Двусторонняя осевая опора

 

ЙМД 584123

О П И С И--ЕИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.03.76 (21) 2336313/25-27 с присоединением заявки зче (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.12.77. Бюллетень зче 46 (45) Дата опубликования описания 01.12.77 (51) М, Кл з F 16С 32/06

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений н открытИй (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Автор изобретения

М. С. Черненко (71) Заявитель (54) ДВУСТОРОННЯЯ ОСЕВАЯ ОПОРА

Настоящее изобретение относится к машиностроению, в частности, к созданию конструкций осевых опор, предназначенных для восприятия больших осевых усилий.

Известна конструкция осевой опоры, состоящая из центробежной пяты, снабженной дву. мя рядами радиальных каналов и закрепленной на валу. Пята с корпусом образует несущие карманы и на периферии — два торцевых щелевых дросселя, а у ступицы пяты по обе стороны установлены плавающие лабиринтные уплотнения. Подвод жидкости к радиальным каналам пяты осуществляется через жиклеры, закрепленные на корпусе опоры.

Указанная опора обладает большим расходом рабочей жидкости, значительной потребляемой мощностью и пониженной несущей способностью вследствие того, что лабиринтные уплотнения у ступицы не участвуют в дросселировании,,выполняя роль только уплотнения.

Наиболее близким к изобретению решением из известных является двусторонняя осевая опора, содержащая на валу пяту в виде,ступенчатого диска, имеющую два ряда радиальных каналов для подачи рабочей жидкости в несущие камеры, расположенные по обе стороны пяты, камеру отвода рабочей жидкости, соединенную с несущими камерами через выходные щелевые дроссели, образованные торцовыми поверхностями периферийной части пяты и корпуса, а также камеры подвода рабочей жидкости. Опора снабжена камерами всасывания, расположенными по обе стороны

5 пяты, вылолненными в теле корпуса и сообщающимися с камерами подвода рабочей жидкости через входные щелевые дроссели, образованные торцами неподвижно закрепленных на валу колец и стенками, корпуса, а так10 же с несущими камерами через радиальные каналы пяты и дополнительные выходные щелевые дроссели, ограниченные торцами пяты у ступицы и корпуса.

Указанная опора обладает высокой эффек15 тивностью и обеспечивает автоматическое регулирование режимов кавитации. Однако несущая способность этой опоры относительно занижена из-за понижения давления рабочей среды на входных щелевых дросселях ввиду

20 того, что действие центробежных сил этих дросселей направлено против течения рабочей среды.

Для повышения несущей способности предлагаемого устройства входные щелевые дрос25 сели образованы кольцами, закрепленными на валу, и стенками камер всасывания, при этом каждая камера всасывания соединена через каналы, выполненные в пяте, с несущей камерой, расположенной по другую сторону пяты.

30 При таком выполнении центробежный эффект

584123

20

Зо

40 входных щелевых дросселей направлен IIQ течению рабочей среды и давление, поступающее к каналам, повышается.

На чертеже изображено описываемое устройство, общий вид.

Центробежная пята 1 закреплена на валу

2, снабжена каналами 3 и 4, заключена между корпусом 5 и крышкой 6 и образует с ними несущие камеры 7 и 8, щелевые дроссели 9 и

10, расположенные на периферии и щелевые дроссели 11 и 12, расположенные у ступицы пяты. На валу 2 закреплены кольца 13 и 14, которые образуют с деталями 5 и 6 щелевые дроссели 15 и 16. Между щелевыми дросселями 11 — 15 и 12 — 16 расположены камеры всасывания 17 и 18. Корпус 5 с крышкой 6 образуют камеру слива 9. Крышки 20 и 21 закреплены на деталях 5 и 6 и образуют с ними камеры подвода 22 и 23. Через штуцеры 24 и 25 осуществляется подвод рабочей жидкости, а через штуцер 26 — ее слив из полостей 7 и 8 опоры. Несущие камеры 7 и 8 снабжены радиальHbIми ребрами.

Опора работает следующим образом.

Осевое усилие, возникшее на валу 2 и действующее, например, слева направо, смещает пяту 1, образуя при этом щелевые дроссели

10, 12, 16 минимальных размеров, а дроссели

9, 11, 15 — максимальных размеров (на чертеже показано рабочее положение опоры).

Рабочая жидкость из камеры подвода 22 проходит через щелевой (открытый) дроссель

15 в камеру всасывания 17, захватывается радиальными каналами 3 и нагнетается в несущую камеру 7, обеспечивая,в .ней высокое давление.

С другой стороны, рабочая жидкость, поступающая из камеры подвода 23 в камеру всасывания 18, дросселируется на щелевом (закрытом) дросселе 16, приводя к полной или частичной кавитации в каналах 4, а, следоватсльно, к практическому отсутствию давления в несущей камере 8.

Таким образом, в камерах 7 и 8 создается необходимый перепад давления, автоматически уравновешивающий возникшую на валу осевую силу. Рабочая жидкость, протекающая через щелевые дроссели 9 и 10, отводится через штуцер 26 в систему питания для охлаждения, а жидкость, протекающая через щелевые дроссели 11 и 12, захватывается вновь каналами пяты.

При изменении направления осевого усилия, положение щелевых дросселей меняется, и необходимый перепад давления устанавливается уже между камерами 8 и 7.

Ввиду того, что действие центробежных сил щелевого дросселя 15 направлено по течению рабочей жидкости, он обеспечивает повышение давления рабочей жидкости, поступающей к каналам 3.

Ф о р мула из о бр етени я

Двусторонняя осевая опора, содержащая смонтированную .на валу пяту в виде ступенчатого диска, имеющую каналы для подачи рабочей жидкости в несущие камеры, расположенные по обе стороны пяты, камеру отвода рабочей жидкости, соединенную с несущими камерами через выходные щелевые дроссели, образованные торцовыми поверхностями периферийной части, пяты и корпуса, камеры подвода рабочей жидкости и камеры всасывания, расположенные по обе стороны пяты, входные щелевые дроссели, кольца, закрепленные на валу, и дополнительные выходные щелевые дроссели, ограниченные торцами пяты у ступицы и корпуса, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения несущей способности входные щелевые дроссели образованы кольцами, закрепленными на валу, и стенками камер всасывания, при этом каждая камера всасывания соединена через каналы, выполненные в пяте, с,несущей камерой, расположенной по другую сторону пяты, 584123

Составитель T. Хромова

Техред Н. Рыбкина

Редактор И. Марголис

Корректор Л. Денискина

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2609/15 Изд. № 968 Тираж 1154

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР,о делам изобретений и от крытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4i5

Двусторонняя осевая опора Двусторонняя осевая опора Двусторонняя осевая опора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх