Подшипник скольжения со смазкой под давлением

 

Отт ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 608018

К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ

{61) Дополнительное н авт, саид- ву (22) Заявлено27.10. 75 (21) 2 183955725-27 (51) М. Кл.

Р 16 C 32/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовайо 25,05.78ôþëëåòåíü № 19 (4б) Дата опубликования описания 24.04.78

Гааударатаанкый каиктат

Саввта Икнкатраа СССР аа данаи нзааратвнкй и аткрытнк

{53) УДК 621.822„5 (088.8) Н. П. Артеменко, и В. Г. Зоря (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Харьковский авиационный институт (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ

СО СМАЗКОЙ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использсвано при конструировании агрегатов энергоустановок с машинным преобразованием энергии.

Известен гидрогаэовый подшипник, имеющий две взаимодействующие между собой по верхпосги.с жидкостью между ними, Для уменьшения потерь мощности на трение под. шипник регулируют. изменением вязкости смазки около одной из поверхностей путем то нагрева этой поверхности и образования прослойки пара между жидкостью и деталью 1).

Такая регулирсвка подшипника обеспечивает условия относительного движения указанных тб поверхностей, при которых практически от сугсгвуюг потери на трение, Однако использование гидрогазовых подшипников в качестве опор, например, агрегатов.летательных аппаратов, не имеющих на борту криогенных эв компонентов, затруднено необходимостью иметь дополнительный мощный источник электрической энергии.

Известен . также подшипник скольжения со смазкой под давлением, содержащий смон-, ц

2 гированную в корпусе втулку с несушнмн карманами и входными дросселями для подвода жидкости под давлением f2).

: Вследствие использования в таких подшипниках смазывающих жидкостей с постоянной вязкостью потери мощности на трение при высоких скоростях вращения могут быть значительными. Относительное влияние потерь особенно существенно при малых и средних мощностях агрегатов, что, в частности, характерно для энергоусгановсж с машинным преобразованием энергии в электрическую.

Нерационально применение этих подшипникоВ в качестве опор poropos высоксь. скоростных- авиационных двигателей, которые могут рвботать в широком диапазоне скоростей вращеняя, гак как нх невозможBD перенастраивать, в зависимости ог числа оборотов, дятя поддержания оптимального соотношения между грузоподъемностью .и потерями мощности на трение.

Белью изобретения является обеспечение оптимального соотношения между несушей способностью подшипника и потерями мош608О18 ности на трение в широком диапазоне скоростей вращения, повышение экономичности и надежности подшипника в работе.

Указанная цель достигается благодаря тому, что предлагаемый подшипник скольжения со смазкой под давлением снабжен дросселями для подвода газа под давлением. по всей длине несущих карманов, При этом втулка подшипника выполнена с продольными цилиндрическими гнездами, сообщающими !О ся с несущими карманами, каждый дроссель для подвода газа установлен в соответствующем цилиндрическом гнезде с,зазором, являющимся входным дросселем для подвода жидкости, и выполнен в виде двух концентрично расположенных стаканов с про., резями на боковых поверхностях, .обращенных к несущему карману, и размещенной междэ стаканами прокладки, например, иэ металлической фольги, в которой со стороны несущего карМена выполнен ряд дросселируюших отверстий.

На фнг. 1. изображен предлагаемый подшипник скольжения со.смазкой под давлением, продольный разрез; на фиг. 2 дан совмещенный. поперечный разрез дросселей.

Подшипник имеет втулку 1, смонтирован ную в корпусе 2. Каждый дроссель для подвода газа нод давлением состоит из наружного 3 и внутреннего 4 стаканов с ломе30 щенной между ними прокладкой 5 нз. фольги, установленных с зазором в продольных ципийдрических гнездах 6 втулки 1. Для фик. сации дросселей от проворачивання и осевого смещения служит запирающее кольцо 7.

Прокладка S имеет ряд дросселнрующих;оу, верстий.

На наружной цилиядрической поверхности

40 втулки 1 выполнены широкая и узкая про:точки. Узкая проточка образует с корпусом..

:2. полость 8, через которув гаэ поступает к дросселям 9. Широкая проточка образует

:. с корпусом 2 . полость 1О, через которую

45 жидкость постуяает к шелевым дросселям .1l. Щелевые дросселн 13, для подвода жидкости образованы зазором между боковымн поверхностями наружных стаканов 3 дросселей и цилиндрическими поверхностями гнезд 6 втулки 1, Наружные: 3 и внутренние 4 стаканы дросселей 9:обеспечивают, прочность металлической фольги, а прорези

12 и ХЗ на боковых поверхностях стаканов— выход газа в несущие карманы 14.

