Зубчатая муфта

 

О П И C А Н И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свил-sy(22) Заявлено 228427(2t) 2479841/25-27 с присоединением заявки Рй(23) Приоритет(чЗ) Опубликовано 15.1278. Бюллетень ¹ 46 (45) Дата опубликования описания 20.12.78 (51) N. Ыл.

16 O 3/18

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 825. .52 (08о.8) (71) Заявитель

Особое конструкторское бюро станкостроения (54 ) ЗУБЧАТАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, в станкостроении для соединения борштанги со шпинделем металлорежущего станка. б

Известна зубчатая муфта, содержащая обойму с двумя внуТренними зубчатыми венцами, сопряженными с соответствующими наружными венцами двух полумуфт, установленных на ступицах, а также шарнир, выполненный в виде сферических шайб (lj . Однако наличие осевого зазора исключает возможность точного согласованного перемещения обоих валов при приложении к одному из них осевого усилия. Если этими соединяемыми валами являются шпиндель и борштанга металлорежущего станка, устранение этого недостатка необходимо для обеспечения высокого качества обработки деталей такой борштангой, в частности, при подреэке торца детали обратным ходом борштанги.

Цель изобретения — расщирение эксплуатационных возможностей путем устранения осевых зазоров и повышения жесткости соединения.

Это дос †игается т,что предлагае.мая муфта снабжена упругими элемента; ми и опорами качения, ступица одной из полумуфт выполнена охватывающей обойму, а соединенная с ней полумуф" та установлена подвижно в осевом на- . правлении на ступице другой полумуфты, которая выполнена с упорным буртом, причем упругие элементы и одна из опор качения установлены между полумуфтами, а другая опора качения и сферические шайбы шарнира установлены между буртом и подвижной в осевом направлении полумуфтой. Опоры качения выполнены в виде шариков, размещенньпс в сепараторе.

На чертеже иэображЕна зубчатая муфта, общий вид.

На валу 1 закреплена ступица 2 с полумуфтой 3, наружный зубчатый венец который находится в зацеплении с внутренним венцом обоймы 4. Другой внутренний венец обоймы 4 входит в зацепление с зубчатым венцом полумуфты 5. Полумуфта 5 закреплена при помощи винтов 6 и шпонки 7 на ступице 8 которая жестко соединена с валом

9. На этой же ступице, имеющей упорный бурт, установлен шарнир, состоящий из вогнутой сферической шайбы 10, упирающейся в этот бурт, и контакти.рующей с ней выпуклой сферической

637565

Формула изобретения лайбы 11. Кроме того, на ступице 8 становлена подвижно в осевом направлении полумуфта 3. На этой же ступице, между полумуфтами 3 и 5 установлено кольцо 12 с упругими элементами, размещенными между этим кольцом и полумуфтой 5, а также опора качения 13, контактирующая с торцовыми плоскостями полумуфты 3 и кольца 12. С другого торца полумуфты 3 размещена опора качения 14, контактирующая с ней и с торцовой плоскостью сферической )0 шайбы 11. Кольцо 12 предохраняется от проворота относительно вала 9 шпонкой 15.

При этом опоры качения выполнены, например, в виде шариков 13 и 14, размещенных в сепараторах. Упругие элементы в виде пружин 16 служат для выбора зазора с соединении между валами 1 и 9.

Зубчатая муфта работает Следущщим образом.

Вращение от вала 1 передается через ступицу 2, полумуфту 3, обойму

4, полумуфту 5 и скрепленную с ней ступицу 8 на валу 9. Если ось вала

1 несоосна и перекошена относительно вала 9, то при их вращении происходит цикличный перекат шариков 13 и14 по плоским торцовым поверхностям полумуфты 3, шайбы 11 и кольца 12 ° Зубья обоймы 4 при этом скользят по зубьям полумуфт 3 и 5, а сферическая поверхность шайбы 11 скользит по сферической поверхности шайбы 10.

Осевое усилие от вала 1 на вал 9 в зависимости от направления передается в следующей последовательности: через жестко связанные с валом 1 ступицу 2 и полумуфту 3, шарики 14 сепаратора, сферические шайбы 11 и

10; через ступицу 2, полумуфту 3, се- 40 паратор с шариками 13, кольцо 12, пружины.16, полумуфту 5, закрепленную на ступице 8, которая жестко соединена с валом 9.

Из-за предварительного нагружения шарнира обеспечивается жесткое безэазорное соединение имеющих несоосность и перекос валов.

Если соединяемыми валами являются шпиндель и борштанга металлорежущего станка, то такое соединение обеспечивает расширение технологических возможностей борштанги и получение высокого качества обработки деталей °

1. Зубчатая муфта, содержащая обойму с двумя внутренними венцами, сопряженными с соответствующими наружными венцами двух полумуфт, установленных на ступицах, а также шарнир, выполненный в виде сферических шайб, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем устранения осевых зазоров и повышения жесткости соединения,она снабжена упругими элементами и опорами качения, ступица одной из полумуфт выполнена охватывающей обойму, а соединенная с ней полумуфта установлена подвижно в осевом направлении на ступице другой полумуфты, которая выполнена с упорным буртом, причем упругие элементы и одна иэ опор качения установлены между полумуфтами, а другая опора качения и сферические шайбы шарнира установлены между буртом и подвижной в осевом направлении полумуфтой.

2. Муфта по п.1, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что опоры качения выполнены в виде шариков, размещенных в сепараторе.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент США М 2842945, кл. 64 — 9, 1958, ЦНИИПИ Заказ 7077/26

Тираж 1156 Подписное

Филиал ППП Патент, r.Ужгород, ул.Проектная,4

Зубчатая муфта Зубчатая муфта 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к зубчатой муфте, в частности к двойной зубчатой муфте для единиц рельсового подвижного состава

Изобретение относится к устройствам для соединения валов с передачей момента вращения между ведущим и ведомым валами с возможностью их угловых и радиальных смещений

Изобретение относится к машиностроению и предназначено предпочтительно для приводов барабанных мельниц

Изобретение относится к машиностроению, в частности к невыключаемым компенсирующим муфтам, и может быть использовано для соединения валов и других вращающихся элементов машин и механизмов в условиях динамических и реверсивных нагрузок

Изобретение относится к шарнирным устройствам винтовых героторных гидромашин и может быть использовано в винтовых забойных двигателях для бурения нефтяных и газовых скважин и в винтовых насосах для перекачивания жидкости из наклонных и горизонтальных скважин

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для приводов тяжелонагруженных машин, преимущественно прокатных станов, турбин, гребных винтов морских судов и других машин

Изобретение относится к области машиностроения, более конкретно к жестким компенсирующим муфтам, и предназначено для соединения валов с угловым и параллельным смещением осей, особенно в тяжелонагруженных передачах с повышенными углами перекоса соединяемых валов

Изобретение относится к области общего и транспортного машиностроения, в частности к зубчатым муфтам

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при проектировании трансмиссий для передачи вращения в машинах разного назначения

Изобретение относится к машиностроению и может быть преимущественно использовано в силовых нереверсивных приводах машин различных отраслей промышленности
Наверх