частях
Наверх