Теплосчетчик

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1i i1 483589

Союз Советских

Социалистических

Республик

* Ф М ю )у т

1 т ч (51) М. Кл. G 01k 7/f2

G 011 3/10 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.12,71 (21) 1717941/18-10 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.09.75. Бюллетень М 33

Дата опубликования описания 23.01.76

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений

H открытий (53) УДК 681.121.42 (088.8) (72) Авторы изобретения

Б. М. Глазов, П. Б. Майзельс, Ю. М. Соснер, Г. Г. Сухаренко, А. В. Шрайман, Я. И. Лейбзон, А. Ш. Киясбейли и P. Н. Таратута (71) Заявители Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт инженерного оборудования городов, жилых и общественных зданий, Государственный проектный институт «Тяжпромэлектропроект» и

Специальное конструкторское бюро «Нефтехимприбор» (54) ТЕПЛОСЧЕТЧ И K

Изобретение относится к области приборостроения и предназначено для контроля и учета расхода тепла и теплоносителя на абонентских вводах тепловых водяных сетей, например, жилых и общественных зданий. Для подобных целей применяют приборы механического, электромеханического и других типов.

Известен теплосчетчик, содержащий тахометрический расходомер, датчики температур, счетное и показывающее устройство и интегратор, выполненный в виде магнита и металлического (алюминиевого) диска, затормаживаемого в зависимости от температуры потока.

Такой счетчик сложен по конструкции и недостаточно надежен в работе.

Предлагаемый теплосчетчик отличается тем, что интегрирующее устройство выполнено в виде индукторной муфты скольжения, якорь которой соединен с вращающимся чувствительным элементом тахометрического расходомера, а к обмотке возбуждения муфты подключены датчики температуры. Тахометрический расходомер выполнен в сочетании с двумя диаметрально расположенными индукторными муфтами скольжения.

Ток обмотки возбуждения одной из муфт управляется выходными сигналами термодатчиков. Благодаря этому скорость выходного вала этой муфты является величиной, функционально зависимой как от расхода, так и от температуры теплоносителя, или иначе — пропорциональна расходу тепла. Благодаря неизменному току возбуждения другой муфты, ско. рость ее выходного вала пропорциональна только расходу теплоносителя. Обе индукторные муфты используются, следовательно, в качестве устройств, понижающих скорость и осуществляющих бессальниковую и бесконтактную передачу вращения. При этом одна

10 из них одновременно производит интегрирование величин, определяющих расход тепла. Число оборотов выходных валов муфт при помощи, например, магнитомеханических путевых переключателей преобразуются в пропорцио15 нальную последовательность электрических импульсов, учитываемых соответствующими счетными устройствами. Предлагаемый теплосчетчик прост, обеспечивает получение как мгновенного и(или) суммарного значения теп20 ловой энергии, так и мгновенного и(или) суммарного значения основного параметра теплоносителя — расхода, по которому регулируется теплосеть. Показания прибора снимаются на месте или дистанционно. Сочетание в од25 пом приборе возможностей измерения указанных параметров упрощает общую систему учета и контроля работы теплосети.

На фиг. 1 показан крыльчатый расходомер, продольный разрез; на фиг. 2 — турбинный

ЗЗ расходомер с вмонтированными индукторны483589

3 ми муфтами скольжения; на фиг. 3 — примерная схема компановки прибора со всеми входящими в него устройствами и элементами. 1еплосчетчик включает тахометрический расходомер, состоящий из корпуса 1, на соответствующих полуосях которого вращается крыльчатка (турбинка) 2, немагнитных стенок

3 и 4, герметизирующих внутреннюю полость расходомера; индукторные муфты скольжения, включающие якори 5 и б, выполненные в виде полых цилиндров, жестко связанных с крыльчаткой (турбинкой) тахометрического расходомера, зубчатые индукторы 7 и 8, устанавливаемые на соответствующих осях концентрично якорям 5 и б, магнитопроводы 9 и

10 с обмотками возбуждения 11 и 12. Теплосчетчик имеет закрепленные на индукторах 7 и 8 постоянные магниты 13 и 14 муфт 15 и 16; герметизированные магнитоуправляемые контакты (герконы) 17 и 18, попарно образующие магнитомеханические путевые переключатели; стандартные датчики 19 и 20 температур теплоносителя, блок управления 21 и счетные устройства 22 и 23, включающие частотомеры и (или) счетчики импульсов.

В корпусе предусмотрен тангенциальный или аксиальный вход теплоносителя, в зависимости от вида применяемого расходомера, сетка — фильтр на входе и узел регулировки скорости вращения крыльчатки (турбинки).

Элементы прибора вращаются подшипниковыми узлами и упорными стандартными камнями. Детали бесконтактных индукторных муфт скольжения изготавливают из ферромагнитных, другие детали прибора — из цветного, либо другого немагнитного материала.

