Регулируемое сопло

 

О П И С А Н И Е (1п 560077

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.03.75 (21) 2120517/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.05.77. Бюллетень № 20 (51) М. Кл г Г 02К 1/08

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений (53) УДК 621.438(088.8) и открытий

Дата опубликования описания 04.07.77 (72) Авторы изобретения

Н. Д. Коваленко, В. Ф. Бугаенко, А. T. Онищенко, В. С. Костенко и Г. А. Стрельников

Днепропетровское отделение института механики АН Украинской ССР (71) Заявитель (54) РЕГУЛИРУЕМОЕ СОПЛО

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано в отраслях народного хозяйства для регулирования расхода газа различных температур и давлений в условиях перегрузок и вибра«ий.

Известны регулируемые сопла содержащие кинематически связанную с приводом, установленную на направляющих центрального тела тарель для изменения проходного сечения сопла (1).

Однако недостатком таких устройств является малая надежность.

Целью изобретения является повышение надежности.

Достигается это тем, что направляющие тарели выполнены винтовыми, а привод — в виде поршня, помещненого в цилиндр, выполненный в тарели, и установленного на винтовых направляющих центрального тела, противоположных по закрутке направляющим тарели, а последняя и поршень связаны между собой с возможностью осевого относительного перемещения.

На чертеже изображено предлагаемое регулируемое сослл, продольный разрез.

Регулируемое сопло содержит корпус 1, в котором жестко закреплено центральное тело

2 со сквозным осевым каналом 3 для перемещения золотника 4.

На центральном теле 2 выполнены винтовые направляющие 5 и 6, имеющие противоположную закрутку (например, винтовая направляющая 5 имеет правую закрутку, а на5 правляющая 6 — левую. На винтовой направляющей 5 центрального тела установлена регулировочная тарель 7, снабженная продольными направляющими 8. На винтовой направляющей 6 установлен поршень 9. В центральlO ном теле выполнены отверстия 10 и 11, предназначенные для соединения полости 12 высокого входного давления и полости 13. К корпусу 1 центральное тело крепится при помощи гайки 14.

15 В процессе работы регулируемого сопла положение регулировочной тарели 7,по отношению к корпусу 1 определяют параметры истекающего из сопла потока газа. Для изменения положения тарели 7 по отношению к

20 корпусу 1 служит привод, состоящий из поршня 9, центрального тела 2, винтовых направляющих 8. Если, перемещая золотник 4, соединить полость 12 входного давления газа, с полостью 13, то газ высокого давления по25 падает в полость 13 н равномерно действует на внутренние поверхности тарели 7 и поршня

9. Силы, действующие на внешнюю и внутреннюю поверхности тарели 7, частично уравновешиваются. Поршень 9 под действием не33 уравновешенной силы давления газа на его

560077

Формула изобретения

10 9 /у

Составитель В. Ьяземцева

Корректор Л. Орлова

Редактор Е. Дайч

Текред H. Аук

Заказ 1394/20 Изд. M 503 Тираж 693 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Я -35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 поверхность перемещается и, поскольку он посажен на винтовой направляющей, поворачивается вокруг оси центрального тела 2. При этом он приводиг,во .вращение тарель 7, поскольку связан с ней посредством продольных направляющих 8. В результате тарель 7 перемещается вдоль оси центрального тела 2, поскольку она посажена на винтовой направляющей 5, и уменьшает проходное сечение сопла. Для увеличения проходного сечения необходимо переместить золотник 4 так, чтобы разъединить отверстия 10 и 11 частично или полностью. Тогда давление газа внутри полости 13 частично или полностью падает, и тарель 7 под действием давления газа на ее внешнюю поверхность передвигается вдоль оси центрального тела, при этом она поворачивается и поворачивает вокруг оси центрального тела 2 поршень 9, в результате чего он также перемещается навстречу тарели7.

Виброустойчивость и нечувствительность к перегрузкам в предлагаемом устройстве обеспечивается тем, что связь между поршнем и тарелью выполнена в виде винтовых направляющих противоположной закрутки, а массы поршня и тарели выбраны равными по величине.

В связи с совмещением поршня и тарели габариты и вес pery.лировочного сопла значи5 тельно уменьшены, а быстродействие увели.ено.

Регулируемое сопло, содержащее кинемати10 чески связанную с приводом, установленную на направляющих центрального тела тарель для изменения проходного сечения сопла, отл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, направляющие тарели выполне15 ны винтовыми, а привод — в виде поршня, помещенного в цилиндр, выполненный в тарели, и установленного на винтовых направляющих центрального тела, противоположных по закрутке направляющим тарели, а послед20 няя и поршень связаны между собой с:возможностью осевого относительного перемещения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

25 1. Патент США № 3604860, кл. 239 — 365, 1970.

Регулируемое сопло Регулируемое сопло 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетических установок, а именно к ракетным двигателям, и может быть использовано при оптимизации массово-энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), а именно при разработке и создании камер ЖРД с неохлаждаемой удаляемой сопловой вставкой

Изобретение относится к двигателестроению

Изобретение относится к силовой установке летательного аппарата, содержащей расположенный в корпусе турбореактивный двигатель и конус реактивного сопла, наружная поверхность которого является внутренней стороной, ограничивающей в радиальном направлении кольцевой канал потока первого контура турбореактивного двигателя, причем данный конус реактивного сопла неподвижно установлен в задней части корпуса двигателя

Газотурбинный двигатель содержит выходное устройство с выпускной системой внутреннего контура и механизм осевого смещения. Выпускная система внутреннего контура включает профилированное центральное тело, выходное сопло внутреннего контура вокруг профилированного центрального тела с образованием канала между ними и плоскость смешения на периферийном конце выходного сопла. Механизм осевого смещения выполнен с возможностью изменения размера площади плоскости смешения, за счет смещения выходного сопла внутреннего контура. В другом варианте газотурбинный двигатель содержит выходное сопло внутреннего контура с лепестковым смесителем, конусообразное профилированное центральное тело и комбинированное выхлопное сопло. Лепестковый смеситель выполнен с возможностью перемещения по оси между первым положением и вторым положением. На периферийном конце выходного сопла поперечное сечение канала внутреннего контура имеет максимальную площадь в первом положении и минимальную - во втором положении. Поперечное сечение канала наружного контура имеет минимальную площадь в первом положении и максимальную - во втором положении. Изобретение позволяет снизить шум газотурбинного двигателя на взлете, а также снизить потери на режиме крейсерского полета. 2 н. и 18 з.п. ф-лы, 5 ил.
Наверх