Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора

 

Союз Советских Q П и С А Н И Я иалистимес

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11,04,75 (21) 2123381107 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.02.77. Бюллетень ¹ 7 (45) Дата опубликования описания 03.06.77 (51) М. г л.о 110 К3 50

Государственный комитет

Соавта Министоов СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 021.3133 .045. .8 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. И. Коровин и Б. В. Агапов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ

СТАТОРА

Изобретение относится к области крупного электромашиностроения и предназначено для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, в частности турбогенератора.

Известно крепление лобовой части обмотки статора при изготовлении генераторов (1,2), в котором лобовые части обмотки, выступающие за пределы сердечника, зафиксированы между собой с помощью планок, прилегающих к ним с наружной и внутренней сторон. Внутренние планки, расположенные со стороны оси симметрии статора, скреплены с удерживающими их кольцами. На наружные планки установлены кронштейны и между ними размещены распорные клинья. Кронштейны также скреплены между собой с помощью обхватывающих их двух колец, а между этими кольцаъп1 и нажимной плитой и корпусом статора установлены радиально и скреплены с ними пластинчатые пружины. Планки, кронштейны, клинья и пружины расположены равномерно по окружности.

Недостатком данной конструкции является сложность надежного соединения кольца и нажимной плиты через упругие пластины, что определяется большими радиальными усилиями, возникающими при сборке конструкции и неравномерном тепловом расширении, а также недо«.а ком места. Э то вынуждает присоединить второй ряд и. тастин:1с к нажимной плите, а прямо к ко1110су статора. тгто нежелательно, TBK как различие в в!!брани I кор1! ; Оа и нажимной плиты приводит к до!o«HIIJcлы:Омб

IIPp0!!1!. HHOMQ HB1p) )KPHHiO K0p3HI1I.Il:!Обов1.1х ча;тей. Кроме того, установка упругих 1:!"-,«1. - и вяза ;

С ПОЯВЛЕНИЕМ ДооаВОЧНЫХ Потспlт В Мстад.!С 1!Л 1:! l: и повышенным нагревом .!Ооо ".;.:.а.тей.

10 Известно также устройс т,:о „11 кр«!!л«1,!.,я;:Обовых частей обмотки статора, ш« .тoBQH!!ы:! 1;!к«! которого размешен между нажимными и:1итам11, содержащее три концентрично расположенных конических бандажных кольца, среднее из которых раЗМЕщЕНО МЕжду ЛВуМя СЛОЯМИ ЛОбОВЫХ т1ает:11 обмотки, а внутре IH«e и прилегающее к кронштейну, связанному подвижно в акхл-альном напраьлснии с нажимной плитой. «аруж1юе кольцо обхватывают лобовые части 12) .

Цель изобретения псвып ение надежносп! крепления.

Это достигается путем закреп; ения средне1о и внутреннего колец па кроны тей«." посредс твом скоб, установленных между головками лооовых частей, причем скобы. закреп!ляюшие среднее коль547923 цо, чередуются вдоль окружности со скобами, закрепляющими внутреннее кольцо.

Кронштейн со стороны наружного кольца может иметь выемку, а между торцами скоб и конических колец могут быть установлены упругие элементы, например пакет тарельчатых пружин.

На фиг. 1 показан общий вид крепления лобовых частей обмотки при помощи скоб; на фиг. 2— вид с торца на крепление лобовых частей; на фиг.3— вариант крепления скоб к держателю через промежуточное кольцо; на фиг. 4 — фиксация держателя относительно нажимного кольца; на фиг. 5— вариант жесткого крепления скоб на верхнем конусном кольце.

Лобовые части обмотки 1 нижним слоем уложены на конусное кольцо 2, которое установлено на кронштейне 3, упираясь своим основанием в выступ кронштейна. Верхний слой обмотки укладывается на конусное кольцо 4, выполненное из отдельных сегментов, и прижимается верхним конусным кольцом 5 с помощью скоб 6, закрепленных сверху на кронштейне 3 болтами 7. Среднее конусное кольцо 4 удерживается от смещения скобами 8, закрепленными на кронштейне 3 болтами 7.

На кронштейне 3 выполнены шлицы, которые сопряжены со шлицами на выступе нажимной плиты 9. Кронштейн прикрепляется к нажимной плите болтами, снабженными пружинами 10.

