Демпфер несущего винта вертолета

 

*. ДЕМПФЕР НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА, содержащий гидроцилиндр с поршнем и штоком, полости которого соединены между собой с помощью гидравлических каналов с клапанами, и упругий элемент, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона частот демпфируемыхколебаний, демпфер снабжен дополнительным гидро1щлиндром, соосным основному гидроцилиндру, при этом в дополнительном гидроцилиндре размещен поршень с полым штоком, внутри которого перемещается шток основного гидроцилиндра, причем торцы полого штока расположены в камерах, каждая из которых соединена с одной из полостей основного .гидроцилиндра, а упругий элемент вьтолнеи в виде пружин, размещенных с обеих сторон поршня дополнительного гидроцилиндра.2. Демпфер по п. 1, о т л и ч аю щ и и с я тем, что соотношение площадей торца штока дополнительного гидроцилиндра и поршня основного гидроцилиндра составляет 0,1-0,4.f/)Фиг.1слсо ;ох>&

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

О,ИЦМ

РЕСПУБЛИК (1Е 09 (51) 4 В 64 С 27/51

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 2045187/23 (22) 01..07.74 (46) 07. 10.86. Бюл. У 37 (72) М.А.Лейканд, О.П.Бахов, Л.Н.Гродко, Ю,М.Дорошенко, И,В.Курова, С.В.Львов и В.А.Минин (53) 629.7.035.62(088.8) (56) Братухин И.П. Проектирование и конструкции вертолетов. Оборонгиз, 1Ч55, с. 185, фиг. 138. (54)(57) 1. ДЕМПФЕР НЕСУЩЕГО ВИНТА

ВЕРТОЛЕТА, содержащий гидроцилиндр с поршнем и штоком, полости которого соединены между собой с помощью гидравлических каналов с клапанами, и упругий элемент, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью расширения диапазона частот демпфируемых колебаний, демпфер снабжен дополнительным гидроцилиндром, соосным основному гидроцилиндру, нри этом в .дополнительном гидроцилиндре размещен поршень с полым штоком, внутри которого перемещается шток основного гидроцилиндра, причем торцы полого штока расположены в камерах, каждая из которых соединена с одной из полостей основного .гидроцилиндра, а упругий элемент выполнен в виде пружин, размещенных с обеих сторон поршня дополнительного гидроцилиндра.

2. Демпфер по п. 1, о т л и ч аю шийся тем, что соотношение площадей торца штока дополнительного Я гидроцилиндра и поршня основного гидроцилиндра составляет 0,1-0,4. (519908

Изобретение относится к вертолетостроению и, в частности, к демпферам несущего винта вертолета, используемым в качестве устройств, демпфирующих колебания лопастей в плоскости их вращения.

Известен демпфер несущего винта вертолета, содержащий гидроцилиндр с поршнем и штоком, полости которого соединены между собой с помощью гидравлических каналов с клапанами, и упругий элемент (1).

Целью изобретения. является расширение диапазона частот демпфируемых колебаний нри низком уровне нагрузок, действующих на лопасть в полете.

Это достигается благодаря тому, что предлагаемый демпфер снабжен дополнительным гидроцилиндром, соос ным основному гидроцилиндру, при этом в дополнительном гидроцилиндре размещен поршень с полым штоком, внутри которого перемещается шток основного гидроцилиндра, причем торцы полого штока расположены в камерах, каждая

2S из которых соединена с одной из полостей основного гидроцилиндра, а упругий элемент выполнен в виде пружин, размещенных с обеих сторон поршня дополнительного гидроцилиндра.

При этом выгодное соотношение площацей торца штока дополнительного гид. роцилиндра и поршня основного гидроцилнндра составляет 0,1-0,4.

На фиг. 1 изображена втулка несу- 35 щего винта вертолета с демпфером, общий вид, на фиг. 2 — схема предлагаемого несущего винта вертолета, на фиг. 3 — график зависимости эквивалентного коэффициента демпфирова- 40 ния частоты колебаний.

Демпферы расположены в рукавах втулки несущего винта. Корпус 1 демл" фера соединен с кронштейнами 2 цапфы осевого шарнира, а шток 3 демпфе- 45 ра — с пальцем 4 горизонтального шарнира. Демпфер состоит из основного демпфирующего гидроцилиндра 5 с поршнем 6 и штоком 7. К основному гидроцилиндру 5 присоединен соосный 50 с ним дополнительный демпфирующий гицроцилиндр 8 с поршнем 9 и полым штоком 10.

Полости основного гидроцилиндра 5 соединены между собой с помощью гид равлических каналов, с клапанами 11, а полости дополнительного гидроцилиндра 8 — с помощью гидравлических каналов с клапанами 12. Клапаны 11 и 12 дают линейную зависимость перепада давления от расхода.

