Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора турбогенератора
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН H $I
К ПАТЕНТУ
<»>546306
Свив Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительный к патенту— (22) Заявлено 26.! 1.7ч (21) 207814! /07 (23) Приоритет — (, 2) !5.12.73
i . 1) Р 23(>2406.8 (33) ФРГ (43) Опуб-пковапо 05.02.(7. Бюллетень Х2 5 (45) с1ата опубликования описания 19.04.77 (51) М.Кл.в Н 02 К 3/50
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 62!..313.322-81 (088.8) ll0 лелем изобретений и открытий (72) Авторы из.обретения
Иностранцы
Курт Егер, Ойген Кунц (ФРГ) и Еско Влах (СФРЮ) Иностранная фирма
«ББЦ АГ Браун, Бовери унд СИ» (Швейцария) (71) 3 аявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ
ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА
ТУРБОГЕНЕРАТОРА!
Изобретение относится к области электромашиностроения, преимущественно к производству турбогенераторов большой мощности.
Известно устройство для крепления лобоBbIx, частей обмотки статора турбогенератора большой мощности, согласно которому лобовые части обмотки зажимаются,между внешним и обращеннььм в сторону ведущего зазор а в нутр ен н ии кол ьцо м (1).
Известно также устройство,для крепления лобовых частей, в котором последние зажимаются между внешним и внутренним кольцом, причем внешнее кольцо посредством эластичного элемента соединено,с корпусом машины (2).
Однако известные .устройства недостаточно на дежны и случае, если между лобовой частью обмотки и корпусом возможно осевое перемещение из-.за различного по величине растяжения обеих деталей.
С целью повышения надежности, в описываемом устройстве введено дополнительное опорное кольцо, жестко прикрепленное к корпусу и раоположенпое коаеосиально внешнему кольцу, а эластичный элемент размещен,между внешним и опорньвм |кольцами, причем повтеречное,сечение эластичного элемента имеет трапециевидную форму. При этом дополнительное опорное кольцо может быть выполнено из пластмассы, армированной стеклово2 локном, а эластичный элемент — в виде кольца либо в виде сегментов, равномерно расггредеlpHHbIY по окружности. Опорное кольцо имеет выемки для размещения эластичного
"-:ë:åìåíTà, причем между сегментами эластичного зле мента расположены жесткие элементы в виде сегментов с .пазами, в которые входят закрепленные на внешнем кольце штифты, !
0 На фиг. 1 показан турбогенератор в месте расположения лобовых частей обмотки в продольном разрезе; на фпг. 2 — то жс, вид с торца, на фиг. 3 сечение по А — А на фиг.2.
Оилорное кольцо 1 закреплено жестко в !
5 корпусе 2 машины с шихтованным сердечником 3. Опорное кольцо 1 на своей внутренней поверхности, обращенной к внешнему кольцу 4, имеет выточ|ку, чья внутренняя поверхность 5 наклонена к оси машины. Зта вы2о точ ка переходит.в вертикальный уступ, а он— в цилиндрическую поверхность, параллельную оси машины, причем часть опорного кольца 1 по .внутреннсму диаметру только немного больше, чем внешний диаметр внешнего кольца 4. На внутренней поверхности эластичного элемента 6 предусмотрено несколько надрезов 7, расположенных рядом друг с другом в осевом направлепии и проходящих по всему периметру. Они служат для повы30 шения эластичности в осевом направлении.
546306 иг 1
В случае, если эластичные элементы 6 выпал иены в;виде сегментов 8, то они равнамерно распределены и закреплены на наружной поверхности 9 внешнего кольца 4. В,промежуточном пространстве (зазоре) по окружности внешнего кольца 4 предусмотрены также в форме сегментов жесткие конструктивные элементы 10, которые снабжены пазами, проходящими в осевом направлении.
На наружной поверхности 9 внешнсго кольца 4 предусмотрены сверления,,проходящие в радиальном направлении, в которые уста.новлены штифты 11, которые, в свою очередь, входят в пазы жестких конструктивных элементов 10. В нутреннее опорное .кольцо на фиг. 1 обозначено позицией 12.
Формула изобретения
1. Устройство для,крепления лобовых частей обмотки статора турбогенератора большой мощности, в котором между лобовой частью обмотки и корпусом возможно осевос перемещение из-,за различного по величине растяжения обеих деталей, включающее два,кольца— внешнее и внутреннее, из которых внешнее посредством эластичного элемента соединено с кор пусом машины, о тли ч а ю ще еся тем, что, с целью повышения надежности, введено до полнптельное опорное кольцо, жестко прикрепленное к корпусу и расположенное коаксиально внешнему кольцу, а эластичный элеьмент размещен между, внешним я апорны м кольцами, причем поперечное сечение эластич ного элемента имеет тра пециевидную форму.
5 2. Устройство по п. 1, отличаю щ ее с я тем, что дополнительное опорное кольцо выполнено из пластмассы, а р мированной стекловолокном.
3. Устройство по пп. 1, 2, отл и ч а ю1О щ е е ся тем, что эластичный элемент выполнен в виде кольца.
4. Устройство по пп. 1, 2, о т л и ч а ю щ е еся тем, что эластичный элемент выполнен в виде сегментов, равномерно распределенных 5 по окружности.
5. Устройство по пп. 1 — 4, отл и ч а ющ е е с я тем, что дополнительное опорное кольцо имеет выем ки для размещения эластичного элемента.
6. Устройство по пп. 4, 5, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что между сегментами эластичного элемента рааположены жестиие элементы в виде сегментов с пазами, в которые входят за креплен ные на внешнем, кольце штифты.
Источники иноформации,,принятые во внимание при эксперпизе:
1. Лвторское свидетельство СССР № 314265,,по кл. Н 02 К 3/50.
2. Патент ФРГ № 1463796 по кл. 21 d 54 от 1969 г.
546306 вериг 2
Составитель В. Игнатов
Техред Е. Петрова
Корректор И. Симкина
Редактор В. Фельдман
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Заказ 121/300 Изд. ¹ 433 Тира>к 899 Подписное
ЦНИИГ1И Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5