Верхние конусные кольца можно закрепить с помощью любых известных конструктивных элементов.

= :сс;с-мотренная конструкция может быть незна.;.;те.гьно видоизменена (см. фиг. 3, где скобы 8 и

6 прикреплены к кольцу 1, которое находится в пазу кронштейна 3) . Если в первом варианте (фиг. 1) количество скоб должно быть равно числу составных элементов кронштейна, то в варианте на фиг. 3 количество составных элементов кронштейна может быть уменьшено.

Лобовая часть обмотки 1, жестко закрепленная между конусными кольцами 5, 4, 2 с помощью коб 8, 6, прижата к кронштейну 3, установленному на нажимной плите 9, и не имеет возможности перемещаться в тангенциапьном и радиальном направлениях. При тепловом расширении проводников в обмотке развивающиеся усилия передаются через кольц 5, 4, 2, скобы 8, 6 на кронштейн 3, который, сжимая пружины 10, передвигается в осевом направлении в шпицах нажимной плиты 9, создавая тем самым определенную степень свободы перемещения лобовой части обмотки в аксиальном направлении.

В результате использования этого изобретения можно упростить имеющиеся крепления лобовых

5 частей, создать более технологичную в изготовлении и при монтаже конструкцию, но не менее надежную в механическом отношении. Одним из самых важ» ных преимуществ предлагаемой конструкции перед имеющимися является ее ремонтоспособность, так

1О как лобовую часть не нужно закреплять к кольцам гребенки и исключается сложное клиновое регулирующее устройство. Что касается механической прочности крепления, то сечения усеченных конусных колец и сечения стеклотекстолитовых скоб

15 можно выбирать с любым запасом прочности.

Формула изобретения

1. Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора, шихтованньгй пакет которого размещен между нажимными плитами, содержащее три концентрично расположенных конических бандажных кольца, среднее из которых размещено между двумя слоями лобовых частей обмотки, а внутреннее и прилегающее к кронштейну, связанному подвижно в аксиальном направлении с нажимной шштой, наружное кольцо обхватывают лобовые части, отличающееся тем, что, с целью повышении надежности крепления, среднее и внутреннее кольца закреплены на кронппейне посредством скоб, установленных между головками лобовых частей, прич чем скобы, закрепляющие среднее кольцо, чередуются вдоль окружности со скобами, закрепляющими внутреннее кольцо.

2. Устройство по п. 1, о тли ч а ю щ ее си тем, что кронштейн со стороны наружного кольца имеет

4О выемку.

3. Устройство по пп.1, 2, о тли ча ю шее ся тем, что между торцами скоб и конических колец установлены упругие элементы, например пакет тарельчатых пружин.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент Швейцарии И 402146, кл. 21 с(56/01, 1968, 2. Патент Великобритании Р 1127916, Н 2 А, 1968.

547923

Составитель Н. Гухоярская

Техред M. Левицкая

Редактор А. Осочников

Корректор А. Гриценко

Заказ 653/107

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4

Тираж 9 02 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области электротехники и касается изготовления роторов электрических машин

Изобретение относится к области электротехники и крупного электромашиностроения и может быть использовано в производстве гидрогенераторов, а именно в конструкциях бандажных колец

Изобретение относится к области электротехники и касается технологии электромашиностроения, в частности к контролю величин натягов горячей посадки бандажных колец роторов крупных электрических машин, например турбогенераторов

Изобретение относится к области электротехники и электромашиностроения и касается особенностей конструктивного выполнения катушек явных полюсов прямоугольной формы статоров явнополюсной электрической машины

Изобретение относится к способу фиксации проводников и катушек обмоток электрических машин и заполнения промежутков в обмотках электрических машин посредством протягивания шнуров-корделей из волокон, образующих фитиль, окруженный упругой и пропускающей пропитку оболочкой, причем распорное средство выбрано таким образом, что его толщина превышает заполняемое свободное пространство, куда оно втягивается и затем пропитывается

Изобретение относится к области электротехники, касается электрических машин и позволяет повысить надежность за счет исключения замыканий электрического тока через лобовые части обмотки и бандажные кольца

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к устройству для крепления концов витков статорной обмотки в динамоэлектрической машине

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в производстве крупных электрических машин с изоляцией "Монолит-4"
Наверх