Механизм свободного хода

 

1 Ц 609О Ов

Союз Совотскик

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 01.12.76 (21) 2424592(25-27 (51) М,Кчз Г 16В 41!06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05.78. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 10.05.78

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.6 (088.8) (72) Авторы изобретения

Е. В. Александров, В. Е. Александров и А. П. Валдаев

Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. A. А. Скочинского (71) Заявитель (54) МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА

Изобретение относится к области машиностроения.

Известен механизм свооодного хода содержащий ведущий и ведомый элементы, взаимодействующие через расклинивающий ролик (1).

Недостатком его являются высокие контактные напряжения.

Известен механизм свободного хода, содержащий вал с фрикционными фланцами и взаимодействующие с ним при включении подвижные по оси ступицы (2).

Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком его является невозможность реверсивного вращения и низкая надежность работы.

Целью изобретения является обеспечение реверсивного вращения и повышения надежности работы.

Цель достигается тем, что механизм свободного хода снабжен свободно установленной на валу и расположенной между ступицами втулкой, имеющей па торцах кулачки треугольного профиля с одной боковой гранью, параллельной оси механизма, и установленной концентрично ей подвижной по оси обоймой с углублениями на торцах, а ступицы выполнены с ответными кула" ами на торцах, при этом кулачки ступиц и втулки снабжены закрепленными радиально пальцами, попарно расположенными в углублениях обоймы.

На фиг. 1 представлен механизм свободного

5хода, общий вид;,н а фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1.

Механизм свободного хода состоит из вала

1 с жестко закрепленным на нем фланцем 2 с фрикционным диском 3, с которым соприка10 сается свободно сидящая на валу кулачковая ступица 4 с радиальными пальцами 5. К ступице 4 примыкает свободно сидящая на валу двусторонняя кулачковая втулка 6 с пальцами 7, к которой в свою очередь примыкает ку15 лачковая ступица 8 с пальцами 9, также свободно сидящая на валу. Ступица 8 опирается па подшипник 10, сидящий на валу. На двусторонней кулачковой втулке 6 свободно сидит обойма 11, соединенная вилкой 12 с руко20 яткой реверса 13.

Механизм свободного хода работает следующим образом.

Для включения механизма свободного хода (МСХ) в работу рукояткой регерса 13 смеща2з ют обойму 11, например, в сторону ступ:щы 8.

При этом углубления обоймы 11 расклш.ивают пальцы 9 ступицы 8 и пальцы 7 втулки 6, в результате втулка 6 будет при>ката к ступице 8 и î-III составят жестко соедпненпое звено. С другой стороны, углубления обоймы 11

609008.г

3 l а г. 2,.-аг, 1

Составитель И. Яцунов

Техред Л. Гладкова Корректоры: Т. Добровольская и Н. Федорова

Рсдактор Т. Морозова

Заказ 684/4 Изд. № 430 Тираж 1198

НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 выходят из зацепления с пальцами 5 ступицы

4 и пальцами 7 втулки 6, поэтому кулачки ступицы 4 только соприкасаются с кулачками втулки 6. Если теперь на ступицу 8 будет действовать знакопеременный момент, то вращающий момент, имеющий направление по часовой стрелке (см. со стороны опорного подшипника 10 на фиг. 1), благодаря наклонному профилю кулачков втулки 6 и ступицы 4, будет распирать их. При этом ступица 4 через фрикционный диск 3 плотнее прижмется к фланцу 2, увеличивая сцепление с ним, и чем больше величина вращающего момента, тем сильнее сцепление.

Таким образом, вращающий момент, направленный по часовой стрелке, повернуть ступицу 8 относительно вала 1 не может. Вращающий же момент, направленный против часовой стрелки, легко поворачивает ступицу 8 с втулкой 6 и ступицей 4 относительно фланца

2, так как кулачки втулки 6 опираются на плоскости кулачков ступицы 4, расположенные параллельно оси вала 1, и распор их отсутствует.

Если рукояткой реверса 13 перевести обойму 11 в сторону ступицы 4, то ее углубления расклинят пальцы 7 с пальцами 5, и втулка 6 со ступицей 4 жестко соединятся, а кулачки ступицы 8 освободятся от кулачков втулки 6.

Теперь вращающий момент, направленный по часовой стрелке, свободно поворачивает ступицы относительно фланца 2, а направленный против часовой стрелки за счет взаимодействия кулачков ступицы 8 и втулки 6 провернуть не может.

Таким образом, перемещение обоймы 11 рукояткой реверса 13 обеспечивает реверсирование направления разрешенного вращения включением в работу то кулачков ступицы 4 и втулки 6, то кулачков ступицы 8 и втулки 6.

Обладая малой инерционностью и высоким быстродействием, данный механизм свободного хода обеспечивает надежную работоспособность при знакопеременных моментах с боль10 шей частотой изменения знака.

Формула изобретения

Механизм свободного хода, содержащий вал с фрикционными фланцами и взаимодейству15 ющие с ним при включении подвижные по оси ступицы, отличающийся тем, что, с целью обеспечения реверсивного вращения и повышения надежности работы, он снабжен свободно установленной на валу и расположен20 ной между ступицами втулкой, имеющей на торцах кулачки треугольного профиля с одной боковой гранью, параллельной оси механизма, и установленной концентрично ей подвижной по оси обоймой с углублениями на торцах, а

25 ступицы выполнены с ответными кулачками на торцах, при этом кулачки ступиц и втулки снабжены закрепленными радиально пальцами, попарно расположенными в углублениях обоймы.

30 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 470673, кл. F 16D 41/02, 1973.

2. Авторское свидетельство СССР № 296922, 35 кл. F 16D 41/06, 1969.

Механизм свободного хода Механизм свободного хода 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах пуска двигателя автомобиля, в импульсных вариаторах и других высокоскоростных приводах машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных областях техники, где требуется осуществлять реверсирование ведомого вала при нереверсивных природных двигателях

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных бесступенчатых передачах, трансмиссиях и мотор-вариаторах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двухдвигательном приводе

Изобретение относится к машиностроению, а именно к механизмам свободного хода, и может найти применение, в частности, в импульсных приводах и устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в импульсных приводах, стартерных устройствах, в стендовом оборудовании и т.д

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах свободного хода (МСХ), зажимных механизмах и крепежных деталей

Изобретение относится к информационно-измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля частоты вращения четырех объектов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в инерционно-импульсных передачах, вариаторах и других устройствах, где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении
Наверх