Стопорный элемент для круглых гаек

 

п11 487252

0 П И C4 :k4»

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Санта Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.07.73 (21) 1937071/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 05.10.75. Бюллетень № 37

Дата опубликования описания 04.01.76 (51) М. Кл. F 16Ь 39/10

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.882.54 (088.8) (72) Автор изобретения

Л. Н. Срибный (71) Заявитель

Специальное конструкторское бюро многощпиндельных автоматов при Киевском заводе станков-автоматов им. М. Горького (54) СТОПОРНЪ|Й ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ КРУГЛЫХ ГАЕК

Изобретение относится к машиностроению.

Известен стопорный элемент для круглых гаек, выполненный в виде шайбы, на кольцевой части которой имеются внутренний и наружные выступы, отгибаемые в пазы гайки и болта, причем шайба выполнена с радиальным разрезом, проходящим между соседними наружными выступами и через внутренний выступ.

Для замены такой шайбы не требуется демонтаж опор вала и установленных на нем деталей, даже если шайба располагается между опорами этого вала, так как для этого достаточно свинтить предохраняемую гайку на такую величину, чтобы можно было развести в противоположные стороны части шайбы по бокам разреза на величину, равную диаметру вала в месте установки шайбы, а затем снять шайбу в направлении, пер пендикулярном оси вала.

Однако для разведения частей шайбы по бокам разреза на величину диаметра вала гребуется по меньшей мере на такую же величину свинтить предохраняемую гайку, что в ряде машин невозможно или вызывает значительные трудности из-за располагаемых рядом с гайкой других деталей, например других гаек, шестерен, втулок, подшипников и т. и.

С целью упрощения монтажа предлагаемый стопорный элемент выполнен в виде кругового сектора, имеющего по крайней мере два наружных выступа. Кроме того, внутренний выступ может быть выполнен с продольным разрезом.

Для замены такого элемента достаточно Огвинтить гайку на величину, примерно равную толщине элемента и длине внутреннего выступа.

На фиг. 1 представлен предлагаемый стопорный элемент; на фиг. 2 — то же, установленный в узле; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — вид по стрелке Б на фиг. 3 (внутренни"; на фиг.

5 — пример одновременной установки двух

15 элементов; на фиг. б — то же, но в одном элементе внутренний выступ расположен между соседними наружными выступами; на фиг. 7 и 8 — примеры установки элемента, Стопорный элемент 1 выполнен из листо20 вого материала в виде кольцевого сектора (фиг. 1) с центральным углом, например, в

60 . Кольцевой сектор может иметь три наружных выступа 2 и один внутренний выступ 3.

25 Для предохранения от самоотвинчивания на валу 4 круглой гайки 5 (фиг. 2), установленной между деталями 6 и 7, демонтаж которых нежелателен из-за потерь времени при замене стопорного элемента гайки, а расстояние меж30 ду деталями значительно меньше диаметра

487252

5 7

ФигЗ вала, может быть применен один элемент, как показано на фиг. 1.

Для исключения перекоса гайки или повышения надежности предохранения можно установить, например, два элемента, как это показано на фиг. 5, 6 и 7. Внутренний выступ каждого стопорного элемента сгибается и вводится в паз 8 на валу, а один из наружных выступов совмещается с прорезью гайки и отгибается в нее после затяжки гайки.

Для предотвращения случайного выпадения стопорного элемента из зазора между деталью и гайкой перед ее затяжкой можно подогнать ширину внутреннего выступа к ширине паза на валу для плотной посадки. Можно также снабдить внутренний выступ продольным разрезом 9 в пределах этого выступа (фиг. 4).

При некотором разведении в стороны частей выступа по бокам разреза выступ:будет плотно входить в паз вала при установке.

Если нужно увеличить количество ступеней фиксации гайки, то необходимо применить несколько стопорных элементов, отличающихся друг от друга расположением внутреннего выступа относительно наружных. На фиг. 6 верхний элемент имеет внутренний выступ на одной оси с наружным, а у нижнего элемента этот выступ расположен между наружными выступами, При таком выполнении элемента плавность регулировки увеличивается в два раза по сравнению с элементом на фиг. 1.

Для дальнейшего увеличения количества ступеней фиксации гаек, т. е. для их плавной регулировки и использования совершенно одинаковых (стандартных) стопорных элементов на фиг. 1, необходимо пазы на валу под внутренний выступ расположить под различными

И углами друг к другу, На фиг. 7 и 8 показаны такие варианты применения, при этом расположение пазов на валу на фиг. 7 обеспечивает угол поворота гайки для ее фиксации в два раза меньший, а

15 на фиг. 8 — в четыре раза меньший, чем в примере на фиг. 5.

Предмет изобретения

1. Стопорный элемент для круглых гаек с

20 внутренним и наружными выступами, отгибаемыми в пазы гайки и болта, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью упрощения монтажа, он выполнен в виде кольцевого сектора, имеющего по крайней мере два наружных высту25 па.

2. Элемент по и. 1, отли ч а ю щи и с я тем, что внутренний выступ выполнен с продольным разрезом, 487252

Фиг 7

Фиг.8

Составитель И. Антипова

Техред H. Ханеева

Корректор О. Тюрина

Редактор И. Бродская

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 3229/16 Изд. № 26 Тираж 869 Подписное

LIHHHI1H Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Стопорный элемент для круглых гаек Стопорный элемент для круглых гаек Стопорный элемент для круглых гаек 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в высокоресурсных резьбовых соединениях, работающих в условиях вибраций

Изобретение относится к машиностроению, точнее - к способам и устройствам для стопорения резьбовых соединений при воздействии вибраций и ударных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области народного хозяйства и предназначено для стопорения ответственных резьбовых соединений тонкостенных деталей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных отраслях машиностроения, использующих резьбовые соединения

Изобретение относится к стопорению резьбовых соединений и использованию таких резьбовых соединений в системах управления поверхностями управления самолетов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей, подвергающихся воздействию динамических и вибрационных нагрузок

Изобретение относится к устройствам для стопорения крепежных элементов
Наверх