Радиальная опора скольжения

 

О П И С А Н И Е « ) 552440

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 17.08.72 (21) 1822597/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.03.77. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 11.05.77 (51) М. Кл F 16С 17/14

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения

А. Я. Альпин и М. Я. Лауфер (71) Заявитель (54) РАД ИАЛ ЪНАЯ ОПОРА СКОЛ Ъ)КЕН ИЯ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к опорам скольжения.

Известна радиальная опора скольжения, содержащая установленный в корпусе вкладыш с карманом на рабочей поверхности, выполненной с антифрикционным слоем, картер со смазкой, расположенный на вале и с зазором по отношению к торцам вкладыша, а также устройство для подачи смазки под давлением из вращающегося картера в карман вкладыща, выполненное в виде трубок, один конец которых закреплен из вкладыша, а другой погружен в смазку (1).

Устройство работает следующим образом.

При отсутствии вращения вала смазка скапливается в нижней части картера, смонтированного на валу. При вращении вала с картером смазка под действием центробежных сил располагается по периферии внутренней кольцевой полости картера и при создании в смазке определенного давления по трубкам, закрепленным на вкладыше и погруженным в смазку, подается в карман вкладыша.

Недостатками такого устройства являются низкая надежность работы и незначительная несущая способность при малых оборотах вала, а также невозможность работы при перемене направления вращения вала.

Это устройство является близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Целью предлагаемого изобретения являются повышение надежности работы и несущей способности при малых оборотах вала, а также обеспечение работы при перемене направле5 ния вращения вала.

Указанная цель достигается тем, что малоотводящие трубки установлены наклонно в сторону, противоположную направлению вра10 щения вала, и снабжены на концах трубчатыми подпружиненными скребками с прорезями, контактирующими с внутренней поверхностью картера. Трубки установлены симметрично относительно продольной оси вала. Во вкла15 дыше выполнены отверстия, соединяющие трубки попарно между собой и с карманами вкладыша.

На фиг. 1 изображен продольный разрез опоры; на фиг. 2 дан разрез по А — А на

20 фиг. 1.

Предлагаемая опора состоит из корпуса 1, самоустанавливающегося по сфере вкладыша

2 с карманами Б, из цапфы вала 3, картера со смазкой, состоящего из двух частей 4 и 5, 25 расположенных с обоих торцов вкладыша 2.

Обе половины каждой части картера соединены плотно между собой захватами 6. Картер имеет ребра жесткости 7, предназначенные одновременно для увеличения поверхности теп30 лоотдачи картера от картера к окружающему воздуху.

552440

На внутренних боковых стенках картера выполнены кольцевые выступы 8, образующие лабиринтное уплотнение с ответными неподвижными выступами 9, препятствующими утечке смазки из подшипника. На торцах вкладыша 2 симметрично продольной оси вала с наклоном к горизонтальной плоскости установлены маслоотводящие трубки 10. Трубки состоят из двух частей: неподвижной 7, связанной с вкладышем, и подпружиненной

Д, имеющей прорезь Г. Трубки 10 соединены между собой и с карманами Б сверлением В.

Части 4 и 5 вкладыша закрыты снаружи перфорированным кожухом 11.

Работает опора следующим образом.

При вращении вала смазка, разгоняясь, образует на внутренней цилиндрической поверхности картера сплошной слой и вследствие давления, создаваемого динамическим напором, поступает через прорези Г маслоподающих трубок 10 и отверстие В в карманы Б. Отработавшая смазка по радиальному зазору стекает с торцов вкладыша снова в картер.

Если какая-либо часть картера станет переполняться смазкой, то слой, образуемый на внутренней цилиндрической поверхности этой части картера, станет толще и, следовательно, в маслоотводящую трубку будет поступать больше смазки, чем в противоположную трубку, связанную с ней отверстием В, и излишняя смазка перекачивается в другую часть картера, где смазки меньше.

Вращающийся картер создает вокруг себя принудительную циркуляцию воздуха, интенсифицируя тем самым процесс собственного охлаждения смазки.

Надежность работы опоры и несущая способность опоры при малых оборотах вала повышается за счет того, что маслоотводящие трубки 10 установлены наклонно в сторону, противоположную направлению вращения вала, и снабжены на концах трубчатыми подпружиненными скребками Д с прорезями, контактирующими с внутренней поверхностью картера.

Работа опоры при перемене направления вращения вала обеспечивается за счет установки маслоотводящих трубок 10 симметрично относительно продольной оси вала, а во

5 вкладыше выполнены отверстия В, соединяющие трубки 10 попарно между собой и с карманами Б вкладыша.

10 Формула изобретения

1. Радиальная опора скольжения, содержащая установленный в корпусе вкладыш с карманом на рабочей поверхности, выполненной с

15 антифрикцпонным слоем, картер со смазкой, расположенный на вале и с зазором по отношению к торцам вкладыша, а также устройство для подачи смазки под давлением из вращающегося картера в карман вкладыша, вы20 полненное в виде трубок, один конец которых закреплен- на вкладыше, а другой погружен в смазку, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы и несущей способности при малых оборотах вала, маслоотводящие трубки установлены наклонно в сторону, противоположную направлению вращения вала, и снабжены на концах трубчатыми подпружиненными скребками с прорезями, контактирующими с внутренней поверхностью

ЗО картера.

2. Радиальная опора по п. 1, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью подачи смазки по трубкам при перемене направления вращения вала, трубки установлены симметрично относиÇ5 тельно продольной оси вала.

3. Радиальная опора по пп. 1 — 2, отл ич а ю щ а я с я тем, что, с целью обеспечения постоянного уровня смазки в обеих частях картера, во вкладыше выполнены отверстия, 40 соединяющие трубки попарно между собой и с карманами вкладыша.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Книга «Конструкции точных приборов».

45 «Машгиз», 1960, с. 86 — 87, рис. 9, 7.

552440

Составитель Ю. Пешти

Редактор В. Зенкевич

Редактор А. Камышиикова Корректор Л. Брахнина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 687/3 Изд. № 315 Тираж 1159 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Радиальная опора скольжения Радиальная опора скольжения Радиальная опора скольжения Радиальная опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подшипниковым устройствам, а именно к антифрикционным покрытиям вкладышей, выполненных в виде пластин

Изобретение относится к подшипникам, предназначенным для использования в качестве смазываемых водой несущих опор валов гребных винтов

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипникам скольжения, и может найти применение при изготовлении опор гребных валов судовых валопроводов

Изобретение относится к судостроению, а более конкретно к судовым подшипникам гребных валов пропульсивных систем валопроводов

Изобретение относится к машиностроению, в частности, к строительству гидротурбин и может найти применение в других отраслях машиностроения

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в дейдвудном устройстве судна
Наверх