Двухступенчатый планетарный механизм

 

(в 579481

Союз Соввтсиин

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОР СКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлеио22,08.75 (21)2168294/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано05,11.77.Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 21.11.77 (51) М. Кл.

Г 16 Н 13/02

В 60 К 19/00

Государственный ыомытет

Совета Мыныстроа СССР по делам ызооретеный

ы открытий (53) УДК 621 8ЗЭ.З (088.8) И. И. Лифшиц и A. В. Ефанов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к планетарным короб.кам передач, например, транспортных средств.

Известны механизмы планетарных коробок передач, содержащие планетарные ступени и элементы управления 1) . Переключение ступеней скоростей и этих механизмах происходит при выключении одного ýë мента управления и включении другого. Эле- щ менты управления функционально разделены, что усложняет устройство и увеличивает его габаритные размеры.

Наиболее близким к предлагаемому двухступенчатый планетарный механизм, содер» 5 жаший корпус, планетарную ступень, две муфты управления, одна из которых выполнена фрикционной и соединяет центральное колесо с водилом, а другая соединяет центральное колесо с корпусом, и рабочий ци- 20 линдр, воздействующий на фрикционную муфту 21.

Каждый элемент управления этого устройства приводится в действие собственным исполнительным органом, а для переключения 5

2 скоростей необходимо отдельное выключение одного исполнительного органа и включение другого.

Недостатком этого устройства является сложность конструкции, большие габаритные размеры и недостаточная плавность переключ ения.

С целью упрощения конструкции, уменьшения ее габаритных размеров и улучшения плавности переключения, рабочий цилиндр смонтирован в корпусе с возможностью осевого перемещения, поршень его снабжен нажимной втулкой, воздействующей на фритоционную муфту, а муфта, соединяющая цететральное колесо с корпусом, выполнена зу&чатой, одна ее полумуфта соединена с центральным колесом, другая — с рабочим ци линдром.

Кроме того, механизм снабжен синхронизатором, выполненным в виде кольца, соединенного с рабочим цилиндром посредст вом фигурных пазов и штифтов, имеющего коническую поверхность, взаимодействующую с конической поверхностью, выполненной на зубчатой полумуфте центрального

5 79481 колеса. Рабочий цилиндр взаимодействует с поршнем, например, через пружину.

На фиг. 1 показано взаимное положени звеньев механизма при соединении тормоэного звена (центрального колеса) с корпусом (при включенной зубчатой муфте); на фиг. 2 - положение фигурных пазов и штифтов синхронизатора; на фиг. 3 - взаимное положение звеньев механизма при включенной фрикционной муфте,; на фиг. 4 . соответствующее этому взаимное положение фигурных пазов и штифтов синхрони.затора.

В корпусе 1 смонтирована планетарная ступень 2 и две муфты 3 и 4 управления, одна из которых 3 выполнена фрикционной и соединяет центральное колесо 5 с водилом 6, а другая 4 соединяет центральное колесо 5 с корпусом 1 и выполне на зубчатой иэ полумуфт 7 и 8. Полуму» та 7 соединена с центральным колесом, а полумуфта 8 - с рабочим цилиндром 9, взаимодействующим на фрикционную муфту

3."

Рабочий цилиндр 9 смонтирован в корпусе с возможностью осевого перемещения, Поршень 10 снабжен нажимной втулкой 11, которой он воздействует на фрикционную муфту 3.

Механизм снабжен синхронизатором, выполненным в виде кольца 12, соединенного с рабочим цилиндром 9 посредством фигурного паза 13 и штифта 14. Кольцо

12 имеет коническую поверхность 15, « заи модействуюшую с конической поверхностью

16, выполненной на зубчатой полумуфте г, Между поршнем 10 и кольцом 12 установлена пружина 17, между корпусом 1 и рабочим цилиндром 9 — пружина 18.

М еханизм работает следующим о бра зом

При от=утствии давления рабочий цилиндр 9 под действием пружины 18 перемещается в крайнее левое положение, при котором зубчатые полумуфты 7 и 8 сцепляются, в результате чего центральное колесо 5 планетарной ступени соединяет ся с корпусом 1 коробки передач, обеспечивая пониженную скорость, При этом пружина 17 удерживает поршень 10 рабочего цилиндра 9 в крайнем правом положении, что соответствует, от ключенной фрикционной муфте 3, и поджимает конусную поверхность 15 кольца 12 синхронизатора к конусной поверхности 1 6 зубчатой полумуфты 7. В этом случае штифт 14 занимает положение в фигурном пазу 13 кольца 12 синхронизатора.

Переключение с одной ступени на другую производится путем вы»»олнеш»я и опорожнения полости рабочего цилиндра 9, например, рабочей жидкостью или воздухом.

