Подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом

 

ОП И<АНИЕ

ИЗОВРИтИНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик!

I! !639088 (61) Дополнительное к авт. свил-ву— (22) Заявлено 21.03.77 (21) 2466010/24-07 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет (43) Опубликовано25.1278.Бюллетень № 47 (45) Дата опубликования описания 28.12.78 (51) М, Кл

Н 02 К 5/00

Государстаенна1й комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.. 13(088.8) (72) Автор изобретения

А. И. Долгих (71) Заявитель (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

С IQPN3OHTAЛЬНЫМ ВАЛОМ

Изобретение относится к. электромашиностроению, в .частности к конструкции подшипниковых узлов средних и крупных электрических машин.

Известен подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом, содержащий роликовый подшипник качения,,крепленный на валу (1).

Такая конструкция подшипникового узла применяется в электрических машинах, у которых радиальные нагрузки воспринимаются роликовыми подшипниками качения, а аксиальныс нагрузки в рабочем реж11ме I3ocпринимаются радиально-упорным шарикоподшипником, устанавливаемым рядом с роликовым подшипником качения. Однако установка в одном из подшипниковых узлов дополнительного радиально-упорного шарикоподшипника удорожает и усложняет конструкцию электрической машины.

Известен также подшипниковый узел электрической ма щинь1 с горизонтальным валом, содержащий роликовый подшипник качения, укрепленный на валу, подшипниковый щит и крышки (2).

Такая конструкция подшипникового узла применяется в электрических машинах, у которых радиальные нагру3KII восприш1— маются роликовым подшипником качения, г аксиа a! III Ie нагрузки воспринимаются ра1па lbllo-упорным шарикоподшппником. стоящим на другом конце вала во втором подшипниковом узле. Г1ри использовании этой консзрукции возникают трудности в подборе радиально-упорногo подшипника и усложняс-гся ксл1сi ðóKII!IH электрнч OKQH машины.

Цель изобрстсния — упро1ценпе конструкции электрической машины.

10 Для этого на внутренней стороне каждои крь1ц1ки устапоI3.!0130 кольцо из антифрикш« .:I«»u i,àòoðèàла, например, брон 3ы, l1p I I 031 мi.жд ко. 1 ЬI10м и торцовои 110— верхностью внутренней обоймы подшипника

15 имеется зазор.

На фпг. 1 изображен подшипниковый çå I электрической машины с горизонтальным валом; на фиг. 2 — электрическая маill I!I!eh с пОдшипниковы ми L З.замп.

Поди ипниковый узел электрической ма2б ШИПЫ С ГОРИЗОНтаЛШ1ЫМ ВаЛОМ СОДЕРжИт р 01 H K o I3 bl I I п Од ш 11 и и и к к а ч е н и я 1, g к р 1 п,з е и;!II » ë валу 2, подшипниковый щит 3 и крышки 4 и 5. На внутренней стороне каждой крышки установлpíû кольца 6 из ан639088

111111И1114 Заказ (2П 14 т ираж 8оО 1о <чооа<н

Филиал 1111П «Пате гг», г. Ужгород, ул. 11ро. а;ааа, 4 тифрикционного материала, например, бронзы, причем между кольцами и торцовой поверхностью 7 внутренней обоймы 8 роликового подшипника имеется зазор о, а сама внутренняя обойма закрепляется на валу пружинным кольцом 9. Наружная обойма 10 жестко закреплена в подшипниковом щите крышками.

Величина зазора между кольцами и торцовыми поверхностями внутренней обоймы роликового подшипника связана с величиной отклонения магнитной оси статора 11 от магнитной оси ротора 12 соотношением — (0,5, где R — величина отклонения маг6 йитных осей статора и ротора друг относительно друга.

Поскольку в установившемся режиме работы электрической машины ротор самоустанавливается в магнитном поле статора, т. е, аксиальные силы магнитного тяжения, действующие на ротор, отсутствуют, то можно снизить предел жесткости подшипникового узла и отказаться от радиально-упорного шарикоподшипника на втором конце вала, заменив его на радиальный роликовый подшипник, упростив тем самым конструкцию машины в целом. Во время реверса или останова антифрикционное кольцо в паре с внутренней обоймой роликового подшипника будет играть роль упорного подшипника скольжения, который воспринимает на себя аксиальные нагрузки на вал, возникающие при этих режимах работы электрической машины. Предлагаемая конструкция подшипникового узла дает возможность широкого пр — менения роликовых подшипников качения в крупных и средних электрических машицах.

Роликовые подшипники качения способны воспринимать значительные радиальные нагрузки, просты в эксплуатации и имеют оолее длительный срок службы по сравнению с радиально-упорными подшипниками.

Кроме того, предлагаемая конструкция

1О подшипникового узла позволяет упрос1 ть конструкцию электрической машины в ш— лом.

Фор.чула изобретения

Подшипниковый узел электрической ма15 шины с горизонтальным валом, содержаьций роликовый подшипник качения, укрепленный на валу, подшипниковый щит и крышки, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, на внутренней стороне каж. дой крышки установлено кольцо из анти фрикционного материала, например, оропзы, причем между кольцом и торцовой поверхностью внутренней обоймы подшипник» имеется зазор.

Источники информации, принятые во в:l::—

25 мание при экспертизе:

1. Видеман Е. и Келлебергер В. Конст1. кции электрических машин. Л., Энергия, 19. 2, с. 461, рис. 12 — 2.

2. Сергеев П. С., Виноградов H. H.

Горяиннов Ф. А. Проектирование электрических машин. М., Энергия, 1969, изд. З-с, с. 182, рис. 9 — 9.

Подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом Подшипниковый узел электрической машины с горизонтальным валом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в тепловых электростанциях

Изобретение относится к сверхпроводящему вращающемуся устройству типа сверхпроводящих генераторов, в которых по крайней мере обмотка ротора выполнена сверхпроводящей

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к турбостроению

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электроприводам

Изобретение относится к электротехнике, касается, в частности, погружных корабельных электрических машин и позволяет обеспечить повышение надежности, ресурса и срока службы машины за счет исключения контактной коррозии корпуса, а также повышение энергетических и пусковых характеристик

Изобретение относится к области электротехники и касается проблем конструктивного выполнения жидкостно-заполненных электрических машин
Наверх