Способ определения износа деталей

 

О П И -<:— " - А Н-"И -Е ()545898

Свез Советских

Социалистических

Реслублик

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Допогпштельное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 17.11.75 (21) 2190749/28 (51) Л!.Кл. G 01 N 3 56 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.02.77. Бюллетень K 5 (45) Дата опубликования описания 17.03.77

Государственный комитет

Ссвета Министров СССР го делам изобретений и открытий (53) УДК 620.178.16 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ф. Н. Авдонькин и В. Е. Неустроев

Саратовский политехнический институт (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ

Изобретение относится к испытаниям на износостойкость деталей машин, в частности шеек валов двигателей внутреннего сгорания.

Известен способ определения износа по разности размеров отпечатков искусственной измерительной базы до и после изнашивания (1).

Способ предусматривает получение отпечатка с помощью пластичного материала, например свинца.

Недостатками этого способа являются необходимость разборки подвижного сопряжения для замера износа и силовые воздействия при получении отпечатка.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является способ определения износа деталей, заключающийся в том, что на изнашиваемой поверхности создают искусственную измерительную базу, получают с помощью твердеющей массы отпечатки этой базы до и после изнашивания, измеряют размеры отпечатка искусственной базы и по изменению этих размеров определяют износ (2).

Недостатком этого способа является необходимость разборки подвижного сопряжения для замера износа.

Цель изобретения — определение износа вала в месте его установки в опоре скольжения без разборки опоры.

Для этого по предлагаемому способу в крышке опоры выполняют сквозное отверстие, поворачивают вал до совмещения искусственной базы с осью отверстия, вставляют в него трубку, заполняют ее твердеющей массой и после затвердеванпя массы извлекают трубку вместе с затвердевшей массой, а в случае определенпя износа при трении со смазкой отверстие выполняют в напменес нагруженной части опоры и закрывают его в процессе изнашивания съемной заглушкой.

Способ поясняется чертежом.

В крышке 1 опоры сверлят отзсрстие 2 в наименее нагруженной зоне. Отвсрстие закрывают заглушкой 8. Ось отверстия 2 располагают в плоскости искусственных баз 4, которые выполняют на исследуемой шейке вала 5. Одну из искусственных баз 4 совмещают с отверстием 2, проворачивая вал 5. Для получения слепка в отверстие 2 вводят трубку б, заполняют ее твердеющей смесью 7, прижимают к валу 5 и удерживают в таком состоянии до затвердеванпя смеси. После затвердеваппя смеси трубку 6 удаляют вместе со слепком искусственной базы, а отверстие 2 закрывают заглушкой 8.

В случае применения нескольких искусственных баз проворачивают вал до совмещения оси отверстия со следующей искусствеnной базой, повторяют этп операции до полуФормула изобретения

Составитель В. Поздняков

Те род Л. Кочемирова

1зед- ктор И. Бродская

Корректор В. Гутман

Заказ 124/295 Изд. ¹ 435 Тираж 1054 Подписное

ЦНИИПИ Государственно."о комитета Совета Мнннст,",ов СССР го дела:I изобретений и открытий

Москва, i -35, Раушскаи наб., д. 4, 5

Тпп. Харьк. фил. пред. «Патент» чения слепков всех искусственных баз, измеряют слепки и затем, закрыв высверленное отверстие 2 заглушкой 8, проводят изнашивание. После изнашивания повторяют получение и измерение слепков искусственных баз.

Об износе судят по изменению этих размероз.

Измерения могут быть проведены на любом этапе процесса изнашивания.

1. Способ определения износа деталей, заключающийся в том, что на изнашиваемой поверхности создают искусственную измерительную базу, пол учают с помощью твердеющей массы отпечатки этой базы до и после изнашивания, измеряют размеры отпечатка искусственной базы и по изменению этих размеров определяют износ, о т л II; а ю щ и йс я тем, что, с целью определеннч износа вала в месте его установки D споре скольжения без разбо1зки OIIOpbI, B крь1ш«е GIIOpbI FbiIIG,iняют сквозное отверстие, поворачивают I.Bë до совмещення искусственной базы с осью отверстия, вставляют в него трубку, заполняют ее твердеющей массой и после затвердевания массы извлекают трубку вместе с затвердевшей массой.

2. Способ по п. 1, отличаюшнйся тем, что в случае определения износа при трении со смазкой отверстие вь|полняют в наименее нагруженной части опоры и закрывают его в процессе изнашивания съемной заглушкой.

Источники информации, принятые во внимание прп экспертизе:

1. Авторское свидетельство ¹ 151087, С 01 IX 3/56, 1962.

2. Пружанскпй Л. Ю. и др. «Применение стпракрила для снятия слепков при исследоваш;и шероховатости и износа поверхностей».

Способ определения износа деталей Способ определения износа деталей 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к методам измерений и может быть использовано при оценке качества шлифовального инструмента

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к устройствам для испытания материалов на износ

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при нанесении износостойких покрытий на трущиеся поверхности деталей, входящих во вращательные кинематические пары механизмов рабочих машин
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к проектированию, изготовлению, испытанию, эксплуатации, восстановлению и ремонту машин

Изобретение относится к испытаниям, в частности на термостойкость, и заключается в том, что поверхность испытываемого образца материала подвергают циклическому тепловому воздействию, включающему нагрев поверхности и последующее охлаждение, производя при этом контроль поверхности испытываемого образца материала

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к триботехническим испытания, в частности к способам получения циклической нагрузки при испытании на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике, в частности к испытаниям на трение и износ

Изобретение относится к испытательной технике и предназначено для экспериментально-расчетного определения параметров фрикционной усталости поверхностей твердых тел, контактирующих теоретически по линии, например, пар трения типа зуб-зуб в зубчатых передачах, колесо -дорожное полотно
Наверх