Строительная смесь для устройства основания и покрытий автомобильных дорог и аэродромов

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВНДВТВЛЬСТВУ

Союз Соввтских

Социалистических

Респубпмн

<»637472 (61) Дополнительное к авт. свил-ву—

2 (51) М. Кл (22) Заявлено 16.05.77(2l) 2485814/29-33 с присоединением заявки №

1 (23) Приоритет

E 01 С 7/36

Государственный котеитет

Соаета йтнниотров СССР но делам изооретеннй и открытий (43) Опубликовано 15.12.78Бюллетень №46 (45) Дата опубликования описания 17.12.78; (53) УДК 624,138 (088,8) 1

В. М.Бескровный, Н. С. Дежина, А. Т. Логйиненко, А. С. Третьякова и Г. Q. Урываева

1 (72) Авторы изобретения

Институт физико-химических основ переработ,ки минерального сырья СО AH СССР и Омский филиал 1Ъсудярственко-==: -: го всесоюзного научно-исследовательского института (71) Заявители (54) СТРОИТЕЛЬНАЯ СМЕСЬ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОСНОВАНИЙ

И ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

И АЭРОДРОМОВ

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог и аэродромов, в частности к составу смесей для устройства оснований и покрытий из грунтов, укрепленных вяжущими материаламими.

Для укрепления грунтов в основаниях и покрытиях дорог и аэродромов обычно используют высокомарочный портландцемент (11.

Грунт, укрепленный портландцементом, имеет недостаточную деформативность (излишне высокую жесткость), вследствие чего он подвержен трешинообраэова-. нию нод действием усадки, переменных температур и других факторов. Кроме того, портландцемент дорогое и дефицит ное вяжущее.

Для уменьшения жесткости укрепленных грунтов целесообразно использовать медленнотвердеющие ниэкомарочные вяжущие °

Наиболее близкой к аписываемой по технической сущности и достигаемому эффекту является строительная смесь для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов, вклю- чающая грунт, нефелиновый шлам, гипс и известь 2 . Смесь содержит указанные компоненты в следующих количествах, весЛ:

Нефелиновый шлем 11,7

Известь 50

Гипс 33

Грунт Остальное.

Образцы укрепленного грунта, приготовленные из этой смеси, характеризуются следующими показателями физико-механических свойств:

Продолжительность твердения, сут. 7 28 90

Предел прочности при сжатии, кг/см 17,5 27,5 53,5

Мороэостойкость Полное разрушение образцов после 15 циклов попеременного замораживания и оттаивания .

637472

ХТ ЕЕI Извест ный

90,0 86,9 80,3

Показатели физико-механических свойств водонасыщенных образцов

Предел прочности на растяжение цри изгибе образцов после 90 сут. тве дения, кгс/см

Предел прочности при сжатии, кгс/см, при продолжительности твердения, сут.

Коэффициент морозостойкости редел прочности при сжатии 90 суточных образцов после 25 циклов испытания на морозостойкость, п и

-22 С кгс/см

Состав

30,5

41,8

59,3.

Полное разрушение образца после 15 циклов замораживания и оттаивания

28,8 42,2 47,4

41 в2 55,6 60,0

451 61 8 728

13,7

0,65

18,4

21,0

0,70

0,82

17,5 27,5 53,5

Известный

Ю в знаменателе указано число циклов замораживания и оттаивания

Основным недостатком указанной сме си является низкая морозостойкость укрепленного грунта, что делает невозмож ным использование данной смеси для устройства покрытий и верхнего слоя основания, в особенности во И и 1И > рожно-климатических зонах, где предъявляются повышенные требования к морозостойкости слоев дорожных одежд.

Кроме того, эта смесь требует большого расхода вяжущих и характеризуется при этом сравнительно невысокой прочностью образцов.

Цель иэоб ретения - повышение прочности, морозостойкости укрепленного грунта и снижение расхода вяжущих материалов.

Поставленная цель достигается тем, что строительная смесь для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и аэродромов, включающая грунт, нефелиновый шлам, гипс и известь, дополнительно содержит нефелиновую руду при следующем соотношении компонентов, вес.%:

Нефелиновый шлам 6,5-1 1

Гипс 0,8-1,3

Известь 0,2-0,4

Нефелиновая руда 0,2-0,4

Грунт Остальное.

Введение добавки нефеляновой руды в грунтовую смесь в количестве 0,2-0,4% позволяет повысить морозостойкость и прочность укрепленного грунта, что делает возможным er0 использование для устройства покрытий и верхнего слоя оснований, а также снизить расход вяжущкх материалов.

