Направляющее устройство для каната

 

(li! 576286

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДETEAbCTBY

Союз Советских

Социалистических

Реслублик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву (22) Заявлено 21.04.76 (21) 2350226/11 (51) М. Кл.- "В GGD 3/08 с присоединением заявки №

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.10.77. Бюллетень № 38 (45) Дата опубликования описания 02.11.77 (53) УДК 621.867(088.8) (72) Авторы изобретения

И. Б. Осипов и В. И. Осипов (71) Заявитель

Марийский политехнический институт им. М. Горького (54) НАПРАВЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАНАТА

Изобретение относится к области грузоподьсмных транспортных устройств и может быть использовано для направления тягового каната на криволинейных участках трассы.

Известно направлящее устройство для каната, содержащее барабан с ребордами, в которых установлены плавающие секторы, образующие опорную криволинейную поверхность (11

Недостатком такого устройства является повышенный износ каната и контактирующих с ним секторов, обусловленный повышенным удельным давлением в зоне наибольшего натяжения каната, например при сбегании с направляющей.

Известно также направляющее устройство для каната, содержащее опорную криволинейную шину, взаимодействующую с канатом (2).

Недостатком известного устройства является повышенное удельное давление в зоне наибольших натяжений каната, а также неравномерное распределение удельного давления, обуславливающее повышенный износ элемен гов устройства.

С целью уменьшения износа путем выравнивания удельного давления на рабочей поверхности шины и снижения удельного давления в зоне наибольших натяжений каната в предлагаемом устройстве шина выполнена переменной кривизны, с радиусом, изменяющимся пропорцнонально изменению натяжения каната, кроме того, радиус кривизны в любой точ5 кс дуги с координатой а равен

I 1 где а — угол дуги;

f — коэффициент трения;

5„,;„— минимальное натяжение; (Р) — допускаемое удельное давление.

На фиг. 1 показано предлагаемое направляющее устройство со сплошной рабочей поверхностью; на фиг. 2 — роликовая батарея.

Направляющее устройство содержит шину (роликп) 1, взаимодействующую с канатом 2 и закрепленную так, чтобы радиус кривизны рабочей поверхности или ее огибающей по плоскости движения каната органа был переменным и равнялся в каждой точке дуги обхвата èii. Отношение расчетного натяжения

S, в этой точке к принятой допускаемой величине удельного (погонного) давления (P).

При изменении натяжения от 5п1;ï до 8тах экстремальные значения радиуса кривизны соответственно

576286

Т ! .С. I II !!РII!1ЯТ!)> !Т() OTI!ОIIIC ll il(Ъ!!!КСII М>1Л1>110го натяжения к минимальному подчиняется закону логарифмической спирали

Яп„„/S;„=- Е1 ", то радиус NpIIIIIDIII>l а экстремальные значения получают связь

Rmaa — — Rm., е " где f — коэффициент трения или коэффициент сопротивления движению. При этом направля1ощее устройство имеет вид кривой (в полярных координатах) (.1 VJ+f

Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

На фиг. 1 и 2 стрелками показано распределение удельного (погонного) давления со стороны каната 2 на рабочую поверхность шины 1 при движении гибкого органа справа налево. Если принять, что среднее значение радиуса направляющей переменной кривизны равно значению радиуса направляющей—

IIpoToTHl1> RnocT> то

2 1 пост

Rmaz— е " -+- 1 при этом, как показывают расчеты, происходит снижение максимального уровня удельного давления до средней величины, т. е. получим (р(max + min р

2 Д„

Если же допустить на всей рабочей поверхности (Р) =Рш„длина направляющей уменьшится тем более, чем выше значения коэффициента сопротивления и угла обхвата.

Радиус кривизны в зоне максимального натяжения гибкого органа, т. е. в точке сбегания

его с направляющей, может иметь большее значение, !ail радиус кривизны сравнимой поверхности прототипа. В результате этого снижается уровень максимальных значений удельного (погонного) давления, а также уме11ь1пас1ся изгибак>щпй момент, действуюгций на гибкий тяговый орган типа ленты или троса при сбегании с направляющей. Оба эти достоинства приводят к повышению долговечности рабочей поверхности направляющего

10 устроиства и гиокого тягового органа. Пониженный уровень давления стимулирует применение менее прочных и более дешевых материалов, в частности пластмасс, для изготовления рабочей поверхности направляющего устройства. формула изобретения

1. Направляющее устройство для каната, содержащее опорную криволинейную шину, взаимодействующую с канатом, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью уменьшения износа путем выравнивания удельного давления на рабочей поверхности шины и снижения удельного давления в зоне наибольших натяжений каната, шины выполнены переменной кривизны, с радиусом, изменяющимся пропорционально изменению натяжения каната.

2. Направляющее устройство для каната по п. 1, отличающееся тем, что радиус кривизны в любой точке дуги с координатой а равен

R, = — " е ", гп1п (Р)

35 где а — угол дуги;

f — коэффициент трения;

$,п1„— минимальное натяжение; (Р) — допустимое удельное давление.

Источники информации, 40 принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР №291863, кл. В 66D 1/30, 1968.

2. Патент Великобритании № 1075671, кл.

В 8В, 1964.

576286

Составитель О. Тимченко

Редактор О. Торгашева

Техред А. Камышникова

Корректор О. Тюрина

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2318/6 Изд. Ко 856 Тираж 1080

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., д. 4(5

Направляющее устройство для каната Направляющее устройство для каната Направляющее устройство для каната 

 

Похожие патенты:

Шкив // 449005

Полиспаст // 2124471
Изобретение относится к грузоподъемным механизмам и касается полиспаста

Изобретение относится к конструкциям шкивов, предназначенных для огибания их тросом и используемых в подъемниках

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната канатных систем лесопромышленного комплекса

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в направляющих блоках и роликах, обеспечивающих направленное перемещение грузов канатами грузоподъемных машин и механизмов

Изобретение относится к подъемно-транспортным механизмам и может быть использовано в направляющих устройствах для каната лесопромышленного комплекса
Наверх