Муфта свободного хода

 

(11) 5О3064

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.11.73 (21) 1973552/25-27 с присоединением заявки № (23),Приоритет п. 3 04.01.74

Опубликовано 15.02.76. Бюллетень № 6

Дата опубликования описания 14.06.76 (51) М Кл 2 F 16D 41/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825 5 (088.8) (72) Автор изобретения

В. Б. Панов (71) Заявитель (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах машин и агрегатов, при эксплуатации которых необходим контроль за работой муфты.

Известна муфта свободного хода 11), содержащая концентрично расположенные звездочку и обойму, установленные между ними ролики в сепараторе, соединенном с дисковым фрикционным механизмом, находящимся в обойме.

Однако режим работы такой муфты не контролируется. В процессе эксплуатации в результате нарушения кинематической цепи между обоймой и звездочкой возможна пробуксовка муфты, что приводит к интенсивной раскрутке двигателя, связанного со звездочкой, и в ряде случаев к его поломке.

Предлагаемая муфта отличается от известной тем, что она снабжена сигнальным устройством, установленным на звездочке и выполненным в виде поворотных рычагов, подпружиненных относительно звездочки, и контактирующего с ними кольца, имеющего выемки, расположенные с угловым смещением относительно осей вращения рычагов, и паз ля размещения упора, выполненного на сепараторе и поворачивающегося на угол, больший, чем угол между выемками и осями вращения рычагов. Кроме того, один из дисков фрикционного механизма соединен с кольцом сигнального устройства. Сеператор также подпружинен относительно звездочки пружиной повышенной жесткости и связан с одним из взаимодействующих между собой дисков фрикционного механизма, поджатых в осевом направлении пружиной.

Такое выполнение улучшает эксплуатационные свойства муфты и обеспечивает сигнали1о зацию в начальный момент пробуксовки, что позволяет отключить двигатель, связанный со звездочкой, на ранней стадии его раскрутки.

На фиг. 1 показан осевой разрез муфты; на фиг. 2 — разрез по А — А на фиг. 1; на

15 фиг. 3 — разрез по Б — Б на фиг. 2.

Муфта состоит из ведущей звездочки 1, ведомой обоймы 2, расположенных между ними роликов 3, заключенных в сепараторе 4.

Ролики постоянно поджаты в направлении заклинивания кольцевой пружиной 5 повышенной жесткости.

Муфта снабжена фрикционным разгружающим механизмом, уменьшающим прижимное усилие <а ролики при свободном ходе механизма до величины, исключающей повышенный износ контактных поверхностей, и увеличивающим прижимное усилие при заклинивании роликов.

Этот механизм состоит из фрикционного ди30 ска 6, взаимодействующего с дисками 7 и 8, 503064 установленными в обойме и зафиксированными от проворота относительно нее. Фрикционцые диски имеют осевое поджатие упругим элементом 9.

Диск 6 установлен на цилиндрической поверхности кольца 10 и зафиксирован от осевого смещения и проворачивания, Кольцо 10 установлено на сепараторе с возможностью ограниченного перемещения относительно него на угол ср, в пределах ширины паза 11, выполненного на посадочной поверхности кольца. В пазу находится шпонка 12, соединяющая его с сепаратором 4. На звездочке 11 установлено сигнальное устройство. Оно имеет три поворотных рычага !3, прижимаемых пружиной 14 к внутренней торцовой поверхности кольца 10, в которой имеются три выемки

15, расположенные с угловым смещением ср относительно оси вращения рычагов 13. При этом угол ((я«.

Непосредственно у наружного торца кольца

10 расположен тумблер 16 включения системы сигнализации при отказе муфты.

В процессе нормального функционирования муфты кольцо 10 постоянно повернуто относительно сепаратора до отказа в сторону вращения звездочки.

Муфта работает следующим образом.

Усилие пружины 5 обеспечивает постоянную готовность роликов к заклиниванию. При включении муфты на ролики действует суммарное заклинивающее усилие пружины и сил трения между дисками во фрикционном механизме. Вращение от звездочки через заклинивающие ролики передается практически мгновенно. При нормальной работе муфты кольцо 10, соприкасающееся с поворотными рычагами, остается неподвижным относительно сепаратора 4 (и звездочки), так как он удерживается силами трения на поверхностях неподвижных фрикционных дисков, имеющих осевое поджатие.

В период свободного хода фрикционный диск 6 проскальзывает между дисками 7 и 8, соединенными с обоймой. Фрикционные силы стремятся переместить диск 6 и соединенное с ним кольцо 10 относительно сепаратора в направлении вращения обоймы, но перемещению кольца в этом направлении препятствует шпонка 12, обеспечивающая заданное положение кольца относительно сепаратора 4 и звездочки 1. При этом результирующая фрикционных сил, действуя через шпонку 12 на сепаратор в направлении расклинивания роликов, уменьшает величину прижимного усилия пружины на ролики.

Таким образом, при нормальной работе муфты перемещение фиксирующего кольца 10 и выход поворотных рычагов 13 через выемки невозможны.

В случае отказа механизма и начавшейся пробуксовки его звездочка перемещается относительно обоймы на значительный угол, опережая обойму. В результате этого перемещения фрикционный диск 6 и кольцо 10, отставая от вращения звездочки под действием сил трения на диске, поворачиваются относительно сепаратора и звездочки на заданный угол q< во второе крайнее положение до упора в шпонку 12. При этом выемки на торцовой поверхности кольца 10 занимают положение против рычагов 13, которые под действием пружины 14 становятся перпендикулярно к торцовой поверхности кольца, выступая из выемок. В результате вращения звездочки один из рычагов (ближайший по вращению) входит в зацепление с тумблером 16 выключателя системы сигнализации при отказе муфты свободного хода и производит ее включение.

Формула изобретения

1. Му.фта свободного хода, содержащая концентрично расположенные звездочку и обойму, установленные между ними ролики в сепараторе, соединенном с дисковым фрикционным механизмом, находящимся в обойме, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения сигнализации в начальный момент пробуксовки, муфта снабжена сигнальным устройством, установленным на звездочке и выполненным в виде поворотных рычагов, подпружиненных относительно звездочки, и контактирующего с ними кольца, имеющего выс мки, расположенные с угловым смещением относительно оси вращения рычагов, и паз для размещения упора, выполненного на сепараторе и поворачивающегося на угол, больший, чем угол между выемками и осями вращения рычагов.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, ч о один из дисков фрикционного механизма соединен с кольцом сигнального устройства.

3. Муфта по п. 1, отлича ю ща я ся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств муфты, сепаратор подпружинен относительно звездочки пружиной повышенной жесткости и связан с одним из взаимодействующих между собой дисков фрикционного м -wan>taMa, поджатых в осевом направлении пружиной

ЛИТЕРЛТУРЛ:

1. Лвт. св. № 195797 кл. F 16d 41/07, 1967 г, 503064

А-А

Составитель Л. Атрушкевич

Техред Т. Курнлко

Редактор И. Шубина

Корректор Т. Гревцова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 1303/2 Изд. ¹ 1324 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода Муфта свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в составе тормозов, управляемых сцепных, предохранительных и обгонных муфт и других механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении, приборостроении, подъемно-транспортных машинах и других видах техники
Наверх