Центробежная муфта

 

У С с

ОПИСАНИ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Соаетскик

Социалистически к

Республик (11) 594369

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6I) Дополнительное к авт. свиы-sy—

2 (51) М. Кл.

F16 D37/Î0

{22) Заявлен 1100576 (21) 2358870у25-27 с присоедииениевв заявки Ю

ГвврдврвтввввмФ веавтвт

Овеете Мееввтрев ВввР ве веввя еввервтееве в втвритвв (23) Приоритет (43) Опубликовано 250278.Бюллетень Рте 7 (53) УДК 621.825.5 (088.8) (45) дата отт бликования описания 02.0278

P2) Авторы изобретения

Ю. М. Имаков и А. В. Ефанов (71) Заявитель (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения н может быть использовано для включения и выключения коробок передач, например, в трансмиссии транспортных средств. 5

Известна автоматическая центробежная муфта сцепления, используемая в трансмиссии транспортных средств.

Иуфта сцепления имеет цилиндр, опорный и нажимной диски, ведущие и ведо- )0 алые диски сцепления, возвратную пружину с направляющими стержнями (Ц

В этой муфте осевое усилие на на« жимной диск возникает от центробежно- I5

ro давления жидкости во вращающемся цилиндре, которая подается по гидроприводу под небольшим давлением.

Недостатком этой. конструкции является незначительиОе усилие, возиикаемое от центробЕжнОГо давления.на нажимной дисК иэ-за малого удельного веса жидкости, например .масла, используемого в рабочей полости цилиндра.

Для заполнения рабочей полости цилиндра жидкостью .требуется ГИДРопровод, насос и уплотнения, что в свою очередь усложняет конструкцию.

Наиболее близко . к предлагаемому изобретению по технической сущности

2 и достигаемому результату является центробежная муфта, содержащая ведущий корпус с рабочей полостью, заполненной сыпучим материалом, фрикционные ведущие и ведомые диски и накимной диск (2)

При достижении рабочей чистоты вращения под действием центробежных сил сыпучий материал перемещается к периферии рабочей полости, давит на нажимной диск и корпус, и фрикцыонные дис-. ки начинают передавать крутящий Момент.

Однако несущая способность этой муфты зависит от массы сыпучего материала, а увеличение несущей способности,следовательно, ведет к увеличению веса и габаритов муфты.

Целью изобретения является увеличение несущей способности муфты без изменения ее веса и габаритов.

Достигается это тем, что муфта снабжена диском, расположенным в. рабочей полости между сыпучим материалом и торцом корпуса, опирающимся на круговой выступ, который выполнен на торце корпуса и взаимодействует с нажимным диском.

На чертеже изображена центробежная муфта, продольный разрез.

594369

Центробежная муфта имеет корпус 1, торец 2 которого выполнен как одно целое с цилиндром 3 и имеет круговой выступ 4.

Корпус 1 жестко связан с ведущим б валом 5 и при помощи шлицев б взаимодействует с ведущими дисками 7 сцепления, Ведомые диски 8 установлены на шлицах 9 ведомого вала 10. На ступице ll нажимного диска 12, вмонтирован10 ного в корпусе 1, установлена возвратная тарельчатая (диафрагменная) пружина 13„ orIHp H a торец корпуса.

В рабочую полость корпуса 1 установлен рычаг, выполненный в виде диска 14 с радиальными прорезями, который опирается на выступ 4 и взаимодействует через канавку ступицы 11 с нажимным диском 12. При этом рабочая полость корпуса между нажимным диском 12 и диском 14 заполнена сыпучим материалом, например стальными шариками.

Центробежная муфта работает следующим образом.

При малых оборотах ведущего вала 5 муфты, когда нажимное усилие от цент робежного давления стальных шариков в муфте меньше усилия возвратной пружины 13„ ведущие диски 7 сцепления и ведомые 8 разомкнуты, ведомый вал 10 не вращается. 30

При увеличении оборотов ведущего вала 5 осевое усилие от центробежного давления стальных шариков на нажимной диск 12 возрастает (намного сильнее, чем в случае применения жидкости, из- 35 за большего удельного веса шариков) и, преодолевая усилие тарельчатой пружины 13, воздействует на нажимной диск

12, при этом диск 14 сжимает между со» бой ведущие диски 7 и ведомые 8 и тем самым вращение передается на ведомый вал 10.

При вращении муфты давление шариков на внутреннюю плоскость диска 14 прямо пропорционально центробежной силе

У = m m - г, т.е. с увеличением расстояния от оси вращения давление шариков увеличивается и у внешнего диаметра оно максимальное. К тому же круговой выступ 4 расположен от среднего диаметра диска 14 ближе к оси вращения.

Все это при работе муфты способствует повороту диска 14 вокруг кругового выступа 4 (внешнее плечо перемещается от нажимного диска 12, а внутреннее плечок ведущим 7 и ведомым дискам 8) и соответственно создает дополнительное усилие за счет разности длин плеч рычага и воспринимаемых ими усилий.

Формула изобретения

Центробежная муфта, содержащая ведущий корпус с рабочей полостью, заполненной сыпучим материалом, фрикционные ведущие и ведомые диски и нажимной диск, отличающаяся тем, что, с целью увеличения ее несущей способности, она снабжена диском,расположенным в рабочей полости между сыпучим материалом и торцом корпуса,опирающимся на круговой выступ, который выполнен на торце корпуса, и взаимодействующим с нажимным диском.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизее

1. Гапоян Д. Т. Развитие конструкций фрикционов автоматических коробок передач. М., НИИНавтопром, с. 2б,фиг.4, 19бб.

2. Патент ФРГ Р 1103089, кл. 47,С13, 1961.

Ш111I I 1 1 И Заказ 81 7/4 1

Тираж 1197 Подписное. и .иаи ПНП Г1атент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Центробежная муфта Центробежная муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коническим сцепным муфтам, предназначенным для соединения валов, передающим вращающий момент благодаря силам трения между ведущей и ведомой полумуфтами

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи, распределения, регулирования и торможения вращательного движения

Изобретение относится к импульсному генератору вращающего момента для электроинструмента и к приводу электроинструмента, оснащенного импульсным генератором вращающего момента

Изобретение относится к магнитно-реологической муфте

Изобретение относится к машиностроению, в частности может быть использовано в системах, оснащенных тормозами

Изобретение относится к узлам и деталям машин, а более конкретно к устройствам (муфтам) для соединения рукавов и может быть использовано для соединения напорных и вакуумных гибких рукавов между собой или подсоединения их к жестким конструкциям
Наверх