Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением

 

Союз Советских

Соцмалмстическкх

Респубпмк

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЮТИЛЬСТВУ . 641401 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 22 03.76 (21) 2336501/18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет—

Опубликовано 05.01,79Бюллетень № 1

Дата опубликования описания 08.01., 9 (51) М. Кл

G 05 В 15/00

Государственный комитет сссР оо делам изооретений и открытий (53) УДК 621.396 (088.8) B. Ю. Ланий, Б. П. Чернов, E. Б. Гео

Г. И. Яворский, В. И. Глазьев, И. П. и A. А. Якушенков (72) Авторы изобретения!

1 (71) Заявитель (54) ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

ПЛЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НАВИГАЦИЕЙ

И СУООВОЖД.ЕНИЕМ

Изобретение относится к области автоматического управления и может быть использовано при автоматизации процессов навигации, судовождения и эксппуата ции судов морского фпота.

Известно .информационно-вычислительное устройство (1), содержантее ЗВМ, блок сопряжения, навигационный пульт, индикатор ситуаций, телетайп, блок кодирования видеосигнапов, блок обнаружения целей, многоканальный преобразователь напряжение - код, бпок ведения судового журнала.

Недостатки этого устройства — отсутствие одновременного решения комнпекса задач в реальном масштабе времени, что сказывается на безопасности плавания, и отсутствие исправления ошибок при вводе информации без необходимости повторного ее ввода.

Наиболее бпизким техническим решением к изобретению является информационна -вычислительное устройство (2),сс»держашее блок сопряжения, соединенный

2 с ЭВМ, индикатором ситуаций, навига. ционным пультом, бпоком ведения судового журнапа, блоком кодирования видеосигналов, блоком обнаружения целей, многоканапьным преобразователем напряже-.

5 ние - код, бпоком управления авторупевым, первым телетайпом, вторым теле» тайном, подсоединенным к первому выходу бпока ведения судового журнапа, и бпок диспетчера, соединенный с ЭВМ.

10 Устройство позвопяет автоматизировать обработку радиолокационной информапии дпя обеспечения безопасного расхождения судов, программировать путь судна, автоматизировать счиспение пути т5 судна, и опредедение места судна, формировать управпяккций сигнал ans управ- пения авторулевым. При этом устройство обеспечивает одновременное решение задач в реальном масштабе времени.

Недостатки устройства - отсутствие возможности обработки ЗВМ заявок одного приоритета с учетом предыдущего состояния блока диспетчера, отсутствие анализа сочетаний поступающих заявок, что снижает достоверчость од овременного решения различных задач судовождения, навигации и эксплуатации .и, следовательно, в целом, снижает безопасность плавания.

Белью изобретения является расширеwe функциональных возможностей устройства за счет повышения достоверности одновременного решения различных задач t0 судовождения, задач навигации и эксплуатации в реальном масштабе времени на одной ЭВМ и повышения эффективности работы судоводителя. Эта цель достигнута благодаря тому, что в известное устройство введены блок задания режимов диалога, блок контроля диалога и блок управления приоритетом, входы которого подключены соответственно к выходам навигационного пульта, блока обнаружения целей, индикатора ситуаций, второму выходу блока ведения судового журнала, к первым выходам блока задания режимов диалога и блока контроля диалога, а выход - к уцравляюшему входу блока диспетчера, вторые выходы блока задания режимов диалога и блока контроля диалога соединены с блоком сопряжения, а управляюшие входы - с выходом первого тепе тайна. ЗО

Блок-схема устройства представлена на чертеже и содержит ЭВМ 1, блок диспетчера 2,,блок сопряжения 3, первый и второй телетайпы 4 и 5, блок ко-, дирования видеосигналов 6, блок обнаружения цепей 7 индикатор ситуаций 8 многоканальный, преобразовател b напряжение — код 9, блок ведения судового

)курнала 1О, блок управления авторулевым 11Д блок задания режимов диапога 12, блок контроля диалога ХЗ, блок управления приоритетом 14, навигационный пульт 15, выходные шины 16 к радиолокационной станции (РЛС), выходные шины 17 к навигационным датчикам выходные шины 18 R датчикам судовых технических средств, выходные шины 19. к приемникам радионавигационных систем, выходные шины 2О к авторулевому.

Устройство работает следутошим образом. С навигационного пульта 15 или индикатора ситуаций 8 задается соответ» ству|оший режим работы. Информация от датчиков информации поступает через соответствуюшие преобразователи и -блок

55 сопряжения 3 и ЭВМ 3.. Для обеспечения одновременной работь1 режимов устройства (как-ж: определения параметров движения своего судна и встречных су дав; местоопределения своего судна по данным чатчиков РНС, РЛС или по счислению места; определения степени опасности сопровождаемых судов и выбора маневра на безопасное расхождение; формирования управляющих сигналов на авто рулевой; автоматического ведения судового Ha a; решения различных эпизодческих навигационных задач и проведения экономико-эксплутационных расчетов) в реальном масштабе времени используется блок диспетчера 2, управляющий вход которого подключен к выходу блока управления приоритетом 14. При этом в зависимости от вида сочетаний заявок, поступаемых от абонентов (напр имер, от блока обнаружения целей 7, блока кодирования видеосигналов 6, от схемы ручного ввода на сопровождение индикатора ситуаций 8, блока задания режимов диалога 12), их важности и предыдущего состояния блока диспетчера 2, блок управления приоритетом 14 вырабатъ вает тот или иной управляющий сигнал в блок диспетчера 2, по которому ЭВМ 1 выходит на соответствующую подпрограмму. После обслуживания заявки ЗВМ 1 выполняет действия в установленном цикле блока диспетчера 2 до прихода следук>щего соответствуюшего управляюшего сигнала (заявки) с блока управления прио» ритетом.