Основной и дополнительный гидроцилиндры расположены в общем корпусе и связаны между собой гидравлически .

Внутри полого штока 10 дополнительного гидроцилиндра 8 перемещается шток

7 основного гидроцилиндра 5, выполненный сквозным, Один торец полого штока 10 входят в камеру 13 в корпусе основного гидроцилиндра.5, а другой — в камеру 14, соединенную со второй полостью 15 основного гидроцилиндра 5. Соотношение площадей торцов штока 10 дополнительного гидроцилиндра 8 и поршня 6 основного гидроцилиндра 5 составляет 0,1-0,4. С обеих сторон поршня 9 дополнительного гидроцилиндра 8 расположен упругий элемент в виде пружин 16.

Демпфер работает следующим образом.

Колебания лопасти относительно вертикального шарнира сообщаются корпусу 1 демпфера. Под действием периодически изменяющегося перепада давления, возникающего при перетекании жидкости через клапаны 11 и.подводимого к плавающему штоку 10 соответствующим образом деформируются пружины 16. Колебания штока 10 демпфируются в дополнительном гидроцилиндре 8 в .результате перетекания жидкости через клапаны

12.

При низких частотах колебаний, характерных для земного резонанса, основная доля хода демпфера приходится на основной демпфирующий гидроцилиндр 5, создающий .требуемое демпфирование энергии этих колебаний.При высоких частотах колебаний лопасти в полете сопротивление, оказываемое основным демпфирующим гидроцилиндром

5, возрастает по сравнению с сопротивлением пружин 16 и благодаря малому ходу основного гидроцилиндра нагрузка, создаваемая демпфером, снижается. При этом в дополнительном гидродемнфере, ход которого относительно велик, происходит требуемое рассеивание энергии высокочастотных колебаний.

Рассмотренные свойства демпфера характеризуются графиком зависимости

3 519908 4 относительного эквивалентного коэф- ния, получаемого при низкой частоте фициента демпфирования колебаний лопасти в случае земного резонанса, что соответствует требуеК экю мому демпфированию проходных гармогде К вЂ” коэффициент демпфирояа- 5 .ник колебаний лопасти. эк6 ния эквивалентного демп- Предлагаемый демпфер несущего.винфера с параллельным соеди- та вертолета создает меньщие нагрузнением демпфирующего и ки на лопасть, чеМ применяемые в верупругого элементов, толетах демпферы с фрикционной харакК вЂ” коэффициент демпфирования теристикои, обеспечивая при этом не"10 основного демпфирующего обходимое демпфирование колебаний гидроцилиндра лопасти в полете и при земном резоот частоты колебаний. В области вы- нансе. Это позволяет существенно соких частот коэффициент демпфирова- увеличить ресурс лопастей и снизить ния составляет около 407. от значе- 5 вес втУлки несУщего винта.

6!

Корректор Л.Патай

Редактор П.Горькова Техред И.Попович

Подписное

Заказ 5452/1 Тирам 4ОЗ

ВНИИПИ Государственнбго комитета СССР по делам изобретений и аткрькгий

113035, Москва, Ж-35, Раувекаа наб., д. 4/5

Производственно- полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул,Проектная, 4

Демпфер несущего винта вертолета Демпфер несущего винта вертолета Демпфер несущего винта вертолета 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к вертолетостроению, в частности к гидравлическим демпферам, предназначенным для гашения колебаний лопастей несущего винта вертолета

Изобретение относится к демпферам вибраций, в частности, для несущего винта вертолета

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих и рулевых винтов вертолетов. Винт (3, 3') вертолета (1) содержит приводной вал (10), вращающийся вокруг первой оси (А), втулку (11), установленную с возможностью вращения как единое целое с приводным валом (10) вокруг первой оси (А), и несколько лопастей (12), выступающих из втулки (11) с противоположных сторон от первой оси (А) и удлиненных вдоль соответствующей второй оси (В), перпендикулярной первой оси (А). Каждая лопасть (12) выполнена с возможностью перемещения по отношению к втулке (11) и другой лопасти (12) вокруг соответствующей третьей оси (С), перпендикулярной соответствующей второй оси (В). Винт (3, 3') содержит несколько гасителей (40) колебаний, предназначенных для демпфирования колебаний соответствующей лопасти (12) относительно соответствующей третьей оси (С) и содержащих соответствующие первые части (41), способные перемещаться как единое целое с соответствующей лопастью (12) вокруг соответствующей третьей оси (С). Гасители колебаний (40) содержат соответствующие вторые части (42, 46а, 46b), упруго соединенные с соответствующими первыми частями (41) и функционально соединенные друг с другом. Упрощается конструкция и техническое обслуживание винтов вертолета. 3 н. и 8 з.п. ф-лы, 6 ил.
Наверх