Механизм подвески реечной шестерни

 

и 11 540729

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.05.74 (21) 2026648/08 с присоединением заявки № (51) М. Кл 2 В 24В 47(04

Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.924.01 (088.8) Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 04.01.(7 (72) Авторы изобретения

В. А. Малык, Б. Б. Гельман, Ю. Р. Моргулис и К. К. Карасев (71) Заявитель

Одесское специальное конструкторское бюро специальных станков (54) МЕХАНИЗМ ПОДВЕСКИ РЕЕЧНОИ ШЕСТЕРНИ

Гасударственный комитет (23) Приоритет

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в приводах поступательного перемещения рабочего органа станка.

Известен реечный механизм для привода стола обдирочно-шлифовального станка, в котором реечная шестерня с двумя приставными ребордами смонтирована в люльке, шарнирно закрепленной в неподвижной раме и может самоустанавливаться только в одной вертикальной плоскости, перпендикулярной к оси вращения шестерни.

Однако этот механизм не обеспечивает компенсацию возможных перекосов реечной шестерни в поперечной плоскости, что снижает работоспособность реечного зацепления.

Целью изобретения является устранение возможных поперечных перекосов в зацеплении шестерни с рейкой и обеспечение самоустаповки реечной шестерни в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.

Это достигается тем, что между основанием и рамой дополнительно установлена обойма, в которой рама смонтирована с возможностью качания относительно выполненных на ней опорных цапф, оси которых перпендикулярны к оси качания люльки.

Кроме того, для предотвращения выхода реечной шестерни из зацепления с рейкой в случае поломки TopclloHQB люлька снабжена регулируемым упором, взаимодействующим с основанием, На фиг. 1 показан предлагаемый механизм, вид спереди; на фиг. 2 — то же, в плане; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг.

4 — - вид по стрелке Б на фиг. 1; на фиг. 5 показан разрез по  — В на фиг. 2; на фиг. 6— разрез по à — Г на фиг. 2, Реечная шестерня 1 с ребордами 2 установ10 лена на валу 3 в люльке 4, закрепленной шарнирно в раме 5 на оси 6, параллельной оси вращения шестерни 1. Рама 5, в свою очередь, смонтирована на шарнирных опорах в обойме, состоящей из стоек 7, в разъемных голов15 ках которых смонтированы опорные цапфы 8 рамы 5, ось которых перпендикулярна к оси вращения шестерни 1. Стойки 7 установлены на основании 9 обоймы.

Торсионная подвеска люльки 4 состоит из

20 стойки 10, закрепленной на основании 9, торсионов 11, на которых закреплены рычаги 12 с роликами 13, упирающимися в люльку 4.

Свободные концы торсионов 11 несут рычаги

14, в одном из которых сидит шарнирная гай25 ка 15, а в другой — шарнирный подпятник 16.

В шарнирную гайку 15 ввинчен разжпмной винт 17, который взаимодействует с шарнирным подпятником 16.

Б основание 9 ввернута шпилька 18, верх30 нпй конец которой пропущен через отверстие

540729 в люльке 4 и снабжен комплектом сферических шайб 19, замкнутых гадкой 20. В нижнюю часть люльки 4 ввернут регулируемый упор 21.

При перемещении рабочего органа станка, например стола, приставные реборды 2 обкатываются по планкам рейки, прижимаясь к ним с усилием, создаваемым торсионами 11, предварительно закрученным разжимным винтом 17. Постоянство контакта приставных реборд 2 с планками рейки, а следовательно, необходимое распределение зазора в паре шестерня-рейка не зависит от геометрических погрешностей направляющих станины и их износа, так как люлька 4, несущая реечную шестерню 1 имеет возможность покачиваться в двух взаимно-перпендикулярных направлениях (вокруг оси 6 и оси цапф 8). В аварийных ситуациях, когда рейка выходит из зацепления с шестерней, величина хода шестерни 1 вверх под действием торсионов 11 ограничена регулируемым упором-шпилькой 18. В случае поломки торсионов 11 выход реечной шестерни 1 из зацепления с рейкой ограничен регулируемым упором 21.

Формула изобретения

1. Механизм подвески реечной шестерни преимущественно шлифовально-обдирочных станков, выполненный в виде несущей реечную шестерню, поджимаемую к рейке, например, торсионами, люльки, качающейся на оси, 1р установленной в смонтированной на основании раме, отличающийся тем, что, с целью устранения возможных поперечных перекосов в зацеплении шестерни с рейкой, между основанием и рамой смонтирована обойма, в ко15 торой рама установлена с возможностью качания относительно выполненных на ней опорных цапф, оси которых перпендикулярны к оси качания люльки.

2. Механизм по п. 1, отличающийся

20 тем, что, с целью предотвращения выхода реечной шестерни из зацепления с рейкой в случае поломки торсионов, люлька снабжена регулируемым упором, взаимодействующим с основанием.

540729

Редактор О. Юркова

Заказ 2933/10 Изд. № 1911 Тираж 1068 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 (Составитель И. Тихомиров

Техред А. Камышиикова Корректор Е. Хмелева

Механизм подвески реечной шестерни Механизм подвески реечной шестерни Механизм подвески реечной шестерни Механизм подвески реечной шестерни 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к станкостроению и может быть использовано в конструкциях станков, где требуется обеспечить реверсирование узлов станка
Наверх