Пример. Для получения грунтовой смеси использук т:

1. Грунт легкий суглинок с числом пластичности 10 и содержанием частиц:

5 песчаных 78%, пылеватых 19%, глинистых 3%.

2. Нефелиновый шлам глиноземного комбината, следующего химического состава, весА: 3,70 Н О; 11,70 п.п.п.;

24,645» О 4,61 АВ О, 3,19.Fe>0>, 0,547 (ф 47,30 СаО; 1,94 К О;

0,30 Й апО 0,410 О, 1,21 Mg О.

3. Нефелиновую руцу следующего химического состава, вес. %: 2,64 Н О; 2,06 п,п.п.; 41,285 Оо, 26,38 АР<О

7,22 СаО; 1,21 ЦО; б,58 5 О, 4,40 Fe O>, 0,32 Т О, 8,80 Яа О;

2,80 К О.

4. Гипс и известь, отвечающие требованиям ГОСТ 125-70 и ГОСТ 9179-70, Нефелиновый шлам, гипс, известь и нефелиновая руда вводятся в грунт в молотом состоянии одновременно.

Соотношения компонентов смеси, вес.% приведены ниже,,7

Грунт 92,3

Нефелиновый шлем 6,5 8,4 11,0 11,7

Гипс 08 10 13 33

Известь О, 2 0,3 0,4 5,0

Н ефелиновая руда 0,2 0,3 0,4

В таблице привецены физико-механические свойства воцонасьипенных образ,цов„

637472

Составитель Г. Кондюряна

Редактор H. Потапова Техред 3. Фанта Корректор Н. Ковалева

Заказ 7056/21 Тираж 628 Подпяснов

МНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам язобретений я открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4l5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, уа. Проектная, 4

Из таблицы видно, что образцы укрепленного грунта, приготовленные из предложенной смеси,.обладают более высокой мороэостойкостью, чем образцы яэ известной грунтовой смеси, а также более 5 высокой прочностью при сжатия. Предлагаемая смесь требует меньшего расхода вяжуших материалов, чем язвестная: извести в 12-25 раэ, гипсе в 2,5-4 paean

Применение предложенной смеси вза- 10 мен известной позволит снизить строительную стоимость 1 км дорожного основания на 4-5 тыс. рублей.

Формула изобретения

Строительная смесь для устройства оснований я покрытий автомобильных дорог я аэродромов, включающая грунт, не- zo фелииовый шлам, гипс и известь, о тлячаюшаяся тем,что,сцелью повышения прочности, мороэостойкостя дорог и снижения расхода вяжущих материалов, она дополнительно содержит нефелиновую руду при слвдуюшем соотношения компонентов, ввс.%:

Нефелиновый шлем 6,5-1 1

Гяпс 0,8-1,3

Известь 0,2-0,4

Нефеляновая руда 0,2-0,4

Грунт Остальное, Источнякн янформаяяя, принятые во вниманяв пря экспертизе:

1. Материалы к П., Всесоюзному совешанию по закреплению и уплотнению грунтов, МГУ, 1868, с. 43-54.

2. Мяшвнко H. Ф. я др. Стабиляэацяя и укрепление грунтов в аэродромном и дорожном строительстве. Л., Изд-во

ЛКВВИА, 1963, с. 331, фиг. 86, 89,

Строительная смесь для устройства основания и покрытий автомобильных дорог и аэродромов Строительная смесь для устройства основания и покрытий автомобильных дорог и аэродромов Строительная смесь для устройства основания и покрытий автомобильных дорог и аэродромов 

 

Похожие патенты:

Вяжущее // 631578

Вяжущее // 623915

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, свалок городского мусора и промышленных отходов, ядер плотин и т.п

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, свалок городского мусора и промышленных отходов, тампонаже карстовых и других пустот, ядер плотин и т.п

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, ядер плотин, оснований свалок городского мусора и промышленных отходов, при тампонаже карстовых и других пустот и т.п

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции оснований дорог, аэродромов, фундаментов зданий и сооружений, создании противофильтрационных экранов и буронабивных свай

Изобретение относится к дорожному строительству, в частности к составам для обеспыливания, гидрофобизации и укрепления грунтовых дорог различного назначения, кюветов и откосов, также к способам упрочнения, обеспыливания и гидрофобизации грунта

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при капитальном строительстве, устройстве дорожных оснований и покрытий, а также при рекультивации земельных участков нефтедобывающих районов

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, а именно к составам для устройства основания автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано для строительства автомобильных дорог

Изобретение относится к составам композиционных материалов для строительства и может быть использовано для устройства дорожных оснований и покрытий, приготовления растворов и бетонов
Наверх