Жидкость через полость 1,0 и щелевые дроссели 11 подается в несущие карма.ны 14 и образует смазочный слой подшип.ника.

В смазочный слой по длине несущих кар- ® манов через полость 8 и дроссели 9 вдувеют газ от внешнего источника давления, Прн этом подшипник начинает работать как гидрогазостатический — смазка осуществляется двухфазной сжимаемой средой.

Предлагаемый подшипник может работать в гидростатическом, гидрогазостатическом и гаэостатическом режимах.

При малых скоростях вращения вала газ подается к тазовым дросселям 9 с давлением, равным давлению. жидкости в наиболее нагруженном кармане. В этом случае газ вдувае1 ся только в нерабочую зону подшипника, уменьшая потери на трение;в ней, а в рабочую зону газ не поступает из-за отсутствия перепада давления. Это обеспечивает высокую грузоподъемность и жесткость подшипника прн небольших потерях на трение.

С увеличением числа оборотов вала давление газа перед газовыми дросселями повышают, что приводит к переходу на гидрогазоетатическнй режим.

К онструкцня предлагаемого подшипника допускает, как предельный случай,, переход на газостатический режим. Это позволяет использовать подшипник.как многорежимный

s широком диапазоне скоростей вращения, а также в тех случаях, когда применение подшипников с газовой смазкой неприемлемо из-за низкой несущей способности и не достаточной устойчивости движения вала а использование гидр остатнческих нодшипни

KQB ДОлжно BpBBGcTH K значи тельным поте рям мощности на.трение.

Описанный подшипник скольжения имеет по сравнению с известными следующие преимушества: возможность поддержания оптимального соотношения между груэоподьемностью и потерями,мощности на трение в подшипнике; возможность плавного перехода от гидростатического режима работы подшип-. ника.к гидрогазостатнческому и K гаэостати« ческому; более высокую экономичность и надежность опор.

Ф ормула изобретения, 1. Подшипник скольжения со смазкой под давлеяием,.содержащий смонтированную в корпусе- втулку с несущими . карманами; и входными дросселями для подвода жидкости под давлением,. o r л и ч а ю щ н йс я тем, что, с целью поддержания оптимального соотношения между .несущей способностью и потерями мощности.на трение во всем диапазоне возможнйх,скоростей spaщения, повышения надежности и экономич ности подшипника .в работе, QR снабжен дросселями для подвода газа под давлением по всей длине несущих карманов.

608018

Газ Ждюеиь

ЦНИИПИ Заказ 27ИО/25. Тираж 1196 Подписное

Филиал ППП "Патент", r, Ужгород; ул. Проектная, Ф

2. Подщипиик HD H 1, m и и с я тем, что втулка выполнена с продольными цилиндрическими гнездами, сообщающимися с несущими карманами, а каждый дроссель для подвода газа установлен в соответствующем цилиндрическом гнезде с зазором, являющимся входным дросселем для подвода жидкости, и выполнен в виде двух концентрично расположенных стаканов с прорезями на боковых поверхностях, - to

:;обращенных к несущему карману, и размещенной между стаканами прокладки, капример, из металлической фольги, в которой со стороны несущего кармана выполнен ряд дросселирующих отверстий.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, Патент США ¹ 3352607,кл.308-,8, 1967.

2, Авторское свидетельство СССР" № 177711, кл. F 16 С 32/06, 1964.

Подшипник скольжения со смазкой под давлением Подшипник скольжения со смазкой под давлением Подшипник скольжения со смазкой под давлением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях промышленности в качестве радиальной опоры роторной машины, работающей в экстремальных условиях: при больших расцентровках, в агрессивных средах, при высоких или низких давлениях и температурах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в металлорежущих станках

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов, в частности, относится к опорным узлам высокоскоростных турбомашин, газовых турбокомпрессоров

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах вращения различных приборов и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в нефтехимической промышленности и холодильной технике, где используются компрессорные агрегаты
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может применяться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к испытательному оборудованию и может быть использовано в качестве опоры трехстепенного динамического стенда для имитации угловых движений космического аппарата

Изобретение относится к машиностроению, а именно к самоустанавливающимся колодочным подшипникам

Изобретение относится к газостатическим опорным механизмам роторов с вертикальной и горизонтальной осью вращения
Наверх