Ручная лебедка
О П И С А Н И Е (11) 4972l3
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союа Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву 312822 (22) Заявлено 07.02.74 (21) 1993412/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
О публиковано 30.12.75. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 03.03.76 (51) М. Кл. В 66d 1/04
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.863.21 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Авторы изобретения
В. М. Юрин и В. С. Абакумов (71) Заявитель (54) РУЧНАЯ ЛЕБЕДКА
Изобретение может применяться в автомобильном транспорте, строительстве, сельском и лесном хозяиствах.
i1о основному авт. св. ¹ 312822 известна ручная леоедка, содержащая цилиндрический двуступенчатыи планетарный редуктор, установленный внутри бараоана с тяговым канатом, причем вал редуктора выполнен коленчааым и на его среднем колене установлены сатиллитные шестерни, связанные с зубчатыми венцами посредством внутреннего зацепления, одна из которых закреплена на корпусе лебедки, а другая — внутри барабана.
Цель изобре1ения — расширение функциональных возможностей и обеспечение оыстрого разматывания каната в пенагруженном положении.
Это достигается тем, что на коленчатом валу лебедки смонтирован грузоу.порный тормоз, а зацепляющиися с сателлитной шестерней зубчатый венец установлен в корпусе с возможностью вращения и выполнен со сквозными отверстиями по периферии торца, взаимодействующими со смонтированным в крышке корпуса фиксирующим устройством.
Для исключения свободного выбега барабана при быстром разматывании каната между корпусом и торцом зубчатого венца установлено радиально зафиксированное упорное кольцо, а в зубчатом венце равномерно по окружности выполнены глухие отверстия, в которых установлены аксиальные нажимные пружины. .йа чертеже показана предлагаемая лебедка.
1(оленчатый вал 1 лебедки опирается на два шарикоподшипника 2, один из которых установлен в полукорпусе 3, а другой — в крышке 4. Барабан 5 вращается на двух шарикоподшипниках 6, установленных на полукорпусах 3 и 7. 11олукорпуса стянуты болтами b. На коленах вала 1 вращается сателлитная шестерня 9 с двумя зубчатыми колесами с разным числом зубьев, причем колесо с меньшим числом зубьев находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом барабана
5, а колесо с большим числом зубьев входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом
10, установленным в крышке 4 лебедки с возможностью вращения и застопоренным фиксатором 11. 1 а барабане закреплен и уложен канат 12. На валу 1 установлены упорный фланец 13 и винт 14 грузоупорного тормоза, взаимодействующие с храповыми колесами 15, которые фиксируются относительно полукорпуса 3 собачками 16. На винт 14 навернута нажимная гайка 17, на которой закреплена рукоятка 18. Грузоупорный тормоз закрыт крышкой 19. Керпление лебедки при работе осуществляется пальцами 20 через от497213 верстия в йолукорпусах 3 и 7. Для торможения вращающихся деталей при разматывании каната служит тормоз, состоящий из диска 21, радиально зафиксированного относительно зубчатого венца 10 штифтом 22 и поджимаемого к стенке полукорпуса 7 пружинами 23.
Предлагае лая лебедка работает в двух режимах: подъем — опускание груза и быстрое разматывание каната для зачаливания груза.
Для подъема груза вращают коленчатый вал 1 рукояткой 18. Сателлитная шестерня
9, обкатываясь по внутреннему зубчатому венцу 10, застопоренному в крышке 4 фиксатором
11, вращается в обратную сторону по отношению к коленчатому валу 1. Другое зубчатое колесо сателлитной шестерни 9, входящее в зацепление с внутренним зубчатым венцом барабана 5, вращает его в направлении вращения рукоятки 18.
При подъеме груза храповое колесо 15 зажато между фланцем 13 и фланцем нажимной гайки 17 и вращается вместе с валом.
При остановке груза собачка 16 взаимодействует с зубьями храпового колеса 15 и препятствует повороту барабана под действием груза.
При опускании груза вращают рукоятку 18 в обратную сторону. При этом рукоятка поворачивает нажимную гайку 17 на винте 14, гайка перемещается по винту, тормоз растормаживается, При этом храповое колесо 15 взаимодействует с собачкой 16 и остается неподвижным относительно полукорпуса 3, а барабан 5 приводится во вращение. При наличии грузоупорного тормоза барабан лебедки остается неподвижным при приложении к канату тягового усилия. Поэтому для быстрого разматывания каната при зачаливании груза расстопоривают внутренний зубчатый венец 10 фиксатором 11 и производят разматывание каната с барабана. При этом барабан вращается и вместе с ним вращаются шестерня 9 и находящийся в зацеплении с ней внутренний зубчатый венец 10. Вал 1 при разматывании каната с барабана остается неподвижным, так как заторможен грузоупорным тормозом. При разматывании каната свободный выбег барабана и, как следствие, поломка заделки каната исключаются ввиду тормозного момента, создаваемого трением диска 21 и зубчатого венца 10 о полукорпус 7 и крышку 4 усилием нажнмных пружин 23.
Предмет изобретения
1. Ручная лебедка по авт. св. М 312822, отл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и обеспечения быстрого разматывания каната в ненагруженном положении, на коленчатом валу смонтирован грузоупорный тормоз, а зацепляющийся с сателлитной шестерней зубчатый венец установлен в корпусе с возможностью вращения и выполнен со сквозными отверстиями по периферии торца, взаимодействующими со смонтированным в крышке корпуса фиксирующим устройством.
2. Лебедка по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью исключения свободного выбега барабана при быстром разматывании каната, между корпусом и торцом зубчатого венца установлено радиально зафиксированное упорное кольцо, а в зубчатом венце равномерно по окружности выполнены глухие отверстия, в которых установлены аксиальные нажнмные пружины.
497213
Составитель Г. Вронская
Тскред Е. Митрофанова
Редактор Т. Горячева
Корректор Н. Лебедева
Типография, нр. Сапунова, 2
Заказ 360/13 Изд. № 2108 Тираж 869 Подписное
Ц1-1ИИП11 Гоп гдарственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5