Таким образом устройство осуществляет непрерывную автоматическую обработ ку текущей информации с наглядным отображением результатов на индикаторе ситуаций 8, телетайпах 4, 5, табло навига- ционного пульта Х5. Блок ведении судового журнала 10 обеспечивает формирование соответствуюшей заявки иа автомати» ческую регистрацию по установленной форме определенного набора параметров, действий судоводителя и по команде

ЗВМ 1 формирует управляющие сигналы для опроса датчиков и преобразует информацию в вид, необходимый для вывода на телетайп, 5.

Для зашиты устройства от грубых субьективвых ошибок при вводе данных предусмотрен обмен судоводителя с

ЭВМ 1 в виде диалога, для чего служит блок задания режимов диалога 12 (например, режим диалога при решении задачи поправки компаса или задачи определения места судна цо звездам).

При этом на первом телетайпе 4 набь рается соответствуклций код задачи, ко

В414О торый анализируется в блоке задания .режимов диалога, и по результатам анализа выбирается с помошью блока управления приоритетом 14 соответствующая подпрограмма ЭВМ 1, по которой ЭВМ запрашивает данные по соотвеч ствуюшим параметрам и производит анализ на достоверность. В случае, если допущена ошибка при вводе с первого телетайпа 4, что часто бывает при большом î объеме информации, с помощью блока контроля диалога 13 имеется возможьость проведения коррекции соответствующей информации. Это позволяет устранить повторное решение задачи при неправильном 15 вводе. В этом режиме по соответствующей команде с блока контроля диалога

13 блок управления приоритетом 14 вЫрабатывает управляющий сигнал на блок диспетчера 2 дпя выбора соответствую- 20 щей программы ЭВМ 1, и в ЗВМ 1 в режиме диалога с судоводителем вносятся соответствующие корректировки. Блок управления авторулевым 11 по командам, выдаваемым с.ЭВМ 1 через блок сопряжения 3, формирует управляющий сигнал на авторулевой.

Предлагаемое информационно-вычислительное устройство позволяет повысить безопасность плавания за счет увеличе- М ния достоверности одновременного решения различных задач судовождения, навигации и эксплуатации в реальном масштабе времени на одной ЭВМ и повысить эффективность работы судоводителя. При таком блочном составе устройства и наличии диалогового режима имеется во:-ьможность наращивания объема решаемых задач путем ввода новых программ. Автоматический ввод текущей информации для режима задач предупреждения столкновений и непрерывная коррекция освобождает судоводителя от оперативного управления. Автоматическая регистрация данных судового журнала облегчает работу судоводителя и позволяет оценивать его действия в сложной обстановке. Режим диалога позволяет более полно использовать вычислительные ресурсы и создать оптимальные режимъt работы судоводителя.

Формула изобретения

Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением, содержащее блок соп» ряжения, соединенный с электронно-вычислительной машиной, индикаторомситуаций, навигационным пультом, блоком ведения судового журнала, блоком кодирования видеосигналов, блоком обнаружения цепей, многоканальным преобразователем напряжение - код, блоком управления asторулевым, первым телетайпом, вторым телетайпом, подсоединенным к первому выходу блоке ведения судового журнала, и блок диспетчера, соединенный с электронно-вычислительной машиной, о т л ич а ю щ е е с я тем, что,с целью расширения функциональных воэможностей устройства, оно содержит блок задания режимов диалога, блок контроля диалога и блок управления приоритетом, входы которого подключень соответственно.к выходам навигационного пульта, блока обнаружения целей, индикатора ситуаций, второму выходу блока ведения судового журнала, к первым выходам блока задания режимов диалога и блока контроля диалога, а выход — к управляющему входу блока диспетчера, вторые выходы блока эадвния режимов диалога и блока контроля диалога соединены с блоком сопряжения, а управляющие входы — с выходом первого телетайпа.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Техническое описание Системы комплексной автоматизации судовождения теплохода "Михаил Лермонтов, ЦНИИМФ, Л., 1974.

2. Техническое описание системы

«Тонах - Мй иЮМи Топке ЬчьЪет (CunCt OnS),J@itSubiЬМ ЯЕаЧ 111дОИ Меь, П2.надаьаМ сМр агд,Еприе @огнь )976

Составитеиь A. Кошевой

Редактор В. У кин Техред Э. Чужик Корректор М. немчик

Заказ 7511/42 Тираа Ю ф Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по дедам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж 35, Раушскай наб., д. 4/5 Фиииал ППП Патент», г. Ужгород уи. Проектнан, 4

Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением Информационно-вычислительное устройство для системы управления навигацией и судовождением 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике

Изобретение относится к области автоматического регулирования, а именно к регулированию выходной координаты динамических объектов

Изобретение относится к автотракторной технике и может быть использовано в аппаратуре автоматического контроля и управления режимами работы и техническим состоянием агрегатов транспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления подачей рабочего тела, например, в системах управления режимом жидкостного ракетного двигателя (ЖРД)

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для управления положением различных инерционных объектов, например, управления положением камер сгорания ракетных двигателей (ЖРД) или управления положением рулевых поверхностей самолетов

Изобретение относится к автоматическим системам управления на базе вычислительной техники

Изобретение относится к системам пожарной безопасности, предназначенным для предупреждения возможности возникновения пожаров и взрывов и для обеспечения качественного пожаротушения в случае возникновения аварийной ситуации

Изобретение относится к системам управления современных летательных аппаратов
Наверх