Коробка передач

 

ОП ИСА

ИЗОВРЕТЕ

Союз Советских

С оциалмстических

Республик

g д3ТСФСКОМУ СВОД (61) Дополнительное к авт. сви (22) Заявлено03.11.75 (21) 21 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.07.77.Б

3/00

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изооретенийи открытий

21. 316.

088.8) (45) Дата опубликования опис

Е.Е, Богдашич (72) Автор изобретения (71) Заявитель

Институт проблем надежности и долговечности машин

АН Белорусской ССР (54) КОРОБКА ПЕРЕйАЧ

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Известны синхронизаторы инерционного типа, содержа цие шлицевую муфту, одна из 5 полумуфт которой устанавливается на валу коробки передач, а другая закрепляется на зубчатом колесе, кольцо с отверстиями, взаимодействующие с закрепляемой на зубчатом колесе полумуфтой фрикционпые дис- !О ки, соединенные штифтами, имеющими кольцевые пазы, взаимодействующие с отверс-. тиями кольца (1).

Наиболее близким по технической сущности. и достигаемому эфйектч к настояще- 15 му из обре-гс. цию является коробка передач, с одержан ая вал, свободно сидящие на нем зубчатые колес» и установлс нный на валу между зубчатыми колесами синхронизатор, включающий шлицевую муфту, выполненную из двух 20 взаимодействующих одно с другим и с валом коробки пер дач концентрических колец и взаимодействующего с ними упругого элемента, подиижшле вдоль вала и взаимодействукяцие с зубчачыми колесами фрикцион- 25 ные .ольца и соединяющие их штифты, взаимодействующие cD ищицевой муфтой (2).

Недостатком известных устройств является малая надежность работы устройства, связанная с повышенным износом фрикционных поверхностей синхронизатора из-за Неравномерного давления на них, llew изобретения — повышение надежности коробки передач . в раб оте, Эта цель достигается тем, что во внутреннем кольце шлицевой муфты выполнено радиальное отверстие, на внутренней поверх ности наружного кольца шлицевой муфтыпродольные пазы на валу — кольцевые пазы, а синхронизатор снабжен размещенным в радиальном отверстии сухарем, входящим в пазы наружного кольца шлицевой муфты и в пазы вала коробки передач, На фиг. 1 изображена коробка передач, поперечный разрез; на фиг.2 — разрез А-А фпг, 1, Коробка передач содержит вал 1 и сВо бодно сидящие па пем зубчатые колеса 2 и 3. На ва: у 1 между зубчатыми колесами 2 и 3 установлен синхронизатор, вклю564473 н к.>.чнн1 tы ицевую муфту, выполненную из двух в...,имодействующих одно с другим и с валок 1 концентрических колец 4 и 5 и взаимодействующего с ними упругого элемента, представляющего собой фиксатор 6, пружину 7 и регулировочный винт 8, подвижные вдоль вала 1 и взаимодействующие с зубчатыми колесами 2 и 3 фрикционные кольца 9 и 10 и соединяющие эти кольца штифты 11, Штифты проходят через 10 отверстия 12 в наружном кольце 5 шлицевой муфты и имеют продольные пазы 13

На внутреннем кольце 4 шлицевой муфты выполнено радиальное отверстие 14. На внутренней поверхности наружного кольца 1

5 выполнены продольные пазы 15, а на валу 1 - кольцевые пазы 16 и 17. В отверстии 14 размещен сухарь 18, входящий в пазы кольца 5 и вала 1. Для лучшей взаимной фиксации колец 4 и 5 на наружной поверхности кольца 4 выполнен кольцевой паз

19, в который входит фиксатор 6. Для удержания колец 9 и 10 в нейтральном положе нии служит установленный в кольце 5 упругий элемент 20, Коробка работает следующим образом, Для включения заданной передачи воздействуют на кольцо 5, перемещая его в сторону зубчатого колеса 2 или 3. Вместе с кольцом 5 перемещаются кольца 9 и 10, удерживаемые упругим элементом 20. После соприкосновения кольца 9 или 10 с зубчатым колесом 2 или 3 соответственно и сжатия их, под действием момента трения и из-за разносги угловых скоростей зубчатых колес и муфты кольцо 5 поворачивается относительно кольца 4. Сухарь 18, входя в паз 15 кольца 5, входит в паз

16 или 17 вала 1, кто вызывает защемление кольца 4 на валу 1. Взаимодействие пазов 13 штифтов 11 с отверстиями

12 в кольце 5 приводит к взаимному осевому смещению штифтов 11 и кольца 5.

Так как в сторону колеса 2 или 3 включаемой передачи кольцо 9 или 10, а вместе с ними и штифты 11 перемещаться не могут, то кольцо 5 сдвигается относитель но кольца 4 в осевом направлении, преодолевая сопротивление фиксатора 6. Пере мещение оканчивается в момеы со;ч новения поверхностей штиф/ oL 1 1 с ь ли ijtрической поверхностью отверстий 12 кол ца 5. Г!ри этом ца трущихся поверхностях колес 2 и 3 и колеи 9 и 10 (соответственно) фиксируется давление, определяемое формой переходной поверхности паза штифта 11 и регулировкой пружины 7.

После выравнивания угловых скоростей вклю= ° ченного колеса 2 или 3 и вала 1, прекращается блокирующее действие сухаря 18, кольцо 4 под действием фиксатора 6 перемещается в сторону кольца 5 и соединяет колеса 2 или 3 с валом 1, включая тем самым заданную передачу.

Ф ормула изобретения

Коробка передач, содержащая вал, свободно сидящие на нем зубчатые колеса и установленный на валу между зубчатыми колесами синхронизатор, вклк чающий илицевую муфту, выполненную из двух взаимодействующих одно с другим и с валом коробки передач концентрических колец и взаимодействующего с ними упругого элемента, подвижные вдоль вала и взаимодействующие с зубчатыми колесами фрикционные кольца и соединяющие их штифты, взаимодействующие со шлицевой муфтой, о т л ич аю ща яс я тем, что, с целью повышения надежности ее в работе, во внутреннем кольце шлицевой муфты выполнено радиальное отверстие, на внутренней поверхности наружного кольца шлицевой муфтыпродольные пазы, на валу - кольцевые пазы, а синхронизатор снабжен размещенным в радиальном отверстии сухарем, входящим в пазы наружного кольца шлицевой муфты и в пазы вала коробки передач.

Источники информации, принятые. во внимание при экспертизе:

1. А.А. Куров и Б.А. Куров "Автомобиль, Машгиз„И.„1951 r, стр, 189, фиг. 178.

2. Патент США М 336768, 74 — 339, 1968 r.

564473

1 4 ° йффф"Н

/0 Я

/7

Составитель М, Левинский !

Редактор Л, Жаворонкова Техред М. Левицкая Корректор Е. Папп

Заказ 2049/203 Тираж 1154 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 35> Раушская наб., д.4/5

Ф лиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Коробка передач Коробка передач Коробка передач Коробка передач 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к созданию точного прямолинейного движения точки

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных, грузоподъемных и прочих машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению, в частности к системам передач

Изобретение относится к общему машиностроению и автомобилестроению, в частности к силовым передачам с автоматической регулировкой скорости вращения приводимого элемента

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в различных его областях, например, в станкостроении, где требуется использовать широкий диапазон частот вращения выходного элемента привода без усложнения какой бы то ни было (например, электрической или гидравлической) системы машин

Изобретение относится к общему машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, в частности в трансмиссиях механических передач транспортных средств
Наверх