Трибометр

 

О П И С A Н И E 560I70

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 11.07.75 (21) 2154913/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.05.77. Бюллетень № 20

Дата опубликования описания 11.07.77 (51) М. Кл G 01N 19/02

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изооретений н откамтий (53) УДК 620.178.162.4 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

М. М. Куляко, Л. H. Самсонов, И. И. Беркович и H. В. Корзин

Калининский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (54) ТРИБОМЕТР

Изобретение относится к области испытания материалов и касается техники определения фрикционных свойств материалов.

Известны трибометры, содержащие корпус, привод подвижного образца, нагружающее устройство и систему регистрации сил трения.

Однако такие трибометры имеют низкую точность измерения сил трения, обусловленную потерями на трение в опорах, через которые передаются нагрузки на образцы.

Известен также трибометр, содержащий держатели образца и контробразца, привод образца, выполненный в виде маятника, приспособление для прижима образца к контробразцу и взаимодействующее с маятником измерительное устройство.

Однако в этом трибометре максимальная скорость скольжения ограничена углом отклонения маятника, который не может превышать 180 .

Цель изобретения — расширение диапазона исследуемых скоростей трения.

Это достигается тем, что предлагаемый трибометр снабжен вторым маятником, который установлен на одной оси с первым и связан с держателем контробразца.

На чертеже изображен предлагаемый трибометр.

Он содержит корпус 1, маятник 2 с держателем 3 образца 4, который установлен на оси 5. На этой же оси 5 установлен второй маятник 6 с держателем 7 контробразца 8.

Для отвода обоих маятников 2 и 6 от положения равновесия трибометр снабжен шкивом 9 и тросами 10, связывающими шкив 9 с маятниками 2 и 6. Держатель 7 контробразца 8 содержит пуансон 11, взаимодействую10 щий с якорем электромагнита 12, неподвижно закрепленный на держателе 7. Пуансон 11 в исходном положении удерживается пружиной

13. На маятнике 2 установлен кулачок 14, а на маятнике 6 — пусковая кнопка 15, связы15 вающая источник электрического напряжения с электромагнитом 12.

Для регистрации сил трения в держателе 3 образца 4 установлен двухкомпонентный динамометр 16, подключенный к тензометриче20 скому усилителю 17 и шлейфовому осциллографу 18, который включен в цепь электрического напряжения через кнопку 15.

На маятниках 2 и 6 установлены грузы 19.

Трибометр работает следующим образом.

25 Маятники 2 и 6 вращением шкива 9 разводят на требуемый угол и фиксируют в данном положении тормозом шкива (на чертеже не указан).

Затем тормоз выключают, и маятники 2 и

30 6 свободно опускаются под действием сил

560170

Формула изобретения

Составитель Н. Алексеев

Техред М. Семенов

Корректор Л. Орлова

Редактор О. Юркова

Заказ 1465/9 Изд. № 471 Тираж 1109 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 3(-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 тяжести. В момент времени, предшествующий схождению маятников 2 и 6, кулачок 14 включает кнопку 15, .которая включает электромагнит 12 и механизм протяжки диаграммной ленты осциллографа 18. При этом якорь электромагнита 12, сжимая пружину 13, надавливает на пуансон 11, который в свою очередь прижимает контробразец 8 к образцу 4. Усилие прижатия регулируется величиной тока питания электромагнита и регистрируется так же, как и сила трения, с помощью двухкомпонентного динамометра 1б осциллографом

18. Когда кулачок 14 выходит из соприкосновения с кнопкой 15, электромагнит обесточивается, а протяжка ленты осциллографа выключается.

Благодаря наличию двух маятников 2 и б, движущихся навстречу друг другу, скорость скольжения удваивается. Изменение скоростей в процессе соприкосновения образца с контробразцом регулируется подбором масс держателей 3 и 7 образца и контробразца и сменных грузов 19.

Трибометр, содержащий держатели образца и контробразца, привод образца, выполненный в виде маятника, приспособление для прижима образца к контробразцу и взаимодействующее с маятником измерительное устройство, отличающийся тем, что, с це15 лью расширения диапазона исследуемых скоростей трения, он снабжен вторым маятником, который установлен на одной оси с первым и связан с держателем контробразца.

Трибометр Трибометр 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области трибометрии, в частности, к конструкциями устройств для прецензионных исследований процессов трения и износа как в присутствии смазочных материалов различного типа, так и в их отсутствии (при изучении процессов "сухого трения" конструкционных материалов)
Изобретение относится к способам исследования, в частности к способам контроля равномерности распределения компонента в смеси, используемым при контроле гомогенизации смеси смешиваемых компонентов, и может быть использовано в химической промышленности

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к машиностроению, к области теории механизмов и машин и может быть использовано в качестве установки для определения коэффициентов трения покоя и движения для различных твердых материалов

Изобретение относится к области сельскохозяйственного машиностроения и предназначено для использования при исследовании устройств, транспортирующих сыпучие материалы с помощью вибрации

Изобретение относится к средствам исследования материалов механическим способам, а именно к средствам оценки коэффициента сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к материаловедению и может быть использовано для определения фрикционных свойств волокна, в частности волокна волос

Изобретение относится к области исследования материалов механическими способами, в частности к определению коэффициента трения

Изобретение относится к измерению коэффициента сцепления колеса, например автомобильного, с дорожным покрытием
Наверх