При подаче рабочей жидкости из гидросис темы в полость цилиндра поршень 10 нажимной втулкой 11, сжимая пружину 17, перемещается в левое положение до смыкания пакета дисков фрикционной муфты 3, после чего рабочий цилиндр 9, сжимая пружину 18, перемещается в крайнее правое положение, размыкая зубчатые полумуфты

7 и 8. В процессе размыкания зубчатых полумуфт 7 и 8 пружина 17 удерживает кольцо 1 2 синхронизатора в соприкосновении конусной поверхности 1 5 с конусной по15 верхностью 16 полумуфты 7, а штифт 14 перемещается в крайнее правое положение фигурного паза 13 кольца 12 синхронизатора.

При дальнейшем передвижении рабоче20 го цилиндра 9 до упора 19 штифты 14 разводят конусные поверхности кольца 12 синхронизатора и полумуфты 7. B момент смыкания рабочего цилиндра 9 с упором давлением в цилиндре полностью замыка25 ется фрикционная муфта 3, обеспечивая передачу вращения напрямую.

Плавность переключения в процессе раэмыкания зубчатых полумуфт 7 и 8, а также включения фрикционной муфты 3 обеспеЗО чивается плавным нарастанием усилия сжатия дисков фрикционной муфты 3 при размыкании зубчатых полумуфт 7 и 8 эа счет подобранных характеристик пружин 1 8.

При соединении полости рабочего цилиндра 9 со сливом он под действием пружины

18 перемещается в левое положение до смыкания конуснь х поверхностей зубчатой полумуфты 7 и кольца 12 синхронизатора. Одновременно пружина 17 отводит поршень 1Р

4О рабочего цилиндга 9 с нажимной втулкой

11 в правое положение, в результате чего размыкается фрикционная муфта 3. В процессе размыкания фрикционной муфты 3 снижается до нуля частота вращения цент

45 рального колеса 5 планетарной ступени, которое до этого вращалось синхронно с водилом 6, Обьединение двух элементов управления

50 в один узел и выполнение одной иэ муфт зубчатой позволяет упростить конструкцию механизма и уменьшить его габаритные размеры, а наличие синхронизатора улучшает плавность его переключения.

Формула изобретения

Двухступенчатный планета ный .,i» хапизм, 60 содержащий корпус, >i.»,глот»раулю от у»»е»»»., 579481

to две муфты управления, одна из которых выполненафрикционной и соединяет центральное колесо с водилом, а другая соединяет центральное колесо с корпусом, и рабочий цилиндр, воздействуюший на фрикционную муфту, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения ее габаритных размеров, а также улучшения плавности переключения, рабочий цилиндр смонтирован в корпусе с возможHocTtto осевого перемещения, поршень его снабжен нажимной втулкой, воздействую цей на фрикционную муфту, а муфта соединяюшая центральное колесо с корпусом выполнена зубчатой, одна ее полумуфта соединена с центральным колесом, другач— с рабочим цилиндром.

2.Механизм по и. 1, отличаюш и и с я тем,, что он снабжен синхрони. атором, выполненным в виде ко; ьца, соединенного с рабочим цилиндром посредст вом фигурных пазов и штифтов, имеющего коническую поверхность, в за им о де йствук шую с конической поверхностью, выполненной на зубчатой полумуфте центрального колеса, и взаимодействуюшего с поршнем, например, через пружину.

Источники информации, принятые Во внимание при экспертизе:

1, Волков Д. П. н Крайнев A. Ф. Транслиссии строительных и дорожных машин.

М„"Машиностроение", 1974, с. 282, габл. 35.

2. Аксененко В. Д. и Петров A. В. Планетарные и гидравлические передачи. М., "Воениздат", 1961, с. 27, рис. 14.

579481

Составитель Б. Васин

Техред A. Богдан Корректор Са Гарасиня

Редактор Л. Ктраоооа

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 4373/38 Тираж 1154 Подписное

ЦНИПИИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-З5, Раушская наб., д. 4/5

Двухступенчатый планетарный механизм Двухступенчатый планетарный механизм Двухступенчатый планетарный механизм Двухступенчатый планетарный механизм 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кинематических и малонагруженных механических приводах

Изобретение относится к деталям машин, в частности к фрикционным передачам с постоянной или постоянно-переменной скоростью

Изобретение относится к машиностроению, в частности к базовым, строительным, дорожным, землеройным машинам и их оборудованию, а также к смежным областям техники, имеющим тормозные или фрикционные передачи

Изобретение относится к машиностроению, к устройствам для преобразования вращательного движения в поступательное и может применяться для различных исполнительных механизмов, в том числе и в качестве стеклоподъемников в автомобилях

Изобретение относится к авиации, конкретно к боевым самолетам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в качестве редуктора ли мультипликатора

Передача // 2081359

Изобретение относится к механике, а именно к устройствам для передачи механического движения, и может найти применение в приборостроении
Наверх