Расходомер монтируется на обратном трубопроводе системы теплоснабжения (для уменьшения температурного воздействия контролируемой среды), блок управления устанавливается на месте, либо дистанционно, датчики температур — на соответствующих трубопроводах. При установке теплосчетчика на системе горячего водоснабжения — в бойлерах учет разности температур может осуществляться относительно холодного водоснабжения. Для этого второй температурный датчик устанавливается на водопроводном трубопроводе.

Теплосчетчик работает следующим образом.

Протекающий через корпус 1 расходомера теплоноситель вращает крыльчатку (турбинку) 2 и одновременно якори 5 и 6 индукторных муфт со скоростью, пропорциональной скорости потока или расходу теплоносителя.

При перемещении относительно индукторов 7 и 8 якори 5 и б пронизываются пульсирующими магнитными полями, создаваемыми обмотками возбуждения 11 и 12 и зубцамивпадинами индукторов 7 и 8 соответственно.

В результате в активных поверхностях якорей

5 и б возникают вихревые токи. Взаимодействие последних с основными магнитными потоками создает крутящие моменты, приводящие индукторы 7 и 8 во вращение в аналогичном якорям 5 и 6 направлении с некоторым номи5

50 нальным скольжением. Величина момента, а следовательно и скорость вращения каждого из индукторов 7 и 8 в отдельности зависит от силы тока в соответствующих им обмотках возбуждения 11 и 12 и от скоростей якорей

5и6.

В предлагаемом теплосчетчике в обмотку 11 через блок управления 21 подается неизменный по величине ток возбуждения. Вследствие этого скорость индуктора 7 зависит только от скорости якоря 5 и является величиной, пропорциональной расходу теплоносителя. В то же время управление током обмотки возбуждения 12 осуществляется через блок управления 21 в зависимости от разности температур теплоносителя, контролируемых датчиками 19 и 20. Изменение температуры вызывает изменение электрических сигналов на выходе датчиков 19 и 20, воздействующих через блок управления 21 на обмотку 12, изменяя ее ток возбуждения и скольжения индуктора 8.

Благодаря такому устройству, скорость вращения индуктора 8 является величиной, функционально зависимой одновременно от расхода и разности температур теплоносителя, то есть определяет величину, пропорциональную расходу тепла, которая выражается как

t, q=jao ж, t, где Q — расход тепла;

6 — расход теплоносителя;

Π— разность температур теплоносителя;

4 и 4 — интервал измерений (во времени).

Таким образом, индукторная муфта является одновременно кинематическим и интегрирующим элементом прибора.

Для бесконтактного съема числа оборотов индуктора 7 и 8 используются, например, два раздельных магнитомеханических путевых переключателя, включающих постоянный магнит

13 и геркон 17 для одной муфты и магнит 14 и геркон 18 — для другой, преобразующие число оборотов индукторов в электрические импульсы, Появляющиеся последовательности импульсов подаются соответственно на приборы 22 и 23 местного и (или) дистанционного контроля и (или) учета.

Предмет изобретения

Теплосчетчик, содержащий тахометрический расходомер, датчики температуры, интегрирующее, счетное и показывающее устройства, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции прибора, интегрирующее устройство выполнено в виде индукторной муфты скольжения, якорь которой соединен с вращающимся чувствительным элементом тахометрического расходомера, а к обмотке возбуждения муфты подключены датчики температуры.

483589 лыллпселэ

Составитель Н. П. Варнек

Редактор О. Филиппова Техред В. Рыбакова Корректоры: В. Петрова и О. Данишева

Заказ 3234/3 Изд. Ко 46 Тираж 740 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Теплосчетчик Теплосчетчик Теплосчетчик Теплосчетчик Теплосчетчик 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технике измерения расхода жидкости и предназначено для измерения расхода топлива в дизельных двигателях внутреннего сгорания, имеющих замкнутую (кольцевую) топливную систему

Изобретение относится к области измерительной техники и может быть использовано для измерения количества жидкостей (нефти, нефтепродуктов) при их транспортировке и хранении

Изобретение относится к области моторов, осуществляющих подачу среды к месту ее потребления, и может быть одновременно использовано для измерения расхода этой среды

Изобретение относится к области моторов и насосов, осуществляющих подачу среды к месту ее потребления, и может быть использовано для измерения расхода этой же подаваемой среды

Изобретение относится к технике измерения и контроля текучих рабочих сред: жидкости, газа энергетических, металлургических, химических и других установок, и может быть использовано в устройствах контроля и измерения параметров текучих сред, в том числе при отборе проб из эксплуатационных систем

Изобретение относится к устройствам для измерения количества жидкости

Изобретение относится к роликолопастным расходомерам и может найти применение в гидро- и газовых системах для измерения расхода жидкости или газа

Изобретение относится к технике измерения расхода жидкости и может быть использовано для контроля и учета расхода топлива в дизельных двигателях внутреннего сгорания, имеющих замкнутую тупиковую топливную систему как при их диагностировании на испытательных стендах, так и в процессе эксплуатации в транспортных средствах
Наверх